Царевна Наталья Алексеевна

Роберт Тальсон
http://www.petrofestival.ru/

В 1679 году в усадьбу Измайловское приехал художник. Это событие произвело фурор. Впервые иностранный «богомаз» собрался писать с натуры портреты царских детей. Правда, маленькие Петр и Наталья вовсе не хотели позировать в античных позах. Они все щипали друг друга, подпрыгивали на диване, а то и вскакивали и убегали в сад. Художник терпеливо изо дня в день корпел над холстом, ведь эта семья предложила жалование куда больше, чем можно получить в родной Италии.
Наконец, он поставил заключительный мазок, и все присутствующие кинулись смотреть на холст.
- Чудо, как хороши! – ахнула одна из нянек.
И тут маленькая Наталья подбежала к еще не высохшей картине и ткнула пальчиком прямо в середину. Она была очень любознательным ребенком.
В 1716 Наталья Алексеевна  будет вспоминать те беззаботные времена, позируя для своего последнего портрета. Между этими двумя портретами пролегла целая эпоха в истории России.

Царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I(1673-1716)

Царевна Наталья Алексеевна родилась 22 августа 1673 года, через год после своего брата, будущего императора Петра Первого. Их отец, царь Алексей Романов, вошедший в историю как «тишайший», был счастлив видеть здоровых и красивых детей, Наталью и Петра. От первого брака с безвременно почившей Милославской, он имел дочь Софью и двух болезненных сыновей, Федора и Ивана, причем Иван еще и отличался умственной отсталостью. Между тем маленький Петр уже в двухлетнем возрасте догонял по развитию старших сводных братьев. Его сестра Наталья тоже росла крепкой и смышленой. Наталья и Петр с раннего детства стали лучшими друзьями.
Пока был жив царь Алексей Михайлович, дети жили в роскоши и непрестанной заботе мамок, нянек и царственных родителей. У них были лучшие игрушки и самые модные костюмчики. Их мать, Наталья Нарышкина, обожала красивые вещи – для своей дочери она покупала изысканные технические новинки, вроде настенных часов, из которых вместо кукушки вылетал ангелочек.
Первые трудности появились со смертью отца, Алексея Романова. Считалось, что он умер от ожирения. Будучи мудрым государем и прекрасным отцом, он имел один недостаток – полную невоздержанность в еде. В резиденции царя пищу принимали круглыми сутками, столы ломились от мясных блюд и десертов. Одних только деликатесов из дыни было до десяти вариантов. Маленькая пухленькая Наталья Алексеевна переняла привычку отца и тоже не отказывала себе в удовольствии покушать.
Вокруг стола бегали карлики и веселили жующую публику.
После смерти царя пышные застолья прекратились, стало не до пиров  - царскую семью раздирали разногласия. На престол вошел болезненный Федор, и, несмотря на способности к политике и нацеленность на проведение реформ, он знал, что дни его сочтены. Его сестра, царевна Софья, готовилась к смерти брата и заранее плела интриги, собираясь захватить власть.
Восьмилетняя Наталья Алексеевна, еще ничего не зная о дворцовых переворотах, с радостью наблюдала за военными играми брата. Она, наверное, раньше всех догадалась, что этого человека ждет большое будущее.
Детство Натальи и Петра кончилось в 1682 году. Стрельцы ворвались в Кремль, и, путаясь в своих неясных целях, разгоряченные алкоголем и речами князя Долгорукого, пытались перерезать все царское семейство. Вдовствующая царица Нарышкина загородила собой детей – Наталью, Петра и Ивана. Но стрельцы требовали крови. Собой пожертвовал Нарышкин, дядя царевны Натальи. Он причастился и с иконой над головой пошел на растерзание.
- Я понимаю, что погибну, но хоть спасу всех! – просто сказал он.
Стрельцы пытали Нарышкина на глазах у детей, а после выкинули его из окна на штыки, повторяя – Любо! Ох, любо!
С десятилетним Петром случился нервный припадок. Он упал на пол и изо рта у него пошла пена.
- Только не умирай! Я с тобой! – повторяла Наталья, держа брата за голову. В этот момент она поклялась, что всегда будет рядом с братом и во всем будет его поддерживать, лишь бы он был жив.
Вскоре, в результате политического компромисса, Петр был провозглашен царем, правда, вместе со сводным братом Иваном. Прячась за специальным троном, их сестра Софья диктовала царствующим подросткам, что говорить и что делать.
Тем временем, Наталья Алексеевна с невиданным упорством взялась за свое образование. На выделяемые ей средства, вместо покупки игрушек и нарядов, девушка нанимала учителей и выписывала из-за границы книги. Особенно ее интересовали древнегреческие сюжеты про трагическую любовь. Она мечтала увидеть театральную постановку, какие были приняты в Древней Греции, когда актеры в масках и на высоких котурнах доводили зал до катарсиса.
Общество малообразованных боярских сынков Наталью не радовало. Больше всего она ждала общения с братом Петром.
- Ты должен единолично править! – втолковывала она ему самым серьезным тоном, - У тебя хватит таланту!
