Генри ван де Вельде (1863—1937), лидер бельгийского модерна, один из основателей немецкой школы Баухаус.
* * *
Уродство портит не только наш вкус, но и сердце и мышление. Задача состоит в том, чтобы замаскировать
техническую форму художественной разумной красотой.
Самый слабый изгиб, самое незначительное изменение ритма, минимальное колебание в соотношении
интервалов или расстоянии между акцентированными местами отвечают специфическим способам мышления
и психологии. Гибкая Линия модерна способна передать ток рвущейся из природных глубин энергии
— настолько нетерпеливой и не признающей препятствий силы, что ни один посторонний элемент
не может вклиниться между её началом и конечной точкой.
Линия свидетельствует о силе и энергии того, кто ее начертал.
Каждый художник — пламенный индивидуалист, свободный, независимый творец; добровольно он никогда
не подчинится дисциплине, которая навязывает ему какой-нибудь тип или канон.
Опасность в поисках красоты ради самой красоты.
Если промышленности удастся сплавить искусства, мы будем благодарить ее за это.
Лишь после длительного периода усилий можно будет вести речь о типах и типизации.
Общее впечатление от дома восхитительно; ничто не оставлено на волю случая: белая детская радостна,
наряды хозяйки и хозяина педантично подобраны к столовой с ее цветными стеклами... Но по существу,
удачны только ванная, детская и клозет. Когда смотришь на остальное, испытываешь потрясение,
как от шатра Менелика из львиных шкур, полного страусовых перьев, обнаженных женщин, красного
и золотого, жирафов и слонов!". (Тулуз-Лотрек, на посещение особняка Ван де Вельде «Блуменверфа»)
Художники заблуждались, полагая, что новое искусство можно заимствовать у народа, в то время как его,
напротив, надо создавать для народа
Вот уже двадцать лет многие из нас ищут такие формы и декор, которые соответствовали бы нашей эпохе
Моя цель выше простых поисков нового, речь идет об основаниях, на которых мы строим свою работу
и хотим утвердить новый стиль
Если промышленности снова удастся сплавить стремящиеся разойтись искусства, то мы будем радоваться и благодарить
ее за это. Обусловленные ею преобразования — не что иное, как естественное развитие материалов и средств
выразительности различных областей искусства и приспособление к требованиям современности».
Я стараюсь изгнать из декоративного искусства все, что его унижает, делает бессмысленным,
и вместо старой символики, утратившей всякую эффективность, я хочу утвердить новую и столь же
непреходящую красоту.
Обещаю вам, что придет время, когда оформление тюремной камеры профессором Ван де Вельде будет
считаться ужесточением приговора. (Адольф Лоос)
* * *
Материал взят из статьи "Архитектура и революция" размещенного на
сайте http://www.konstr.narod.ru