Вопросы для оспаривания автоматических мыслей

Алексей Гадаев
Джудит С.Бек в книге "Когнитивная терапия" пишет, что психолог узнаёт о когнитивной модели клиента, то есть выясняет взаимосвязь мыслей и убеждений клиента для терапии.
Согласно когнитивной модели, эмоции и поведение людей зависят от востиятия ими различных жизненных обстоятельств. Не события сами по себе определяют самочувствие людей, а способ, которым они их истолковывают (Beck,1964$ Ellis,1962). Самочувствие человека зависит от способа интерпретации им жизненных ситуаций. В то же самое время человека посещают мимолётные оценочные мысли. Их называют автоматическими мыслями; они не являются результатом размышлений, умозаключений и не обязательно поддерживаются доказательствами. Напротив эти мысли возникают сами по себе, зачастую они короткие и обрывочные. Научившись распознавать свои автоматические мысли, вы можете сделать следующий шаг: оценить их достоверность. Если вы поймёте, что ваши интерпретации ошибочны, и измените их, ваше настроение улучшится. Откуда берутся автоматические мысли? Это наши глубинные убеждения[с.34-35].
 Бек, Джудит С. Когнитивная терапия: полное руководство.М. ООО"И.Д.Вильямс", 2006.

В книге "Клиническое руководство по психическим расстройствам" под ред. Девида Барлоу даны вопросы для того, чтобы поставить под сомнение ошибки мышления, то есть автоматические мысли:
1. Вы твердо убеждены, что ________?
Пример. Твердо ли я убежден в том, что мне нечего сказать?
2. Уверен ли я на 100% в том, что _____?
Пример. Уверен ли я на 100% в том, моя тревога обязательно проявится внешне?
3. Каковы доказательства того, что верно обратное?
Пример. Каковы доказательства того, что  они не поняли моей речи?
Каковы доказательства того, что они поняли мою речь?
4. Что самое худшее может произойти? Насколько это плохо? Как мне с этим справиться?
5. Есть ли у меня магический кристалл?
6. Существует ли другое объяснение того, что______?
Пример. Есть ли другое объяснение его отказу выпить со мной кофе?
7. Действительно ли _____однозначно или может быть приравнено к ___?
Пример. Действительно ли "ненервничать" - то же самое, что выглядеть глупо или быть дураком?
8. Можно ли иначе взглянуть на ситуацию?
9. Что означает, что я ____?
Пример. Что означает "глупо выглядеть"? Если я медленно подбираю слова, значит ли это, что я действительно глупо выгляжу?
Прежде клиентам применить этот подход к собственным мыслям, психологи описывают гипотетическую ситуацию, в которой испытали бы тревогу большинство людей (начальник сообщает, что недоволен вашей работой, приглашает через пять минут зайти к нему). Автоматические мысли, возникающие при таком повороте событий, фиксируются на листе бумаги. Ответы на оспаривающие вопросы обобщаются в одно-два утверждения, которые не служат рациональными ответами[с. 208].
"Клиническое руководство по психическим расстройствам" под ред. Девида Барлоу. СПб.:Питер, 2008.