Без харакири

Александр Чашев
       
  Тоскуют люди по малой родине, покинутой в силу разных обстоятельств. Ностальгия утоляется разными способами. Один из них - общение с земляками в интернете. Уроженцы древнего села, давшего России Николая Рубцова, открыли на форуме одного из сайтов тему «Помечтаем о будущем Емецка».
В дело пошли снимки петербургского метро, небоскрёбов Нью-Йорка, утекший с мозгами в Вашингтон физик-ядерщик предложил фото своего нового места жительства – небольшого аккуратного городка с лужайками и стрижеными газонами. Были другие фото и прожекты.  Не было лишь ответов на извечные русские вопросы. 

 И потому… помечтаем.

Наступил 2031 год. Мэр Емецка принимал в своей резиденции представителей иностранных агентств.  Выступив перед ними с краткой приветственной речью, предложил перейти к ответам на вопросы.

Слово попросил президент японского холдинга: – Уважаемый господин мэр, от имени коллег-бизнесменов и от себя лично благодарю за готовность принять столь внушительную делегацию! Мы ценим ваше время и всё же надеемся услышать ответ  на простой вопрос: каким образом за столь короткий  срок ваш небольшой город вышел в мировые лидеры туристического бизнеса?

- Благодарю за добрые слова, господин Накамура! Начинать, как у нас говорят в народе, «надо от печки». Минули в России «лихие» девяностые, сменились относительно сытыми двухтысячными, пенсии, зарплаты стали вовремя выплачивать, всё вроде бы стабилизировалось, только вот вспоминались при этом почему-то «застойные» годы эпохи генсека Брежнева. С «нефтяной иглы» пытались слезть, да крепко она застряла в пятых точках мужей государевых, получающих будто бы лёгкие доходы. Президент наш требовал от них прорывных идей. Да с шилом в заднем месте и со счетами в западных странах  не больно-то думается о благе народном, пришлось их менять на других, не обросших жиром от излишеств и лени. Сменилось руководство и нашей област. Задал пришлый глава простой вопрос: чем, за счёт чего, не просто кормиться будем, а процветать начнём?

Наша северная область всесоюзной и всероссийской лесопилкой уже была. За один век вырубили всё, что могли. Целлюлозно-бумажные комбинаты загадили окрестные земли. Кислотные дожди от их выбросов стали нормой. Вода в главной реке не пригодна даже для купания. А уж пить её было равносильно самоубийству.
Но другой отрасли, способной дать людям работу и наполнить налогами бюджеты, нет. Но и леса тоже нет.  Чем жить? Что делать?

Методом мозгового штурма определили возможные сценария благоприятного развития. Один из них – туризм.  Решили превратить недостатки области в конкурентные преимущества.

Территория огромна? Зато она мала в тесных странах Европы или в Японии.

 Нет дорог? Можно обойтись и без них, если развить другие виды транспорта.
ЦБК гадят? Пусть в срочном порядке вкладывают уведённые в оффшоры деньги в полностью безопасные с экологической точки зрения технологии. Не согласных  закрыть раз и навсегда. И  объявить область мировым природным заповедником!  Это её миссия!

Занялись  сбором данных, имеющих даже самое отдалённое отношение к туризму. Классифицировали их по соответствующим разделам, темам, главам, статьям, видам:  длина и покрытие дорог, наличие и состояние взлётных полос, сельскохозяйственные угодья и их потенциал, численность и состояние рукотворных и природных памятников, описания ландшафтов, местные поверья и сказания, в том числе самые нелепые, гиперборейские легенды в привязке к конкретным объектам и местностям, предания об языческих капищах и богах, традиции и обряды, песни и танцы, памятники топонимики, архитектурные особенности жилищ и элементы декора изб, космодром, полярные острова, и ещё многое, многое другое.

Составили программы, ввели информацию, получили результаты. В том числе приятные для нашего района. И вывод: туризм может окупить себя за довольно-таки короткий срок.

Но в него надо вложиться капиталами. А этому предшествовало  самое сложное – убедить людей прийти в этот бизнес.

