5

Анна Рыжая1
Мы шли практически наощупь, метель не давала возможности ничего рассмотреть. Дальше полуметра от себя я уже ничего не различала, и это притом, что глаза уже начали привыкать к темноте. В какой-то момент я даже остановилась, Леша едва не врезался в мою спину.
-Что случилось?- громко спросил он, пытаясь перекричать ветер.
-Куда идти? Я ничего не вижу,- растерянно ответила я.
-Давай руку,- от подцепил меня за рукав и потащил по следам профессора.
Спустя пару минут впереди мне померещился огонек. Возникла слабая надежда, что тепло уже близко. Еще несколько метров и передо мной распахнулась дверь в рай. Нет, с раем я, конечно, загнула, но после того, что творится на улице, жилище чукчи именно раем и показалось.
-Добро пожаловать в ярангу,- послышался за спиной голос Леши.
Я постараюсь описать, что представляет собой жилище кочевого селения. Яранга вообще очень распространена здесь. Это легко разбираемое и собираемое жилище, удобное для транспортировки, имеющее обтекаемую форму, что делает ее надежным убежищем в любую погоду. А главное, там тепло и ледяной ветер уже не страшен.

Каркас чукотской яранги составляют короткие жерди, образующие треноги и располагающиеся по кругу. Коническая верхняя часть состоит из жердей, опирающихся на перекладины между треногами; в центре – три массивные жерди. Покрышки из яранги изготавливались из стриженой оленьей шкуры или из шкур моржа у прибрежных жителей. В центре яранги размещался очаг, обложенный вокруг крупными камнями. Первый вопрос, возникший в моей голове, был « А где тут санузел?» Я видела фотографии чукотский поселений, но когда видишь это своими глазами, ощущения совсем другие. Никакие фотографии, даже самых лучших фотографов не сравнятся с той картиной, которую видят ваши собственные глаза. Я несмело прошла поближе к огню, где уже отогревались остальные члены нашей команды.
-Мариночка, смелее, идите сюда, погрейтесь,- Тарас Васильевич жестом позвал меня к огню,- Уважаемый Петр Эпэкэич – хозяин этой яранги.
Я перевела взгляд на мужчину лет пятидесяти, который разливал гостям какой-то явно горячий напиток.  При упоминании его имени, Перт Эпэкэич обернулся и приветливо кивнул вновь пришедшим, мне и Леше. Мы были последними.
В яранге было тепло, но недостаточно для того, чтобы снять пуховик, я лишь расстегнула молнию и присела рядом с остальными на низкую, маленькую складную табуретку. Сразу стало намного комфортнее. Пламя костра всегда действовало на меня как-то особенно. Оно манило и завораживало. Мне хотелось смотреть на него вечно. Прав был тот мудрец, который сказал, что на огонь можно смотреть вечно. В такие моменты я чувствовала себя мотыльком, мне хотелось слиться с пламенем, стать его частью…навсегда.
-Марин?
-А?- очухалась я.
-О чем задумалась?- тихо спросила меня Катя.
-Да так, лирика, Кать,- улыбнулась я,- Как тебе поездка?
-Никак пока,- честно призналась она.
-Ну, конечно, будь ты на месте этой белобрысой цапли, ты бы так не говорила,- усмехнулась я, взглядом указав ей на Лилю, которую обнимал Егор.
-Не знаю,- Катя вздохнула и потупила взгляд, затем ее полный ненависти взгляд упал на Лилю,- Ты посмотри на эту куклу? У нее же вместо мозгов пластмасса со стразиками.
Я с интересом посмотрела на Лилю.
-Предлагаю сделать ей трепанацию черепа и проверить.
Катя улыбнулась, вроде я немного подняла ей настроение. Я поспешила закрепить успех.
-Леша, кстати, косился на тебя всю дорогу.
-Марин, я тебя умоляю,- она скорчила мне жалобную рожу,- Он всю дорогу на тебя таращился. Я ж не слепая.
-Он не мог на меня таращиться, потому что сидел впереди,- возразила я.
-А я сидела напротив тебя, так что не надо.
-Ну ладно,- я покачала головой,- Он таращился на нас.
Катя засмеялась и взяла меня за руку. Тут нам, как раз передали стаканчики с горячим травяным чаем, и стало совсем хорошо. Я начинаю думать, что не зря поехала .
Спали мы в одежде на небольшим стеллажах у стены, застеленных шкурами и старыми куртками. А утром меня ждал приятный сюрприз. Выйдя на улицу, я была поражена. Я никогда прежде не видела такой красоты. На смену вчерашнему ночному бурану пришло тихое, ясное утро. Солнце еще только поднималось, но снег, которого за ночь навалило на совесть, теперь перестал пугать меня. Каждая песчинка его переливалась тысячей оттенков, словно тундру завалило алмазами. Все злые духи, наверняка, попрятались куда-нибудь. Я как завороженная смотрела на горизонт, и мне показалась, что я даже люблю это место.
-Мороз и солнце; день чудесный…
Я обернулась. Из яранги вышел бодрый Тарас Васильевич и дружески приобняв меня за плечо, нарочито пафосно продолжил:
- Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно…
Каждую строку он обыгрывал движением руки, все чаще вызывая мою улыбку. При фразе «погляди в окно», он обвел рукой горизонт и многозначительно промолчал.
-Теперь я, кажется, понимаю, за что вы любите тундру, Тарас Василич,- сказала ему я.
-О, Мариночка, не только за эту красоту,- ответил профессор,- Вот когда вы поживете у эскимосов, когда узнаете, что такое настоящая рыбалка…- он затаил дыхание и тут же гневно взмахнул рукой,- Все эти современные удочки, это все хрень собачья.
Я засмеялась, он поддержал меня.
-Когда вы увидите северных оленей, знаете, как в сказке про Снежную Королеву?
-Да, конечно,- кивнула я.
-Олени – очень удивительные животные, ну, впрочем, вам лучше расскажет про них Алексей Петрович. Думаю, вам также интересно будет послушать легенды о духах.
-Да, с удовольствием послушала бы,- в предвкушении ответила я,- А эскимосы разве говорят по-русски? разве у них нет своих диалектов?
-Некоторые, что помоложе, говорят по-русски,- пояснил профессор,- а старики больше на языке предков.
После беседы с профессором я снова взяла фотоаппарат и решила запечатлеть эту красоту, чтобы потом в мегаполисе окунуться в эту дикую природу хотя бы через монитор компьютера. То, что наш водитель назвал поселком, на самом деле представляло собой две рядом расположенные яранги. В них жила одна большая семья, надолго они тут задерживаться не планировали, но нам повезло, что наш водитель знал о них. Ради нашего удобства, хозяева потеснились, выделив нам целую ярангу. Сами же этой ночью ютились в соседней. Оленей я не заметила, зато глаз зацепился за выбивающийся из общей картины грузовик с прицепом. Цивилизация добралась и до этих мест. Окончательно разбило мои фантазии о диком северном народе с гарпунами и бубнами явление мне мальчика, забавляющегося с ручной игровой приставкой. Вот тебе и самобытные народы. Наверно, просто у меня, как у жителя «цивилизованного» мира, полно стереотипов относительно этих людей. Но, наверное, стереотипы для того и существуют, чтобы их разрушать.