Взволновав, заставить задуматься

Марина Проскурина
Взволновав, заставить задуматься.

«И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.

И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простёртых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!»
В. Брюсов

Суббота… Сегодня у меня урок мировой художественной культуры в одиннадцатом классе. Пить валерьянку с утра или попозже, ближе к уроку? А может, вообще не пить? А вдруг сегодня всё пройдёт как нельзя благополучно? И дети будут вникать в интересную информацию и узнают что-то новое,  и изучаемый художник придётся им по сердцу…  А ещё они совсем не опоздают с физкультуры и урок начнётся вовремя, и никто из них не накарябает на парте непонятную аббревиатуру и не будет нагло кричать: «А докажите, что это я!» А самое главное, они не будут смотреть вызывающе и спрашивать:  «А зачем он нам нужен, ваш предмет? А смысл иметь учебник?» И вопросы не будут глупые и наглые, на которые я, внутренне зная ответ, теряюсь, как сформулировать, чтобы они, наконец  поняли, что предмет нужен, для того, чтобы быть культурными, а культурными нужно быть для того, чтобы…

Нет, неправильно я себя веду. Урок проходит так, как настроен на него учитель. У него не должно быть отрицательных эмоций, учителю нужно оставлять их дома. И не надо разобщать: я и они. На уроке – мы единое целое. И нужно детей так заинтересовать, чтобы им самим хотелось высказаться по изучаемому вопросу, узнать, уточнить, восхититься. Детям можно даже издать вопль радости или изумления, пусть даже отвращения – и это будет замечательно, нежели слушать долгий монолог учителя, кажущийся ему самому таким занимательным и интересным.

… Мои педагогические размышления прерывает звонок. И я понимаю, что опять не выпила валерьянку. Что ж, будь что будет!
Тема сегодняшнего урока  « Искусство символизма. М. А. Врубель». На экране компьютера показываю слайд «Демон сидящий» и с вдохновением рассказываю об отличительных особенностях лермонтовского Демона с врубелевским. Демон у Лермонтова  сеет зло повсюду, у Врубеля – не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, который не может найти места на этой грешной земле. А ещё говорю о том, что Врубель пишет кристаллами – очень необычно. Мы говорим о том, что в образе Демона сочетается реальность и воображение и пробуем описать образ Демона таким, каким его видим на экране.

-Красивое мужское тело, - начинают девчонки.
-Рельефные кубики, – продолжают другие.
-Так, - одобрительно киваю я. Кажется, сейчас достигнем завязки урока.
- А он вам нравится? – это голос Петьки Ревякина, сидящего на последней парте, маленького мальчишки, похожего на красивую девочку. Очевидно, страдает комплексом неполноценности и всячески проявляет мужское начало.

Я оценивающе гляжу на Демона. Грустный красивый мужчина с копной длинных чёрных волос. Наверное, я уже стара для него… Отвечаю честно:
- Нравится, - в конце концов, целью наших уроков является выражение « взволновав,  заставить задуматься». Это не только об искусстве, но и о жизни вообще. Поэтому я поступаю правильно, честно ответив на вопрос красавчика.

- А вы хотели бы с ним быть? – не унимается Петька.
Я остолбенела от наглости задаваемого вопроса. Почему-то подумалось нехорошее. А может, наоборот, хорошее для меня, если могло бы быть на самом деле.
- Подойдешь после уроков, я тебе всё расскажу, - попыталась я осадить наглого Петьку.
После урока Петечка почему-то не подошёл, наверное, не захотел слушать откровения или назидания почти уже старой тётки.

А весь мой оставшийся субботний вечер занимало, так называемое, последействие урока. Я честно думала, хотела ли я быть с Демоном,  и правильно ли я ответила ученику.
Образ Демона выглядывал из грязной крутящейся воды стиральной машинки, образ Демона всплывал из воды, в которой тонула куча чистого, но мыльного белья. Рельефные кубики появлялись и исчезали вновь.  «Де-де, де-де-де…» - напевала мелодию стиральная машинка. Хотела ли я быть с Демоном? Если с телом – хотела, ещё как хотела! А если с духом, мятущимся и считающим себя идеальным – наверное, нет, ни к чему. Один Демон у меня уже был. Очень уж трудно понять этих Демонов! Что всё-таки таит в себе его мятежная душа, пребывающая в бездействии?
Очевидно, так и нужно было это объяснить любопытному Петьке. Жаль, что он не остался.