Тайна таланта

Виталий Овчинников
               
               


                Люди на земле все разные. Это аксиома. И внешне они разные, и физически разные, и психологически, и по характеру, и по имеющимся у них способностям к каким-либо видам  общечеловеческой деятельности. Люди действительно разные но, в то ж время, они, как бы, одинаковые и мало чем отличаются друг от друга по своим возможностям. И потому, в принципе, каждый из нас спокойно может заниматься любым видом человеческой деятельности.  Если конечно же захотим и если она, эта деятельность, не является творческой.  С творческими людьми разговор особый. Но все равно – любой практической деятельностью, ибо мы так запрограммированы нашим Создателем или же  ее величеством  Природой! В противном случае, человек просто не смог бы выжить на земле!

                Поэтому мы спокойно сможем работать любым рабочим,  любым инженером, любым врачом, любым учителем,  бухгалтером, экономистом. журналистом и бог знает еще кем.  Не верите? Так попробуйте! Кто мешает? Еще раз подчеркиваю - любой деятельностью! Даже спортсменом профессионалм! Если конечно, позволят физические данные. Хотя и это не является определяющим и совершенно не главное! Спортивные тренеры отмечают, что выдающимися спортсменами обычно становятся люди со средними или даже слабыми физическими данными. Теми самыми, которых тренеры даже и не брали в спортивные школы.

                А эти ребята или девчата упорно работали над собой, чтобы попасть в спортивную школу, а затем, чтобы закрепиться в ней и не вылететь из-за плохих своих результатов и т.д. и т.п. И так, работая постоянно над собой, эти ребята приучаются к  регулярному, упорному  труду и к мысли о том, что все в жизни достигается только лишь  трудом и ни чем иным. А труд над собой всегда приносит результаты. И здесь правы оказываются марксисты. Даже из обезьяны труд сможет сделать человека.  Если много трудиться. А из слабого физически ребенка - сотворит выдающегося спортсмена.

                Даже творческим работником, художником или музыкантом, можно стать с помощью труда, если рано начать учиться,  с самых  детских лет. Ведь дети все талантливы! Вспомните Паганини! Каких нечеловеческих усилий стоило его обучение игре на скрипке! И ему самому, и его отцу! А результат – появился Паганини! Как говорится – цель оправдывает средства.  Слова магистра Игнатия Лайолы, основателя Ордена Иезуитов, передового отряда меченосцев Великой Католической Церкви. И пусть у итальянского мальчика не было детства, а был лишь каторжный, сумасшедший труд  со скрипкой, зато он стал Паганини! Навсегда! Навеки! И о нем будут помнить и его будут знать до тех пор, пока живо человечество на этой земле.

               В созданную при Петре 1 Академию художеств поначалу брали обычных детей дворян и крепостных, совершенно не проверяя их на способности к рисованию. И их учили рисовать с самых азов. И они учились, и  все становились профессиональными художниками, обслуживающими Российскую аристократию. А многие из них – даже  академиками! Правда выдающимися художниками из них выходили единицы,. Ну и что? А всем ли нужны выдающиеся? Для того, чтобы написать портрет хозяина, его жены или детей – совершенно не нужны выдающиеся художники. Нужен просто профессионал, умеющий  делать свое дело так, чтобы было понятно и приятно всем. И заказчику, и его друзьям, родственникам, знакомым.

                В царской России, в гимназиях, учили основам стихосложения, и каждый из гимназистов мог спокойно написать стихотворение на заданную тему. У кого получалось хуже, у кого – лучше, но стихи писали все! И даже экзамены сдавали по этому предмету! Однако поэтов среди них появлялись единицы. Потому что стихотворение – это не рифмованный текс, написанный столбиком, а нечто совершенно другое -  неравнодушная душа пишущего, порой кричащая, порой плачущая, порой смеющаяся. А этому на уроках не научишься. С этим надо родиться! Это и называется – талант!

                Странная, все-таки, это явление – талант. По словарю русского языка С.И, Ожегова, талант – это природное дарование, выдающиеся природные способности к какому-либо роду человеческой деятельности. Значит -  это природные способности, данные от рождения. Кем и для чего? Господом Богом или же слепой Природой? Зачем, с какой целью?

                Вот, к примеру, родился когда-то  мальчик в русской семье. В семье обедневших дворян. Мальчик с черными курчавыми волосами, с темноватой  кожей и совершенно непохожий на всех остальных в этой семье. А потому непохожий, что прадедом его являлся бывший арапчонок, подаренный в свое время русском царю каким-то заморским послом. То есть,  у мальчика оказалась кровь с сильной примесью африканской, негроидной крови. И у этого мальчика вдруг, ни с того ни с сего выявился мощнейший талант к русскому слову, как поэтическому, так и прозаическому. Откуда?! С какой это стати?! Ведь он наполовину не русский. Ну, пусть не на половину, на треть. на четверть, какая разница! Но ведь не к эфиопскому же слову у него появился талант, и не еще к какому африканскому, а именно -  к русскому! Что это? Игра природы? Шутка господа Бога? Кто знает? Кто знает?
   
