Под песни тюнгура. Тверь. Русофил Юрий

Саша Тумп
               Занесла нас судьба на озера под Тверью.
              Димка с Вовкой выбросили меня, удочки, палатку на берегу какого–то озера, а сами поехали в поисках маломальского прибежища на дня два – три.
              Рыбалка – это странное дело. Бывают люди, которые не умеют петь, – но любят. Бывают,– не умеют сочинять стихи, но тянет их на это дело. По себе знаю.
              А вот рыбалка – если ты не любишь её, то тебя не загонишь никакими коврижками к воде, в дождь, или там, на снег и лед в мороз. Опять же рыбалка…! Это ведь целый комплекс мероприятий, которые никак не связаны между собой, но все они так или иначе имеют место быть при этом таинстве.
              Конечно, со стороны – просто времяпрепровождение или более точно – убийство времени. Такое мнение усиливается, если нет рыбы. Если есть – то мероприятие попахивает меркантильностью.
              Однако рыбалка – единственное место, где ты можешь ничего не делать и никто, даже изощренный придира, не скажет, что ты ничего не делаешь.
              По большому счету, можно вообще не привязывать крючок. Забросил и сиди, смотри на воду, слушай костер за спиной, разглядывай берег. Никто ничего не скажет. Попробуй так посидеть где–нибудь в другом месте…?! Вот, то–то и оно!
              ...Подошел к берегу. Смотрю, – лодки привязаны. Чужое имущество, что тут рядом ошиваться, – пошел по берегу. Смотрю – у берега рогатки в воде стоят. Раз люди здесь ловили, – то и мне не за позор. Перебрался поближе, удочку достал, кроссовки снял – сапоги одел. Медленно так готовлюсь.
              – Здесь Вы ничего не поймаете.–
              Мужичок стоит. Тоже с удочками. На меня смотрит.Разглядывает.
              – Ловили же…–
              Показываю на рогатки.
              – На ночь донки ставят ребятишки, – стоит не уходит, – в наших краях–то как…? Случайно, или цель какая?–
              – Случайно. Решили отдохнуть дня два. Места хорошие…  Может рыбу половить.–
              – А где те, кто – «ли»? Одного вижу. Попрятались, что ли?–
              – Дальше поехали. Сказали, там турбаза есть. Поехали, посмотрят, что да как.  Потом, либо здесь переночуем, либо там. В дороге мы. Помыться хотелось. Нет – так нет. Дальше завтра поедем.–
              Я махнул неопределенно рукой в сторону, откуда мы приехали.
              – Не поймаешь тут ничего.
              ...Меня Юрий зовут. Живу я тут.–
              – Нет – так нет,– повторил я.
              – Давай со мной на лодку. Вон там за мыском встанем. Если твои подъедут – увидим.–
              – А это куда? – я указал на рюкзак и палатку.
              – С собой. Много тут всяких ездит.  … Туристов. Да и не туристов тоже…  Я, чтоб тебе ясно было, – ярый русофил. Понял?! Это я к тому, чтоб на берегу знал.–
              Юрий, оглядывая меня с головы до ног, намекал на мою "азиатскую" внешность.
              – Русофил или русьофил? Или ксенофоб? –
              Меня несколько это задело.
              – Интересно… Интересно...
              ... А ведь в моем понимании я – русьофил тогда,– сказал он, как мне показалось, с удивлением.
              – Тогда ничего страшного. Я – тоже. Но я – ксенофоб!– мне хотелось отомстить.
              – Интересно… Интересно...
              ...Похоже я тоже – ксенофоб. Только я либеральный ксенофоб.–
              Юрий задумался.
              – А я – толерантный ксенофоб,– мне было забавно.
              – Пожалуй, «толерантный» – правильнее. Я тоже – толерантный ксенофоб. Но русьофил… А ты почему так  сказал – «русьофил» ?–
              Он затих.
              – Так время такое. Россия – теперь не только русские. Да и не была такой никогда. Отчего же – «русофил»? А Пушкин? Арап – как не крути. «Тунгус и друг степей – калмык…?» Багратион, Окуджава  – грузины. Ландау – еврей. Объединила–то Русь!
              Значит – «русьофил»… Или близко к этому…–
              Мы уже подошли к лодке, я положил свои вещи и ждал приказа, – куда сесть.
              – Интересно…. Интересно…–
              Юрий стоял и смотрел на озеро.
              – Значит – «русьофил».  Может проще в словарях все поменять? – он так и стоял на берегу, задумавшись.
              – В словарях…?  А что, русских, как нации, уже нет что ли? Будет нация – будут и «филы» и «фобы».  Мы же о стране говорим. А не о нации. Правильно было задумано – «советский народ». Теперь надо – «народ России».  Или там «российский»…  Или – «россияне»… Придумают…
              ...Солнце скоро сядет.– намекнул я.
              – Да… Да… Поплыли. Садись на корму. –
              Вечер был, как специально для того, чтоб показать всю прелесть этих мест.
              – Болот много? – я посмотрел на Юрия.
              – Много.  Они да озера всегда защищали эти места. Княжество то Тверское – ого…! Сила была…–
              – То–то войска свои не выставили на поле Куликовом. Спасибо хоть, что как рязанцы, не встали под знамена Мамая.–
              – Не надо! Вот только не надо так! Не только мы. А новгородцы, а нижегородцы, а смоленские … А?–
              – Вот –вот! Спасибо вам и им, что хоть не встали под знамена Мамая…– меня, как черт, за язык тянул.
              Юрий явно обиделся. Но мы уже были далеко от берега. Он замолчал.
