Тревога и тревожность у подростков

Алексей Гадаев
В школе у подростков высокая тревожность, как психическое свойство, имеет острую специфику проявления. Ги Лефрансуа в своей книге "Психология для учителя" считает: "Одним из признаков повышенной активации  является тревожность - чувство, характерное чередующим страхом и беспокойством". И далее:"...тревожность считается одним из признаков легкого психического расстройства" (1.с.314). Нас интересует тревожность, связанная с волнением на тестировании, экзамене, контрольной и при выступлении перед аудиторией - ситуативная тревожность. Ситуативная тревожность ассоциируется не только низкой успеваемостью, низким обучением, но также и с уровнем самооценки. В результате для некоторых особенно тревожных учеников (Биренбаум и Нассер, 1994), тревожность пагубно влияет на прохождение тестирования, экзамена и на обучение как таковое. Но не всё так плохо. Особо тревожные ученики лучше обучаются в рамках более структурированных подходов, таких как программированное обучение, компьютерное обучение и директивные уроки, где не требуется взаимодействие и активность со стороны ученика.
Основные причины тревожности у подростков в школе:
* внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности (Б.И.Кочубей, Б.И.Новикова, 1988);
* нарушение внутрисемейного и/или внутришкольного взаимодействия со сверстниками(А.И.Захаров, 1988; А.М.Прихожан, 1998; А.С Спиваковская, 1998 и др.)
*соматические нарушения (Ю.В.Щербатых, П.И.Иванова, 1998).
Снижение ситуативной тревожности возможно при разработке стратегии учения и мышления. Также учеников обучают методам релаксации(Кинг и др..). Дрейк, Фрид и Хантер (1998) разработали методику снижения тревожности во время экзамена, выступления перед аудиторией, контрольной путём разрешения использовать шпаргалки.
Учитель, во-первых, может сместить акцент обучающих и оценивающих стратегий на ожидание положительного результата, таким образом  снижая ожидание провала.
Во-вторых, учитель может увеличить время выполнения заданий с целью избавиться от эффекта давления времени или объяснить ученикам, как максимально полезно использовать время, отведенное на экзамен, контрольную, презентацию.
В-третьих, учитель может изменить уровень сложности тестовых заданий в соответствии с реальными возможностями учеников[1. с 314].
1. Ги Лефрансуа. Психология для учителей. СПб, "прайм-ЕВРОЗНАК". 2003.