Чётки

Андрей Миронов Менакер
               
                Андрей В. Миронов

                Чётки


    Был и есть один изрядно поднадоевший мне вопрос, который мои новые знакомые задают мне либо сразу, либо по прошествии некоторого времени. Но что меня особенно огорчало и огорчает теперь, так это то, что он, вопрос существовал и существует только в двух вариантах:
- Зачем ты носишь чётки?
Или:
- Зачем тебе чётки?
     Люди, как вы скучны и не оригинальны!
     Поначалу меня всё это немного забавляло, потом стало удручать и несколько раздражать. Наконец, повергать меня в отчаяние, а всякий знает, что отчаиваться, как и торопиться, не надо. Тогда я и присочинил несколько вариантов ответов, простых и не очень. Так, чтобы отстали. Не отстают. Вопросы и вопросы, а к ним –  ответы…
     Ответ, предназначенный особо одарённым оппонентам:
- Просто так…
Или:
- Чтобы спрашивали…
     Несколько грубо, но чрезвычайно продуктивно; и только очень любопытные предпри-нимают попытку повторного домогательства.
     На этот случай у меня приготовлено ещё несколько вариантов, которые варьируются в зависимости от пола и социального статуса вопрошающего.

     Приятель мой, а даже и не приятель, просто знакомый из разряда нежелательных зна-комств, который большую часть сознательной жизни прослужил в охранных структурах. Встреча наша случайна, интереса для меня не представляет, но  чётки, которые я отто-ченными движениями пропускаю юркой змейкой между пальцами правой руки, он замечает и вопрос сформулирует чётко и коротко:
- Ты веру поменял?
- Нет, - отвечаю, - веру я не менял, но и православным никогда не был, как впрочем, не был католиком, ни буддистом, ни мусульманином. «Свидетели Иеговы» и «Адвентисты седьмого Дня» не тронули струн моей души своими не слишком логичными пропо-ведями, поэтому веру я не менял.    
     Конечно же, он ничего не понял, окинул меня взглядом, лишенным какой-либо осмыс-ленности и задал вопрос, который поверг меня в состояние изумления, близкого к шоку:
- Но ты же не вор-карманник?
     Я, конечно же, не вор-карманник и никогда им не был, но постановка вопроса… Надо было прояснить ситуацию.
- Александр, - я перешел на ироническое «Вы», тщательно маскируя саму иронию, - так Вы полагаете, что четками пользуются только мусульмане и воры карманники. С му-сульманами всё понятно, а воры…
- А воры так развивают подвижность пальцев. – Он раздраженно перебивает меня.
- Третьего, как я понимаю, не дано?
- Нет.
Он раздражается всё больше, и я понимаю, что надо слегка сгладить прямые углы:
- А если предположить, что я гитарист, и действительно использую чётки для развития подвижности пальцев. Кстати, о том, что я играл на гитаре, ты знал, а кто играл, тот не бросит это занятие никогда.
     Вот такого ответа он явно не ожидал и был поражён до глубины своего не слишком развитого сознания. Он как-то сник, ссутулился, плечи его опустились, глазки нервно по-хлопывали. Тарелка, в которой он оказался, явно ему не подходила. Не привык он к такому обхождению; глуп был и самоуверен. Вот и не знал теперь, чем бы мне возразить.
     Я же, «по-доброму» улыбаясь, продолжил:
- Все Ваши беды от недостатка образования, которое Вы не желаете пополнить из-за всегдашней Вашей  лени и чувства завышенной самооценки. Я возьму на себя труд и дам Вам некоторые пояснения, а именно – чётки используют священнослужители различных конфессий.
- Вы, я не имею в виду лично тебя, - я незаметно для себя перешел на «ты», и это под-черкивало его унижение ещё больше, - вы – бедны духом. Разум Ваш не развит, а о душе Вы вспоминаете, только тогда, когда тайно мечтаете выгодно продать её. Только вот не нужна она такая никому. Вы материальны до тошноты…
      Я ещё не закончил, а его взгляд выражал настолько полный спектр чувств и эмоций, которые он испытывал в отношении меня, что кого-то другого он, взгляд, мог бы испугать. Кого-то другого…
     Как замечательно он меня ненавидел!