                И вот,  точно также, жил в одной интеллигентной семье потомственных гуманитариев обыкновенный мальчишка. Ничем таким особенным не отличающийся от своих сверстников, если не считать того, что любил этот мальчишка читать книжки. За час, другой, проведенный с книгой в руках он мог отдать все, что ценно и значимо для других мальчишек его возраста. И футбол, и пляж на речке, и рыбалку, и велосипед, и песни под гитару в кружке друзей и т.д. и т.п. Причем, читал он в основном серьезные книги, классику отечественную и зарубежную. На детективы и любовные романы не разменивался.

                Техникой этот мальчик не увлекался совсем.  Не тянуло его к технике! Он даже не исхитрился научиться ездить на отцовском «Жигуленке», который тот купил на деньги, полученные от продажи дома умерших  родителей. И никогда не помогал отцу в его бесконечной возне с машиной. Слесарным инструментом не владел и не испытывал никакого желания его освоить. Даже гвозди дома в хозяйственных делах забивал только лишь отец.

                Типичный случай маменькиного сынка, выращенного в искусственной,  тщательно отгороженной  от реальной жизни среде. И учившегося, конечно же, только на отлично. Поэтому он и поступает после окончания школы в гуманитарный институт, в самый лучший  в стране гуманитарный институт, в  МГУ. Единственное, что не вписывалось в этот облик выросшего в колбе мальчика, так это его занятие спортом. Он занимался не просто спортом, а особенным видом спорта -  боксом. И закончил школу кандидатом в мастера и с золотой медалью.

                Так  вот этот гуманитарный мальчик волею судьбы или случая становится технарем. Становится технарем совершенно случайно, так как ему пришлось уйти из МГУ из-за чрезвычайных личных обстоятельств. Сначала он работает простым рабочим. а потом становится инженером. И то – вечерником, потому что заканчивает вечерний ВУЗ. И заканчивает по той самой специальности, по которой ему пришлось работать. У него не было выбора. У него направление было с работы на учебу  Иначе бы его вообще не приняли в институт.

                И вот потом , этот случайный инженер, работая на заводе мастером в цехе, вдруг ни с того, ни с сего, без всяких видимых причин начинает изобретать. Да так изобретать, что ведущие специалисты завода,  в буквальном смысле слова схватились за голову. Такого они никогда не видели. Изобретения сыпались из него, как из рога изобилия. И все, за что он ни брался в технике, он делал настолько  необычно и нестандартно, что его технические решения  обязательно признавались изобретениями. Откуда все это появилось в книжном, далеком от жизни и от техники мальчишке?  Для чего появилось? С какой целью? Зачем? Неизвестно! Тайна сия велика есть! Такова, видно, судьба этого мальчика. Такова его доля. Или здесь все-таки что-то другое? И так на свете не бывает? Может быть! Может быть! Я не знаю!

            Я специально не указываю фамилию этого мальчика и не говорю о том, что с ним впоследствии стало. Потому что не в нем одном дело. Подобных случаев я знаю много! И все они говорят об одном - как плохо, как нерасчетливо мы используем наши собственные способности, с каким мизернейшим КПД мы работаем.

         К примеру, я по образованию инженер сварщик, то есть, элементарнейший и примитивнейший технарь. Я могу работать, как рабочий, на всех видах сварочного и металлообрабатыващего оборудованния, выпускаемого в мире. Как инженер, я могу разработать техологию механической и сварочной обработки любой детали, сделанной из любого современного материала. Кроме того, я имею квалификационные удостоверения на сварщика, на электрика, на сборщика металлоконструкция,  на токаря, на шофера, на бурового мастера, на коллектора геологоразведочных работ, на геодезиста, на патентоведа. Не имею удостоверений, но могу  самостоятельно  работать каменьщиком, плотником, столяром.

        Помимо указанного выше я могу писать технические статьи и книги, могу оформить заявку на предполагаемое изобретение, могу написать любые рефераты, любые диссертации. Ну и также могу писать художественны произведения и стихи. Хорошие или плохие - это уже совсем другой разговор. И к нынешней теме не имеющий никакого отношения.

         Я привел этот пример не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы показать, насколько мы можем стать разнообразными в своей трудовой деятельности, если не будем сидеть и ждать озарения и не станем искать того, единственного места в жизни, где нам будет интересно работать! Интересно работается лишь тогда, когда ты великолепно знаешь свое дело. А работа - это всегда труд. И очень часто - тяжелый, нудный и не слишком приятный труд.

        Я знаю, что многие ходят на работу с громаднейшей тоской в душе, потому что ненавидят свою работу. А ненавидят ее потому, что сузили свои профессиональные обязанноти до невозможности и поэтому им приходятся годами делать одно и то же! А это страшно! Очень страшно!


                ***