Солнечный цирк, который мы потеряли

Станислав Мирошниченко-Стани-Мир
Сегодня,  можно часто слышать, что Советский Цирк  был, дескать, слишком пафосным!
Но это далеко не так!
Это был настоящий,  Солнечный цирк, экзотический, высокохудожественный, как и "Дю Солей", но с забавными животными и жизнерадостными клоунами!
Высокоидейные номера, аттракционы, программы с парад-прологами и эпилогами соответствовали духу времени -  покорителей космоса, первопроходцев-строителей,  мечтателей-романтиков!
Это был НАШ, многонациональный цирк, не похожий  на  забугорные, а потому легко узнаваемый и горячо любимый во всём мире!
А теперь...
--
  Недавно, в Цирке на Вернадского, смотрю Международную программу  и тут, сосед, иностранец, спрашивает меня  на ломаном русском:
- Скажите, пожалуйста, эти клоуны из Италии или Франции?
Чуть замешкавшись, киваю головой, мол,  то и другое... Хотя, это были наши - Долли и Домино!
-
Или...
Рядом сидит женщина с ребёнком... Малыш с недоумением глядя на манеж, где работали "першивики",
спрашивает:
- А зачем дядя полез на трубу?
Мама, чуть задумавшись:
- Ну... наверное, показать какой он ловкий...
И только?!
Да это же, САБАНТУЙ, какой-то!
Хотя, в спорте, во многих его художественных  видах,  на соревнованиях,  кроме баллов за технику, ставят и решающие баллы за артистизм!
А уж в искусстве-то цирка тем более,  в номерах,  где  трюк во главе угла, мастерство артиста должно стоять во главе трюка! Что зачастую отсутствует в слабых, провинциальных, цирковых программах!
--
Бывает, только появится какой-либо неординарный, и притом успешный номер и сразу - бум! Появляются массы подражателей!
 
 
 
Я люблю гимнастические номера на полотнах - сложные, яркие, запоминающиеся, но когда их в цирках и на сценах по моим скромным подсчётам, более 20 и как две капли,  похожие один на другой - это же ни в какие рамки, вернее, манежи, не лезет!
-
И где же, прежде, светлые и добрые лица ярких клоунов, с их весёлыми динамичными штучками-трючками?!
Повылезали, будто из мрачного склепа,  бритоголовые, с  устрашающим гримом, и чуждым нам  образом - клоуны, коих  до истерик и слёз боятся дети, кстати, являющиеся основными цирковыми зрителями!   
---
Сегодня Российский цирк как никогда нуждается в своих, АВТОРСКИХ, цирковых спектаклях, типа, ПРОМЕТЕЯ, Волжанских - где текстовая театрализация остаётся за кадром, а на манеже - динамичное, образно-трюковое действо!
И уж  не в прямой ТЕАТРАЛИЗАЦИИ - в перелопачивании, под манеж, сценической классики!
Или, типа, "Свадьбы соек" и прочих, подобных, "голосящих спектаклей", где цирковые, довольно сильные номера, оказываются на задворках действа!
Наверное мы не так, как должно, владеем безграничным языком жестов и пластики!
А ведь именно, ПАНТОМИМА, как наиболее красноречивое образное искусство, это не только удел клоунов и отдельных оригинальных номеров, но и основа любого истинно циркового спектакля!
 
Да, было время, когда наши цирки, в основном, были ДЕРЕВЯННЫМИ, а артисты
ЖЕЛЕЗНЫМИ, по духу, с товарищеским чувством локтя!
Сегодня, каждый сам за себя, гребут под себя, предавая общие интересы цирка как искусства коллективного, плюют в родной колодец, из которого, наверняка, в старости, придётся испить водицы!
 
Но хочется верить, что время, когда возродится Солнечный, Российско-Русский цирк, не за горами, ибо согласно Великой истории, - всё, рано или поздно, возвращается на круги своя!
Но очень хочется, чтоб это было чуточку пораньше, чем поздно!