Знакомство с педагогами. Работа с учащимися

Павлова Вера Калиновна
На фото преподаватели хорового отделения. Справа налево: Либерта Александровна,
Людмила Николаевна, Юрий Михайлович, Вера Калиновна. На набережной Волги.

 

          Знакомство с вокалистами. Работа с учащимися
               
       Постепенно я познакомилась с преподавателями-вокалистами Абрамовой Людмилой Николаевной и Васильевой Галиной Петровной, с которыми меня связывали интерес к вокалу и приятельские отношения. Они выступали с сольными концертами.

       У Людмилы Николаевны, имевшей сочное сопрано, была детонация на крайних звуках в верхней тесситуре, но постепенно, принимая во внимание советы по технике звукоизвлечения в этой части диапазона, она избавилась от неприятных симптомов.

       Мы часто беседовали с ней о профессии вокалиста, об особенностях  звукообразования и артикуляции в верхнем регистре, о вокальной технологии известных вокалистов, эстрадных певцов.

       Были вечера и душевного отдохновения, когда, бывая друг у друга в гостях, мы  проводили семейные праздники, отмечали юбилеи.

       Муж Людмилы Николаевны, Евгений Александрович, будучи инженером завода «Мотордеталь» имел суровый и серьёзный нрав. Обладая красивым баритоном, он иллюстрировал в смешанном хоре 3 – 4 курсов в музыкальном училище.

       Несмотря на сдержанный характер он был душой компании, играя и аккомпанируя себе на гитаре. Будучи в молодом возрасте (45 – 47 лет), скоропостижно скончался от  инфаркта.

       С Людмилой Николаевной остались старшая дочь Люба, окончившая музучилище и  музыкальный факультет Костромского педагогического института (университета) по классу  фортепиано. Замужем, двое детей.

       Танечка, высокая красивая девочка, как и её  сестры, также успешно окончила музыкальное училище и тот же факультет, что и Люба. Из-за стресса от безответной первой любви получила заболевание, несовместимое с созданием нормальной семьи в душевном плане. Живёт с мамой. Поправляется очень медленно.

       Юлечка, окончила ДМШ по классу фортепиано и позднее – физико-математический  факультет того же университета, что и её сёстры. С двумя сыновьями и мужем живёт в одном из городков Костромской области.

       Позднее я познакомилась с заведующей вокальным отделением Кожевниковой Э.А..  Она хорошо работала со студентами – вокалистами над технологией звукообразования: дыхание, артикуляция, тембр. Мы беседовали о вокале, несколько раз Эрна Александровна распевала меня, отмечая неплохую вокальную подготовку.
 
       По договору с Костромским музеем для курса по классному руководству был организован лекторий о русских художниках - передвижниках. Музей предложил нам антологию живописи от древности до наших дней, рассчитанный на два года, по одной лекции в месяц. С желанием и энтузиазмом я организовывала эту работу с группой.

       Понимала, что крупицы знаний, в последующем - кругозор молодого человека формируется в результате, порой, спонтанного прикосновения к той или иной сфере знаний или понятий.

       Поэтому я старалась «привить» учащимся всё, что касалось художественной эстетики, смежных с музыкой искусств, обогащавших внутренний художественный мир учащегося. И которое в будущем «прорастёт» в их жизни заразительным интересом в среде их общения со следующим поколением..

       К примеру, мой интерес к художественному пророс не только благодаря интересу с детства, но и под влиянием одноклассницы Веры Коноваловой, которая, будучи в седьмом классе, очень хорошо разбиралась в художественных стилях, техниках, знала многих художников, показывая нам, подружкам, многочисленные репродукции их картин в открытках, во множестве имевшихся у неё. Тогда я не интересовалась природой её знаний, а сейчас удивляюсь им.

       Затем, уже в зрелые годы, - организация художественного отделения в детской школе искусств, знакомство и контакты с педагогами-художниками, которым не нужно было  тратить силы на то, чтобы доказывать необходимость приобретения многих атрибутов - пособий для художественного отделения; далее - организация разнообразных выставок,  сейчас это всё в воспоминаниях, которые, возможно, где-то прорастут на инициативной педагогической почве, а то и просто в жизни.

        Музей располагался недалеко от училища. Во время классного часа мы все (группа и я) бежали в музей, где высококвалифицированные лекторы рассказывали нам о творчестве художников того или иного периода в сопровождении иллюстративного показа слайдов с самыми значительными работами авторов.

       Так как учащиеся мало знали о дирижерах - хоровиках и, тем более, о дирижерах – симфонистах, я решила им в этом помочь. С курсом по классному руководству мы выпустили стенд, в котором поместили фотографии известных дирижеров - хоровиков и дирижеров-симфонистов СССР и зарубежных стран с их самыми яркими высказываниями о дирижерской профессии. Все участвовали и в выпуске стенда с правилами для музыкантов.