              – Сложно там всё было. Ну, так ведь исправились. Повинились. –
              – Ага! После Тохтамыша… Еще сто лет ждали. Сидели, размышляли, прикидывали…  А теперь все горазды… Когда Россия задержалась…? Где Россия задержалась…? Кто виноват…? Ой, что теперь делать…?–
              Я не мог забыть, как он разглядывал меня.
              – Зато в России не было никогда «хороший тунгус – мертвый тунгус»! –
              Юра опять оглядел меня с головы до ног.
              – Не было!– я согласился, – Что, правда, то – правда. Казаки вместе с ружьями тащили соху.
              Да и то…!  Местные все были или охотники, или кочевники – земли сколько угодно. Паши. Сей. Даже хорошо. Хлеб рядом. Опять же дома крепкие. В наших–то краях, как под пальмой, не всегда переночуешь. Опять же к рекам привыкшие. А реки? О–о–о! Реки – дороги. Телеги там, сани тоже давно под лошадь были освоены.
              – А мы, знаешь, что...? Давай сети мои проверим. Вдвоем сподручней.  И рыба на вечер будет. Хоть там ночевать будете, хоть здесь… Сети–то выбирать приходилось когда?
              – Приходилось!–
              Мне предложение понравилось. Было бы еще не плохо все это сделать до того, как пацаны подъедут. Во, лица будут!
              – А это ты, Юра,  хорошо сказал, что …  Ну, про тунгуса… Да, эти америкосы… –
              Мне всё больше нравилась идея – проверить сети.
              – Да не в них дело…
              Там же … англичане, французы… кого там не было…
              Это только русские пацаны все бредили после Фенимора Купера индейцев защищать. То индейцев, то буров… У себя то защищать не кого было… А душа требовала…
              В России даже присягу в армии иноверцы принимали по своим обычаям…
              Россия знала, на кого опереться. Сибирские дивизии потом к Москве–то подоспели. А в них...! Десятки народностей!
              Красную площадь–то от Кремля  на северо–восток поставили. А! Все дома ставили крыльцом на юго–восток. А площадь главную на северо… А!  И Царскую Башню Кремля поставили на северо–восток. А!
              Понимали! Понимали, – куда смотреть надо!
              А слово то «кремль» отсюда пошло. Видишь, по берегу стоят сосны да ёлки. Это и есть «кремль». Это тебе и «край», это тебе и «кремень», это тебе … – всё!
              Ты думаешь, что так в Америке исландцев не любят? А не любят их, друг мой ситный, потому, что язык и обычаи они сохранили. Язык свой не запоганили. Любой исландец сейчас возьмет книгу … пусть даже тысячелетней давности… и свободно читает.
              И Христа они приняли без крови. Хочешь,– так верь, хочешь, – так. Как душа у тебя лежит, – так и верь.
              И у них была поголовная грамотность. Все – читали и писали. Все! Как у нас… Вот и не любят их за это. –
              Рыба  в сетях была. Трудно судит, – много, мало. Но судя по настроению Юрия, – улов был неплохой.
              – Ну, вот! Уха у вас будет, что надо.
              А может, у меня переночуете. Я здесь только летом живу. Брат рядом. За домом смотрит. Связь есть. Зимой приезжаю. А так–то я в Москве живу. Вообще я – историк. Абсолютно не нужная специальность… Сколько существует история – столько существует желающих что–то из неё выудить.
              А история – это, брат, как борщ. Не получится одному мясо, другому капуста. Нет…! Ты уж всё чёрпай… Да со дна побольше… Не любят у нас этого.
              … Смотри, солнце на деревья упало… Смотри, сейчас нырнёт…  Вот говорят, что только на Руси солнце с птицей сравнивают.  А то и правда… «Село» – говорят.
              «Полетели, полетели… – на головку сели…»
              О, спряталось! Отдыхать пошло…
              Насмотрелось на людские дела… Устало…
              … Ты, я смотрю, книжки–то почитываешь…
              Я, вот опять, про Исландию. Самая читающая страна в мире. Во!  А оставалось всего из исландцев–то  – триста человек – ну, это в Рейкьявике, да по деревням еще столько же … Выжили…  Наша закалка. –
              ...Мы сидели и смотрели, как вечер укутывал берега озера.
              В дальнем краю от воды пошло вечернее дыхание. Тонкая пленка тумана росла, закрывая пеленой берег. Казалось, что деревья вырастают прямо из тумана.
              – Вот ведь, как из снега. Хоть и холодно у нас, в Исландии–то потеплее, а всё ж  – «снежок»,  «снежинка». Не может русский человек без трудности. Ведь крутит его  и так, и сяк. А нет – «снежок»… Чудно!
              … Смотри! Не твои ли, там на берегу?–
              Я повернулся. На берегу стояли Володька с Димкой. Стояли молча, тоже смотрели на дальний берег озера.
              – Ты удочку–то не собирай пока… Скажем на удочку набили. Хоть и свои… Сеть сам понимаешь… Не каждый ведь и поймет…–
              Юрий, как–то неестественно, привел аргументы.
              – Ага! Будешь ты здесь кого–то бояться, если здесь родился, – подумал я.
              Димка схватил и вытащил лодку почти всю на берег.
              – Ну, вы даёте! – он увидел рыбу.
              – Твоя–то тут есть?  Рыбак!– выдохнул он, глядя на меня.
              Я посмотрел на Юрия.
              – Есть! Только не разобрать где – чья… Может в ухе виднее будет? –
              Юрий сидел всё еще в лодке, закрывая мне выход.
              – Я – «за»!. Эх, уха из петуха…!
              Димка был рад, что не надо никуда ехать. Что кров и стол уже есть. Что дальше – больше…
              – Будет и баня, – подумал я.
             
              Продолжение – http://www.proza.ru/2011/02/28/715