И правда, Петр, при поддержке духовенства и своих потешных войск, превратившихся в серьезную силу,  полностью взял власть в свои руки. Проигравшая Софья отправилась в монастырь. Наталья ликовала, это была их общая с братом победа.
В разработку политических реформ Петра она не вмешивалась, а к его военным походам относилась только с одной точки зрения – боялась за жизнь и здоровье брата. Между тем Петр из любой поездки, и мирной, и военной, посылал сестре многочисленные письма и делился новостями.
Свой досуг он проводил в немецкой слободе у любовницы Анны Монс, и семейство Нарышкиных решило срочно женить царственного отпрыска, дабы усмирить его нрав. Выбор невесты Наталье Алексеевне не понравился. Евдокия Лопухина, неопытная семнадцатилетняя девушка, была неинтересной собеседницей, и совершенно не годилась в подруги развитой не по годам Наталье.
- Тиха твоя женушка и скучна! – сообщила Наталья брату.
Петр только хотел стукнуть кулаком по столу, чтоб сестрица прекратила болтать лишнее, но передумал. Загрустил он, и вновь начал сворачивать к Анне Монс.
А Наталья продолжила изучать древнегреческий театр, и вдруг придумала пьесу. Да какую! Длинную, на четыре акта, и еще с таким количеством актеров, что ни одна сцена не выдержит. Тогда царь Петр построил в Москве «Комедиальные хромины», и Наталья увлеклась постановкой увеселительных зрелищ всем на удивленье.
Между тем у Лопухиной родился сын – наследник престола, Алексей. Для Натальи это было долгожданное событие. В этом ребенке она видела продолжение их славного рода. Она принялась за воспитание малыша, постепенно удаляя его от матери.
Ее собственная мать, горячо любимая Наталья Кирилловна Нарышкина, заболела сердцем и умерла. Петру показалось, что его жена Евдокия, после смерти свекрови, пытается занять главенствующее место в семье. Это стало последней каплей в их супружеской жизни. Петр отправил Лопухину в монастырь.
- Куда мы едем? Где мама? – спрашивал маленький царевич Алексей.
- Ты теперь будешь со мной, так надобно! – отвечала Наталья Алексеевна. Они ехали в новый город, строящийся царем Петром, в Петербург.
Разлука с матерью мучила Алексея всю жизнь, но и тетку Наталью он очень любил. Она занималась его образованием и всячески оберегала, как своего ребенка.
Теперь для пущего счастья Наталье требовалась сестра, любимая подружка. Ею стала Марта Скавронская, привезенная Петром, как военный трофей. Можно с уверенностью сказать, что именно Наталья вырастила из простой служанки будущую императрицу Екатерину Первую. Она крестила подругу брата в православную веру и подготовила к замужеству - обучила русскому языку, русским обычаям и дворцовому этикету. Наталья Алексеевна научила будущую императрицу подбирать наряды в соответствии со статусом. Увлечение театром не прошло даром – все человеческие судьбы, срежессированные Натальей, потекли по придуманному ею руслу.
Увидев, что с Екатериной и Алексеем все в порядке, Наталья продолжила заниматься любимым делом – написанием пьес. Именно Наталье Петербург обязан первым театром. Это была серьезная просветительская деятельность – ведь театр был бесплатный и в него пускали всех прилично одетых людей. Но и на этом царевна не остановилась – несмотря на скудный бюджет, выделяемый прижимистым Петром Первым, она пристроила к своему дому первую в Петербурге домовую церковь и перевезла в нее из Москвы знаменитую чудодейственную икону «Всех скорбящих радость».
Позади церкви Наталья организовала богадельню для обездоленных и приют для новорожденных. Она придумала специальные шкафы, в которые матери, не имевшие средств, анонимно складывали детей. В богоугодных занятиях прошли последние годы Натальи. Она прожила всего сорок семь лет, и полжизни мучилась болями в животе. Видимо, богатые пиры в отцовском доме испортили Наталье здоровье на всю жизнь.
Она часто вспоминала про первую жену Петра, Евдокию, отправленную в монастырь не без ее помощи. Переживала об этом, но осталась уверенной в своей правоте. Она успокаивалась тем, что по слухам, Евдокия вовсе не бедствует и даже имеет любовника.
Умирая, Наталья страшно беспокоилась только об одном - о судьбе племянника Алексея. Она предвидела его смерть по велению собственного отца, ее любимого Петра Первого. На смертном одре она продолжала увещевать Алексея и умоляла ни в чем не перечить отцу. Наловчившись сочинять сюжеты трагедий, она давно рассчитала, как будут развиваться события, но умерла, не успев защитить наследника.
Ее похоронили в Александро-Невской лавре. Сообщение о кончине Натальи застало Петра Первого за границей. Он потерял самого верного друга.
Рукописи пьес Натальи Алексеевны хранились в здании типографии и пострадали от наводнений. Многие из сохранившихся сюжетов долгое время приписывали перу царицы Софьи, но теперь правда восторжествовала, и можно с уверенностью назвать именно царевну Наталью Алексеевну основоположницей петербургской театральной школы.