       Контингент учащихся на отделении был слабым. В классе у меня также талантов не было. Через три года ко мне в класс поступила Климова Наташа. Она  была почти ребенок, но «игра стоила свеч»: неплохие голос, музыкальный  слух, игра на фортепиано.

       Много трудностей было чисто психологического порядка: если что-то не получалось, она замыкалась в молчании, и добиться чего-либо в этом состоянии от неё было почти невозможно. «Расслаблять» её приходилось ласковыми речами и шутками-прибаутками.

       На втором-третьем курсах у неё стали проявляться характер, профессиональные воля, выдержка. После четвертого курса она поступила в Московский институт культуры.
 
       Мне всегда хотелось иметь свой хор. В этом направлении я работала много, но чтобы иметь стабильный исполнительский коллектив, с этим как-то не получалось. Работа на хоровом классе в паре с руководителем не устраивала ни в методическом, ни в творческом, ни в педагогическом отношениях.

       Внедрявшаяся певческая установка «с фальцета» - сама по себе не могла иметь места в работе с хором. Этот прием звукообразования мог применяться редко, для исправления интонации, но не для вокального показа.
 
       Вокал – наука неточная. Многое воспринимается интуитивно, в обход нашего сознания. К примеру, неправильная певческая манера, постоянно озвучиваемая в классе, внедряется подсознательно гораздо скорее, чем устные рассказы о правильности и красоте звука. В этом было принципиальное расхождение между нами во взглядах на хоровую вокальную методику.
.
      Не устраивал стиль взаимоотношений учитель – ученица, свойские до фамильярности. Существовало много недопустимых мелочей, которые в другой ситуации можно и «не заметить». Но здесь, в учебной обстановке, они становились  вопиющими и сказывались  на отношении учащихся к другим преподавателям. В конце-концов, я отказалась от хормейстерства на хоровом классе.

      Интересна была позиция педагогов. В кулуарах, делясь впечатлениями от наблюдений на хоровом классе, все выказывали своё отрицательное отношение к установившимся «порядкам» на хоре и заявляли о решимости высказать всё руководителю хора и отдела в одном лице на очередном заседании отдела.

      Как самая смелая и независимая начинала разговор я, но больше никто в беседу не вступал, молча наблюдая за профессиональной дуэлью со стороны. Каждый молчал по  имевшейся у себя причине: профессиональная слабость, нежелание «ссориться», профессиональный интерес на стороне, другое. 
               
      Со второго курса у хоровиков я вела хоровой ансамбль. Первоочередной задачей я считала научить учащихся хоровому ансамблевому пению.

      Голоса в группе были небольшими, возраст девочек – четырнадцать-пятнадцать лет.  Был ещё Сазонов Дима, с которым я занималась отдельно. Пели много с листа «Shcola cantorum» (Итальянская Школа пения), простейшие хоровые произведения для женского хора.

      На третьем курсе я решила подготовить с учащимися пятнадцать а капельных трехголосных, с элементами подголосочности, обработок народных песен по количеству союзных республик.

      Каждой миниатюре предшествовало поэтическое четверостишие, посвященное той республике, обработка песни которой звучала следующей. Читали их сами участники ансамбля.

      В училище не было концертного зала. Мы выступили в зале городской библиотеки, в зале райкома партии. Ансамбль звучал довольно чисто и слаженно. Была сделана магнитофонная запись выступления.

      С таким слабым певческим материалом сделать такую непростую программу было для нас неплохим профессиональным достижением. Мы добились звукового и артикуляционного единообразия, учащиеся хорошо слушали и выстраивали ансамбль.

      Главное, мне удалось вовлечь учащихся в эту творческую работу. Они с желанием репетировали, возрастал их творческий уровень, они развивались музыкально.

      С целью профессионального развития учащихся я организовала «Творческий клуб» для всех желающих на отделении. Встречи проводились один раз в месяц и посвящены были очередной теме по плану.

      У меня много грамзаписей с хоровыми произведениями русских, советских и зарубежных композиторов в исполнении разных хоровых коллективов. Например, хора Р.Шоу, детских хоров, Московского камерного хора, Ленинградской Академической капеллы, Ленинградского камерного хора и других.

      Предлагались такие произведения, как хоровой концерт «Лебедушка» Салманова, «Звездные острова» Балая, хоры С.И.Танеева, Чайковского П.И., Чеснокова П., В. Калинникова, негритянские спиричуэлс, а также произведения в других музыкальных жанрах. Проведению клуба предшествовало красочное объявление.

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2011/03/02/437