Светлана Конеген Национальный дресс-код вместо нац

Индрик
Светлана Конеген «Национальный дресс-код» вместо «национальной идеи»

Мне вспоминается мое собственное крещение. Было мне лет 20, и все должно состояться в храме при питерской духовной Академии…Спрашиваю отца Кирилла (нынешнего нашего Патриарха, а тогда ректора Академии, он и должен был меня крестить) что надеть. Платье в стиле петербургских барышень 19 в., плащик с платочком?..(Не знаю уж, отчего меня интересовал тогда этот антураж) Кирилл отвечает с этакой веселой улыбочкой:»Голой только не приходи!» С тех пор, как видите, голой я в церковь не прихожу… Хотя, может и стоило бы.
 
Хотя в принципе, сама попытка подсунуть нам «национальный дресс-код» вместо «национальной идеи» мне кажется более чем продуктивной. Пустая обертка вместо конфетки…Согласитесь, неплохо?! Хитро. Не так накладно, зато как эффектно! Я – исключительно за. Пойду срочно переодеваться…
 
Кстати, если переодеваться, то во что? Не знаю, что там хранится у вас в загашниках, но у меня к празднику (разумеется, сексуальному), припасен чудесный монашеский прикид, купленный мною по случаю в какой-то церковной лавочке в Риме. И когда мне и моему мужу (он, кстати, итальянец и католик в придачу) хочется пошалить, мы оба облачаемся в монашеские рясы и изображаем глубоко духовные сцены из «Поющих в терновнике». Т.е. каемся, испытываем греховные желания, целуемся…Далее по списку.
 
Впрочем, не буду богохульствовать. Помнится, в детстве читать жития святых мне нравилось ничуть не меньше, чем «Залотого осла» Петрония. Как видите, Петроний все-таки победил. А может, это только одна видимость?..
 
Впрочем, вернемся к отцу Всеволоду Чаплину и к проклятым дресс-кодам. Так вот, что касается существующих у нас корпоративных и клубных дресс-кодов, то к ним отношения у меня не существует вовсе. Просто потому, что ни в корпоративах не участвую, ни по клубам не шастаю. Предпочитаю рядовые рюмочные и закусочные. Если подворачиваются конюшни и свинарники – тоже неплохо! К счастью, соблюдать дресс-коды вас там никто не обязывает, да и отцом Всеволодом Чаплиным там тоже не пахнет. Запахи преобладают куда более благородные. Сами знаете, какие… Соблюдаю эти самые «коды» разве что на посольских приемах. А в прочие пбличные места заявляюсь и вовсе голой, прикрываясь исключительно хамством.
 
Впрочем, само понятие «православного стиля» в одежде кажется мне по меньшей мере бредовым. Хотя, в нашей дикой стране, с точки зрения европейского мышления, возможно все. Но в том случае, если мы начнем обсудать общеупотребительный рссийский дресс-код сколько-нибудь серьезно, мы окончательно увязнем в трясине Средневековья. Правда, с другой стороны… В трясине этой темно, тепло и привычно, как в отхожем месте. Для многих, возможно, это и есть самое комфортное место на свете. Помните, как в том анекдоте?.. Я имею в виду, конечно же, не Всеволода Чаплина…Тот явно препочитает места поцивильнее и поприятнее.
 
А вообще, мы привыкли к тому, что какие-то «заковырки» в одежде наблюдаются в основном у приезжих (хиджабы у мусульман, национальные мотивы), но у коренных европейцев или россиян единых ярких особенностей нет в принципе. И это понятно: мы живем в то чудесное время, когда мир (преимущественно европейский,но не только) живет на пересечении двух как будто бы не пересекающихся тенденциях – предельной унификации и, одновременно, попытке сохранить некую национальную идентичность. Первая тенденция, тененция унификации, разумеется, доминирует. Понятно, что те, кто уже успел ощутить себя полноправным жителем «большого мира» и оказался инфицированным бациллой тотальной унификации, ощущает себя в разряде «большинства». Даже не догадываясь, насколько это ощущение превосходства м.б. зачастую обманчивым. А ношение национальной одежды воспринимается этими гражданами как признак «провинционализма» во всех смыслах этого слова.
 
И ведь заметьте: ни «католического», ни «протестантского» дресс-кода не существует. В этих религиях к личностной свободе на деле относятся куда бережнее нашего…
 
Что касается запретов носить хиджабы (и строить минареты) в Европе, то к ним можно отнестись с некоторым пониманием.
 
Европейская цивилизация действительно пришла к тому выводу, что она обязана себя защищать. Просто для того, чтобы элементарно выжить. И ставить их в олин ряд с инициативами г-на Чаплина мне кажется бредом. Впрочем, мы было бы любопытно взглянуть на то, во что одевается сам Чаплин, к примеру, дома. Или на даче. Или на встрече с любовницей… Ой-ой! Вот тут уже я точно замолкаю…И все же жутко хотелось бы подглядеть его в дамских чулках на ажурном поясе…Уверена, что каждый ревнитель чистоты и морали его непременно втихаря где-нибудь да и носит!
 
Но если вдруг г-н Чаплин прочтет эти строки, то у меня к нему личный совет: дорогой отец Всеволод, ни в коем случае не берите пример с меня! Не ходите по улице голым, не травмируйте паству и не пугайте ворон! В противном случае Вы непременно попадете на острый язычок поэта Орлуши,сказавшего:»Пусть сдохнут пидеров клевреты,/яйцеголовые сморчки,/ кто утверждает, что у Светы/довольно глупые очки./Пускай померкнут жизни блестки/Для тех, кто выжил из ума,/И говорит: с ее прической/ не пустят в лучшие дома…»Так вот, дорогой святой отец, у Вас нет ни глупых очков, ни идиотской прически, Вы - сама святость и сама правильность. Общее место… Нет, этого я не говорила!

Из журнала Итоги