И вот здесь пришла пора действовать нам – избранным земляками местным властям. Стали прикидывать: на что можно заманить капризных туристов?

Разделили их на несколько категорий.

Одним необходим комфортабельный отдых, с видом на природу, и одновременно, возможность в любой момент улететь в свою страну.  Встал вопрос о строительстве взлётных полос, способных принимать небольшие самолёты и вертолёты для сбора туристов из ближайших населённых пунктов, лесных баз и переброски их в областной центр.

Другие туристы желают вернуться к истокам. То есть жить в избах без удобств,  париться в бане по-чёрному и белому, ловить рыбу, выращивать на грядках овощи, ухаживать за домашними животными, доить вручную коров и коз.  Как потом выяснилось, именно этот вид туризма получил наибольшую популярность у западных и восточных его почитателей. Некоторые из них приезжали ранней весной и проводили время до поздней осени в трудах на земле. Многие оставались и на зиму. Тем же, кто уезжал, по их желанию демонстрировались в режиме реального времени события, происходящие в полюбившемся им поле, доме, огороде, хлеву.

Желающих оказалось очень много. Для их размещения начали восстанавливать старые, заброшенные избы. Строить по их образу и подобию новые. Причём исключительно из экологически чистых материалов. Для этого дела отпускали лес по низким ценам. Банки давали под поручительство государства долгосрочные кредиты с минимальной процентной ставкой.

Ожили и лесные заимки. Непременным условием отдыха на таёжных кордонах была посадка каждым туристом не менее десяти деревьев. В этом рвении многие из них перевыполняли норму в несколько раз.

Для искателей Гипербореи разработали маршруты, совпадающие с текстами мантр из «Махабхараты».  Для йогов построили отель и храм на берегу реки Иоги; это место стало объектом паломничества даже индийских риши.  На Кощеевой горке открыли резиденцию Кощея Бессмертного; на речке Ёге другую, его «заклятой подруги Бабы Яги; на берегу Шарапихи возвели базу «разбойничьего» квеста; на вновь отсыпанной горке Херке  восстановили площадку для проведения соревнований по кулачным боям и выступлений народных танцоров. Реставрировали христианские памятники, в том числе во всей его изначальной красе Богоявленский собор. Построили по сохранившимся чертежам или снимкам утраченные храмы, крепости, мельницы. Около них возникли сувенирные лавки и трактиры. У восстановленного Чудского городка построили отель и ресторан.  В чудодейственном Сотином бору поднялись корпуса санатория. 

Туристов и растущее население надо кормить. Рынки сбыта сельхозпродукции приблизились к её производителям. Государство пошло им навстречу и через аграрный банк ввело систему долгосрочного кредитования на закупку техники. Заёмные кооперативы выдавали краткосрочные ссуды фермерам. Класс мелких собственников осознал свои интересы и для их отстаивания организовал партию, представленную во всех уровнях законодательной власти.

В местный бюджет пошли налоги. Наконец, наступил год, когда его доходы превысили расходы. Кроме того, у людей появились значительные личные сбережения.

Начался строительный бум. В срочном порядке обновили план генеральной застройки Емецка. Идею многоэтажной застройки сразу же отвергли. Важно было сохранить лицо древнего села. Поскольку численность его населения значительно увеличилась за счёт вернувшихся на родную землю потомков её давних насельников, наступил черёд вернуть древнему поселению статус города.

Многочисленных гостей и местных жителей надо веселить, лечить, предоставлять им бытовые и прочие услуги, и для всего этого нужны кадры. Для их подготовки открыли филиалы колледжей и университетов. Закончившие их юноши и девушки оставались дома и были обеспечены высокооплачиваемой работой.

Я ещё многое мог бы вам рассказать, господа бизнесмены, но ценю ваше время и поэтому заканчиваю своё выступление, возможно, огорчительной для присутствующих фразой: на ближайшие годы все контракты наших фирм с зарубежными и российскими туристическими операторами подписаны. Ждём вас через пять лет.

…Накамура-сан, уберите, пожалуйста, ножичек! На родной токийщине режьте себя сколь душе угодно. Здесь это ни к чему.