8 марта

Валентина Куршина
 Мои самые первые детские воспоминания связаны с праздником 8 марта. Мне было четыре года.  Тогда наша семья жила  в маленьком провинциальном украинском городке на территории воинской части, где мой папа служил офицером. С нами жила моя бабушка, Мария Игнатьевна. Нужно сказать, что именно с ней я проводила большую часть своего времени. Очень часто мы ходили с бабушкой на базар, где та покупала разные продукты, а я, находясь рядом, невольно участвовала в торгах и не раз слышала, как бабушка просит разменять крупные денежные купюры на более мелкие. В общем, именно на базаре я училась всяческим премудростям торгово-денежных отношений.

 Жили мы в коммунальной квартире. И у наших соседей тоже была девочка, но гораздо старше меня. Однажды я услышала на кухне какой-то переполох, громкие разговоры, смех. Оказалось, что девочка подарила своей маме очень красивую коробку, где в специальных углублениях лежали одеколон, пудра и кусочек душистого мыла. Это был такой праздничный набор. Все восхищались подарком и хвалили девочку. И тогда бабушка мне объяснила, что сегодня праздник, мамин день, когда все должны поздравлять своих мам.
Я тоже захотела поздравить свою маму и подарить ей такой же красивый набор. Тем более что на первом этаже нашего дома был магазин, и я видела на витрине похожие замечательные подарки.

 И вот с пятью рублями в кулаке, которые мне дала моя бабушка, я отправилась за покупкой. Но в магазине выяснилось, что облюбованный мною подарок для мамы стоит двадцать три рубля с копейками, и моих пяти явно было маловато. Данный факт меня нисколько не смутил, так как я была уже посвящена в таинство купли-продажи. И я прямиком направилась из магазина в соседнюю дверь, где располагалось что-то типа чайной-забегаловки. Здесь молодые офицеры могли пообедать, и здесь же продавалось на разлив бочковое пиво. Иногда бабушка заходила сюда со мной, брала себе кружку пенистого пива, а мне стакан. Бабушка считала, что это очень полезно для здоровья. Наверное, так оно и было.

 Я смело подошла к продавцу за прилавком и сказала:
-  Разменяйте мне, пожалуйста, пять рублей на двадцать три рубля с копейками.
Продавец опешил, так как меня из-за прилавка почти не было видно, только вверх тянулась тоненькая детская рука с пятью рублями.
-  Девочка, так тебе могут разменять деньги только твои мама или папа…
Но тут к нашему разговору живо подключились обедающие офицеры. Они стали подзывать меня к своим столикам и просили повторить мою просьбу. Я им терпеливо объясняла, что мне надо разменять пять рублей на двадцать три.
  Они весело смеялись, лезли в свои карманы и с сожалением говорили, что забыли деньги дома, и вот  уже следующий стол звал меня к себе. Так я ходила от одного столика к другому и под весёлый смех молодых людей объясняла свою просьбу.
 Но тут, слава богу, в забегаловку заглянула моя бабушка, взяла меня за руку, и мы пошли с ней в магазин, чтобы купить маме подарок.

 Счастливая и гордая собой я шагала домой, прижимая к груди заветную коробку.  Так я узнала, что есть в году один день, когда надо обязательно дарить мамам подарки. И это день называется 8 марта!