В гостях у Каддафи

Феликс Цыганенко
   Сегодня, когда Ливия охвачена огнём гражданской войны и Муаммар Каддафи теряет контроль над страной, вспоминаю посещение Ливии на теплоходе «Шура Кобер». В самом начале 90-х годов с грузом пиломатериалов из Швеции мы зашли в порт Бенгази. Морякам было известно, что в 1986 году американцы бомбили столицу Триполи и второй по величине город – Бенгази. Причина – месть за убийство американского солдата в Западном Берлине. США утверждали, что к этому причастны представители Джамахирии. И вообще, по мнению официальных западных кругов, полковник Каддафи – пособник всевозможных террористов и экстремистов. Потому, словно вселенский судья, США решили наказать лидера революции, а заодно и мирных жителей. Прилетели ночью на самолётах с английских баз и шарахнули по спящим ливийцам! В результате – 37 человек отправили в мир иной, в том числе и приёмную дочь Каддафи. По этой причине посещение Бенгази вызывало у нас определённый интерес.

   Вход в бухту со стороны Средиземного моря преграждал мощный искусственный волнорез из железобетонных чушек-тройников. Эта длинная коса предохраняла выступающий в открытое море порт от крутых, набегающих волн. Немногочисленным в порту судам волнорез позволял спокойно выгружаться у причалов.

   По действиям портовых властей в Бенгази чувствовалась крепкая рука хозяина страны, полковника Каддафи. В Ливии сухой закон, и держать даже в каютах, а тем паче, не дай бог, вынести за пределы порта спиртное сурово каралось огромным штрафом или даже лишением свободы. Об этом настойчиво предупреждала администрация судна. И вообще, у арабов было много всяких ограничений. Например: запрещалось пользоваться телекамерами и фотоаппаратами, в город нельзя выходить в шортах, несмотря на страшенную жару.

   По этому поводу нарвались на неприятность моторист Фадеев и матрос Нечаев. Облачившись в пёстрые длинные шорты, приобретённые в Швеции, они спустились по трапу. Портовая охрана рассматривала моряков, как экзотических павлинов и удивлённые смелостью иностранцев, развернули их в сторону судна. То, что модно в Швеции, у полковника Каддафи – большой грех. Перед иностранцами здесь не преклонялись, усвоив лозунг своего лидера: «В доме хозяин тот, кто в нём живёт!» Так что потопали мужики на теплоход менять шорты на всепогодные, аллахом и полковником не запрещённые – джинсы.

   В порту складировано много подержанных машин из Европы. Мы были свидетелями, как огромное судно-ролкер доставило партию подержанных автомобилей из Антверпена. В отличие от нашей, розничной покупки, арабы приобретали этот товар оптом. И ещё одно отличие: наш моряк после покупки доводил машину до полной кондиции. Он вкладывал в неё душу и машина получала как бы вторую жизнь. У араба же главное, чтобы автомобиль был на ходу, а уж тратить деньги на краску и запчасти – пережиток неверных!

   Следов варварской бомбёжки в Бенгази не обнаружили, раны уже, видимо, залечили. В городе нещадно палило солнце, кругом выжженная, красноватого цвета земля. Вовсе не видно скверов и парков, совершенно негде спрятаться. Удивительно, рядом море и такая бедная растительность, никаких тебе пальм и кактусов! Не говоря уже о фонтанах, которые могли бы освежить раскалённый воздух и дыхание Ливийской пустыни. На улицах Бенгази встречались сидящие на корточках арабы, торговавшие арбузами. Большие, белого цвета плоды имели толстую кожуру, но на вкус очень сочные и сладкие.

  Работник нашего консульства рассказывал, что низкие цены на товары обусловлены огромным экспортом нефти в Европу. Благодаря этому  страна могла позволить себе большие дотации населению. Да, Каддафи – правитель-диктатор, но бесспорный авторитет в народе. По крайне мере, так было раньше.
Родившийся в пустыне, бывший бедуин щедро делился с народом нефтедолларами. Потому и стремились сюда, несмотря на тоталитарный режим, жители соседних арабских стран. Не было здесь радикалов-исламистов и криминального элемента на улицах. Многочисленные стражи порядка в порту и городе хорошо экипированы и чётко правили службу. Такой мы видели Ливию в начале 90-х годов…

   Трудно сказать, что же случилось с Ливией сегодня?  Уровень жизни?  Но ведь доход в стране на душу населения (по данным 1994 года) был 5540 долларов США, тогда как в России – 2250 долларов. Но видимо, существуют иные, более весомые причины…