     Следующий вариант ответа, в форме монолога, который наиболее употребим при общении с особами женского пола:
- На определённом отрезке моего неспешного пути, я верно и ясно прочувствовал тот факт нашего совместного с остальным человечеством бытия, сообразно которому,  употребление жидкостей, различных по составу и способу приготовления, является для человека естественным и обязательным.
- И ещё я осознал, что процесс добровольного вдыхания продуктов горения высушенных  растительных субстанций губителен для человеческого существования на общем фоне ухудшения экологического состояния планеты.
     Тогда я решил непременно бросить курить.
     Когда миновали вторые сутки этого бесчеловечного эксперимента, я понял, что курение это, конечно же, потребность организма и, что никотин – одна из составляющих обмена веществ, но всё это, в-третьих, и, в-четвёртых. Во-первых, это традиция. Именно поэтому во всех учреждениях и на всех предприятиях существуют специальные места для курения, а на сам процесс отводится строго определённое время. Это так же относится к службе в рядах Вооруженных Сил. «Не хочешь курить, продолжай работать» – это даже не лозунг, а догмат, утвержденный образом жизни.   
     В дополнение к первому, курение это способ убить Время. И.., во-вторых, возможность «занять руки». Вдумайтесь, как часто «свободные» руки отравляют человеческое существо-вание? Постоянно. Именно поэтому люди так часто «занимают руки», а именно: почёсывают нос и другие части тела, мужчины теребят усы и бороду, если таковые имеются; при отсутствии оных теребят мочку уха. Некоторые «хрустят» суставами пальцев, другие… да что там, всего и не упомнишь, а если упомнишь, то описание сих способов займет не одну страни-цу.
     Так вот, Время Я убивать не собирался, а над  решением вопроса «о рукоблудие» пришлось поломать голову. Было одно простое, но по ряду морально-этических правил невыполнимое решение. Не знаю, о чём подумали Вы, а я попробовал перекатывать в ладони два грецких ореха. Только вот они как-то сами собой раскалывались в карманах, что доставляло массу неудобств, или раскалывались в руках и немедленно съедались. Так что этот метод не прижился.
     Тогда я попытался научиться манипулировать с металлическим рублём, как это делают фокусники, перекатывая его между пальцами от указательного к мизинцу и обратно. И не было счёта непослушным рублям, которые я потерял безвозвратно.
     Я, было, совсем отчаялся, когда решение возникло на экране телевизора, как чёрт из коробки.
     Хвала Аллаху и «Узбектелефильму» - легендарному и незабвенному! 
     Узбекские кинематографисты представляли, тогда ещё советскому телезрителю, фильмы из жизни басмачей и борцов за освобождение порабощенной женщины Востока. Откровенно говоря, мне фильмы подобные этому тогда нравились больше чем «индейская» эпопея Гойко Митича и «Золото Маккены» вместе взятые. Сюжетец непритязательный такой: Басмачи – мерзкие и непременно грязные, жгут всё, что горит, режут «неверных» и стреляют в них же из-за угла. Славные красные конники в белоснежных гимнастёрках летят на горячих скакунах навстречу опасности и обязательно побеждают с минимальными потерями.  Всё это на фоне великолепных видами горных отрогов и перевалов, бескрайних пустынь и цветущих оазисов в долинах рек.
     Действие на первом плане ограничивалось противостоянием между отчаянно-мудрым  комиссаром-орденоносцем и коварным муллой, который в перерывах между утренним и вечерним намазом корректировал действия оголтелых банд-формирований.
     Так вот, этот весьма нелицеприятный персонаж постоянно перебирал пальцами заме-чательные, в смысле бросающиеся в глаза, бирюзовые чётки.
     Это было откровением, вот только чётки тогда в Москве не продавались


                - 2 -
     Свой первый авторский экземпляр я изготовил из оливковых косточек, и он прослужил мне более двух лет до времени, когда в магазине «Узбекистан» же, на улице тогда ещё Горького, а ныне Тверской я не приметил замечательные чётки жёлтого стекла и не приобрёл их.
     Так о главном; курить я действительно бросил. Четыре года не курил, потом закурил опять и снова бросил, и не курю вот уже полных пять лет, чего и Вам желаю.
     А четки стали непременным атрибутом моего существования. Или аксессуаром?

      И ещё один, пожалуй, последний вариант ответа. Он гораздо короче предыдущего, но по силе воздействия много сильнее. Он повергает вопрошающего в состояние изумления с примесью некоторого испуга. Выслушав его, многие начинают с недоверием относиться к моему душевному состоянию в смысле его здоровья. Некоторые с той поры избегают встреч со мной. Вот он:
- Вы, конечно же, знаете, что кончики пальцев человека  являются своеобразными передатчиками энергии. Это основополагающий принцип мануальной терапии, т.е. лечения при помощи наложения рук, manualis по-латыни – ручной. А энергия бывает как положительная, так и отрицательная. Так вот четки вбирают в себя всю от-рицательную энергию, особенно чётки сделанные из природных материалов.  Со временем аккумулирующие возможности данного экземпляра чёток истощаются и они, четки сами собой исчезают в пространстве и времени. Поэтому нужно всегда иметь под рукой некоторое количество запасных.

     Исчерпывающе?

                Вот и всё!

                18 – 19 марта, Москва.