Остров Аскольд. Глава 1

Людмила Москвич
     В 2003г. я впервые побывала в  Приморском крае, на Дальнем востоке. Там уже много лет в г.Фокино живет мой сын. Закончив в 1984г. военно-морское училище, он получил назначение сюда. Приехал с женой и крошечной дочуркой, да и остался здесь навсегда. Я с первого взгляда влюбилась в этот чудесный край. И мне стало понятно, почему он не хочет поменять его на Молдавию, где живу я и мой старший сын, или на  Одессу, где тоже есть море, так горячо им любимое. Надо было увидеть Японское море, чтобы почувствовать «большую разницу». Мне сразу стало понятно, почему сын отказывался поехать хоть на несколько дней с братом на Черное море. Здесь в море чистейшая  голубая вода, белый песок пляжей, таинственные и экзотические острова, сказочные скалы, покрытые ярко-малиновыми цветами, богатейший подводный мир. Все это очаровывает и влюбляет  навсегда.

     Начался грибной сезон,  Стасик решил свозить меня на остров Аскольд, убив сразу двух зайцев: познакомиться с уникальным островом и набрать грибов, там их, по слухам, видимо-невидимо. Сам он на нем не бывал, так как до недавнего времени остров был закрыт для посещения - на нем располагалась воинская часть,  вообще, остров был окутан густой завесой тайны. Утром  Стас усадил нас на свой катер, и мы отправились в путешествие. Кроме меня, невестки Любы, с нами была семейная пара Стасовых друзей. Они уже посещали остров и убеждали нас, что грибов там много.

     Остров Аскольд расположен в 18км. от г.Фокино и в 50км. от Владивостока. Он входит в административную границу г.Фокино, вместе с о.Путятин.  Фокино самый молодой город края, населения всего 39 тыс. человек. Местное население его именует Тихасом  (не путать с Техасом, что в Америке), Просто раньше он назывался Тихоакеанским, сокращенно - Тихас.
Остров назван в честь фрегата «Аскольд», такое же имя носит и пролив между  Аскольдом и Путятиным. Между ними всего 7км. Площадь острова 14,6 кв.км. Впервые обследован и описан моряками клипера «Стрелок» в 1859г. На острове  добывали золото и в 1867-1868 гг. здесь было вооруженное столкновение между китайскими и русскими пограничниками. В 1876 на берегу бухты был построен  золотопромышленником Кустером приисковый поселок. А в 1892г. командованием крепости Владивосток был создан на о.Аскольд наблюдательный пост. В конце  19 века владелец прииска пригласил ссыльного поляка Михаила Янковского и тот развел на острове пятнистых оленей. Это был единственный в мире питомник, где было до 3000 голов этих прекрасных животных. В 1936-1939г.на острове велось строительство башенной артиллерийской батареи. Под 2 башнями располагаются 2-х этажные подземные оружейные блоки: пороховые склады, склады снарядов, продовольственные склады, запасы воды, жилые помещения, рабочие кабинеты, технические помещения. Все это соединялось с  командным пунктом подземным  ходом.  С 1990г. все заброшено, запущено. Лес постепенно скрывает все следы человеческой деятельности.

Эти данные я  прочла в интернете недавно, но они не противоречат тому, что я узнала во время моего посещения острова  в 2003г. То, что я услышала тогда, меня потрясло, и я долго сомневалась, так ли все было на самом деле? Я перескажу, возможно точно, что мне рассказал тогда смотритель маяка, сторожил острова, проведший здесь несколько десятков лет,  влюбленный в этот прекрасный, таинственный и загадочный остров. Он прибыл сюда молоденьким солдатом, да и остался на всю жизнь, преданно служа этому прекрасному острову.