речь пойдет о женщинах...
Очень многое мне понравилось сразу.
Крепкие браки, например. Мужчины имеют теоретическую возможность второй жены, но даже среди индийских мусульман - это большая редкость. Как сказал Джайсинг , он не знает ни одной индийской полигамной семьи.
Традиция жить вместе огромными семьями – нерушимая. Им это нравится, они к этому стремятся.
В Дели живут отдельными семьями, в квартирах. В основном - муж жена и дети. Как в семье Манси. В Раджастане, в их общем родовом доме, она живет вместе со своими многочисленными родственниками, всех любит и не имеет значения, каковы личные симпатии и пристрастия. «Ведь мы одна семья».
Но в этих больших домах живя вместе, они остаются при этом каждый по себе, или в себе? Я помногу часов проводила в индийских семьях, но практически не слышала, типа «иди сюда, сделай то, помоги, принеси, должна, не должна». Никто ни на кого не претендует, а если есть давление, то это определяется опять же рамками их законов.
Конечно, они решают проблемы, высказывают мнения. Например, очень горячо обсуждалась новая работа Вине. Взвешивались все за и против. О-о-о-чень горячо «взвешивались»…и не последнее слово было за его матерью, Випин.
Я не уставала восхищаться многими женщинами Индии, зная, что они отнюдь не беззащитные и безропотные создания. Однажды мы ехали в машине с Джайсингом и Випин. Они что-то уж больно эмоционально обсуждали – в общем ссорились. И вдруг я говорю: ну ты и даешь, разве можно так с мужем разговаривать.
Вы что думаете? Она так пригрозила пальцем, так на меня гневно посмотрела и сказала на своем раджастани языке: а ты не вмешивайся, это наше дело. Джайсинг молчал…(!)
Это моя-то Випин, всегда улыбающаяся, спокойная, как бы не имеющая голоса в семье и так уютно живущая даже не под крылышком, а под крылищем своего мужа.
Мужчины авторитарны и при этом очень заботливы, но это скорее внутреннее состояние. Они не целуют, не обнимают своих жен прилюдно. Например, два дня Вине и Видхи были разделены в Рурки. (Видхи спала вместе с нами). Но я не видела, чтобы они хотя бы раз прикоснулись друг к другу. На следующий день он зашел разбудить (!) нас (мы рано уезжали) и ласково посмотрел на нее:
- Вставай, вставай, соня.
Дома (в своей квартире в Дели), как и любые юные создания, они играли, смеясь, дурачась, и, конечно же, прикасаясь друг к другу.
Однажды мы зашли в магазин, рассматривали ткани, Джайсинг нашел очень теплую и шерстяную, для сари, и вдруг говорит:
- вот это, наверное, подойдет Випин для России, ей тепло будет в нем?- и это был далеко не риторический вопрос.
Кстати, они совершенно спокойно спрашивают меня, что лучше пойдет Випин до тех пор, пока мы реально не выбираем материал на платье, и пусть меня теребят с советом хоть час… они не скажут - извини, мол, за беспокойство, и не потому что невежливые, а просто живут по принципу - не хочешь, не помогай, а если помогаешь – значит, ты это делаешь от всей души, с любовью, и вопрос времени здесь не уместен.
они настолько естественны в своем эгоцентризме, что у них не возникает вопрос – прилично или неприлично, когда кто-либо слышит их обсуждения по поводу цвета, формы; что легко и непринужденно вовлекают в свой круг друзей, продавца, очень искренне спрашивая - посмотрите, пожалуйста, к лицу ли мне этот цвет? Но о продавцах и покупателях я расскажу позже.
Очень многое для меня было шокирующим.
Например, мужчины и женщины до сих пор не едят вместе во многих семьях. И едят женщины после мужчин. Почему до сих пор это происходит? Даже в современных (продвинутых) интеллигентных семьях? Как часто я сидела с Джайсингом, уплетая вкуснейшие диковинки индийской кухни, а мои подружки (его жена Випин и дочь Манси) стояли за моей спиной.
Понимаю, так показывают уважение к гостю, и все-таки к этому надо было привыкнуть.
И не отделаться мне от ощущения, что это желание женщины, по крайней мере я ни разу не почувствовала, что такое положение вещей ее смущает. Она как бы говорит: будь моим господином, хозяином, я подчиняюсь тебе, добровольно. Я подозреваю, что сильными мужчин сделали индийские женщины.
Я не вела душераздирающие беседы с индийскими мужчинами о женщинах, но вот многие женщины были со мной откровенны:
- Замужние (но только замужние!) женщины действительно свободны, они делают, что хотят, ни перед кем не отчитываются. Мужчины очень слабы, и мы им помогаем(!) быть сильными и уважаемыми... мы, не только умные, но и сильные, можем заставить мужчин делать для нас многие вещи, … и даже заставить (!) мужей не изменять своим женам, - это слова взрослой дамы 57 лет.
Мое впечатление оказалось правильным: точно также рассуждала и Манси, которой 25 лет. (Как хотелось крикнуть: Ау – русские сильные, почему у нас мужчины не работают и пьют.)
Не смотря на суровость, сдержанность индийских мужчин и, я догадываюсь, нелегкий гневливый характер, женщины удивительно легки, веселы, я бы сказала, игривы и кокетливы или спокойны и тихи. А это потрясающее и необычное сочетание: с одной стороны - молчи женщина и знай свое место, а с другой – свобода, невидимая, слегка угадываемая, необъяснимая; свобода, которая не требует демонстрации, оправдания, доказательств … Она просто есть. Не расхлябанность, не вседозволенность.
Возможно, женщины Индии впитали в себя всю тысячелетнюю мудрость арийцев, понимая, что абсолютной свободы на земле вообще не существует, и выбрали эту, разумную: свобода внутри системы, которая и дает им силу.
Да, мужчины горячи, иногда, если женщина что-либо не так сделает или скажет,– ох, скоры на эмоциональную расправу. Но как часто в эти минуты я видела улыбку, отнюдь не боязливую или пристыженную, на лице Випин например.
А Манси, когда мы выбирали ткань ей на платье! Сказала, что ей очень нравятся полосатые, но ведь папа не позволит носить такие экстравагантные вещи. Я была в шоке! Не увидела ни сожаления, ни сопротивления, ничего, кроме констатации факта: папе не нравится, папа не разрешит. Никакого бунта, хотя Манси ох как строптива. Как говорят в их семье – вся в папу пошла.
Вот и думай, что это? Так решила женщина? Ведь не случайно женщины там так обычно ходят в президентах и послах. Везде вижу удивительное уважение к женщине, хотя она действительно вторична в индийском обществе.
Ну и зачем мужчине такие три жены? С одной бы справиться. Целый день муж только «созерцает» свою жену, и могу предположить, сколько страсти и нежности ей достается от него наедине! А сколько достается ему (!), ведь многие женщины, даже не работающие, не гладят и не штопают… В общем не устают
Я мысленно представляю сестру Джайсинга, красавицу Сунитру бальзаковского возраста, с умным лицом и стервозным чертенком в глубоко проницательных глазах. Имея два высших образования, прелесть жизни нашла в воспитании детей, в ведении хозяйства, и «послушании» мужу. Джайсинг притворно-возмущенно говорит: ты знаешь, она не хочет работать!
Я не оговариваю каждый раз – по моему мнению, или я так увидела и т.д. Конечно, мне мешает моя дурная привычка к многословию, но по возможности стараюсь этого избегать, в общем извиняться не буду…