Смена декорации

Кора Журавлёва
      Вернувшись из Союза от родителей в Румынию, поняла, что моей зарплаты, которую мне платили в мэрии, не хватит на то, чтобы расплатиться с долгами.
      Я попросила мужа помочь мне устроиться к нему на завод в проектный отдел. Как я уже говорила, все и всё подчинялось воле директора этого завода. Практически он был хозяином города.
      О моём желании узнал директор завода. Мы уже познакомились с ним на прошедшей встрече Нового Года. Директор захотел поговорить со мной лично, хотя и отдела кадров было бы вполне достаточно. Это было и странно и любопытно, так как директор завода знакомился лично, лишь с новыми инженерами, поступающими на завод работать. Он очень ревностно относился к тому КТО приходит работать на ЕГО завод! А кто была я? Студентка, нуждающаяся в работе?
      На аудиенцию я пришла в назначенное время, не особенно волнуясь. Не понимая, зачем он должен поговорить со мной лично, я и не знала что предположить. Но одно я знала наверняка, работа у меня в мэрии пока есть и даже, если он откажет, без работы я не останусь. Директор не отказал мне в приёме на работу.

      На этом заводе работали и Виктор с Жекой. Жека тоже русская. Вероятно, директор хотел узнать поближе меня, определить чего я стою, как человек, а после этого принимать решение.
      Как и у каждого человека и у него были свои симпатии и антипатии. Жека ему не нравилась, не знаю почему. Её же мужем он очень дорожил и, несмотря на то, что как специалист Виктор не представлял для завода большого интереса, он был дорог директору, как очень хороший футболист в заводской команде, за что, кстати, ему и начисляли зарплату, даже, если он не появлялся на заводе.
      Симпатия к Виктору могла быть вызвана и единством национальной принадлежности, оба они были болгарами, давно проживающими в Румынии. Может быть, благодаря Виктору терпели и Жеку на заводе, поскольку для неё действительно не было подходящей работы, в силу её архитектурного образования.

      С моим мужем было наоборот. С момента прихода на завод по распределению, после окончания института, директор завода невзлюбил мужа, хотя не был даже знаком с ним. Может быть одной из причин было то, что директор сам решает, «кого казнить, а кого миловать». В данном конкретном случае муж прибыл на работу приказом по министерству и не представился директору, как он,  наверное, ждал этого, проведя своё назначение, лишь через отдел кадров. Кроме того, как мне говорил муж он был «чужак», а новые назначения на ведущие посты подсиживались своими. Муж мой, не желая, противопоставил себя этому обществу, и оно отплатило ему тем же. Умея ладить со многими людьми, даже быть глубоко уважаемым мастерами и рабочими завода, муж с трудом находил общий язык со своими шефами, что зачастую плохо влияло на его карьеру.

      Вот, господин директор и решил, «если не гора идёт к Магомету, то Магомет пойдёт к горе». Поскольку сразу не удалось познакомиться с господином инженером, то посмотрим, «с чем едят» его жену.
      Я пришла в назначенное время и секретарь директора Тили, провела меня к нему в кабинет. Он встал из-за стола и подошёл ко мне, протягивая руку для приветствия. Я смутилась такому приёму и почувствовала себя сразу где-то на приёме. Держа мою руку в своей, он попросил Тили принести нам «кофе или чай?» спросил он, «кофе», ответила я, и он пригласил меня присесть в кресло рядом с журнальным столиком. Пока несли кофе, он откровенно разглядывал меня, но очень серьёзно, и я подумала с надеждой, что такой его приём, своего рода извинение перед моим мужем за упущенную возможность, в своё время, познакомиться с ним самим. Но это было не так.
      Этот человек никогда и ни в чем не признавал себя виновным. Чувствовал ли он в действительности за собой какую-либо вину, мы уже никогда не узнаем. Он умер за рабочим столом, годы спустя, когда мы жили совсем в другом месте. Но сейчас он поил меня кофе, соками и как будто время для него остановилось.                За окнами кипит заводская жизнь, а директор просит своего секретаря отменить все аудиенции на сорок минут. Так и сказал, «сорок минут». Удивлённая Тили, сказав, «хорошо господин директор», вышла из кабинета, плотно прикрыв за собой дверь. Разговор меня удивил. Я думала, что он будет расспрашивать меня о моих знаниях, о семье, в конце концов, но он говорил только о политике. О политике в СССР.
      В какой-то степени мы оказались родственными душами. Болгарин по происхождению, он с детства живёт в Румынии, язык своего народа он, однако, знал неплохо. Болгарский и русский языки сходны между собой, поэтому, когда я, разговаривая, запиналась в речи, он просил меня не беспокоиться, и сказать нужное слово по-русски, он, мол, понимает, о чём я говорю.
      Наши беседы никогда не касались наших семей. О муже он никогда ничего не спрашивал, а о семье директора я знала от других людей, что он женат и, что у него есть не очень удачливый сын. Директор был высокий, крупный и статный мужчина, возрастом старше меня лет на двадцать, и его на заводе одни боялись, другие уважали, но никто не оставался безразличным к его словам и поступкам. Моё отношение к нему было уважительно-осторожным. Я всегда умела чувствовать опасность, исходящую от человека.

Я не столько волновалась за себя, сколько, за отношения, и без того сложные, между ним и мужем. Я боялась усложнить их ещё больше, если он найдёт во мне к тому причину, при разговоре со мной. Его дружескому отношению к себе я не могла подобрать определения, поэтому остановилась на том, что сама себя похвалила.
      «Во-первых, я русская – рассуждала я, выискивая в себе приятные для моего собеседника стороны, - а значит, я для Румынии экзотика, во-вторых, я начитанный и далеко неглупый человек, в-третьих, я умею уважать и терпеливо слушать собеседника и, наконец, я эстетически комфортный человек. Конечно, я не красавица, но и не уродина, от которой хотелось бы сбежать. И, кроме всего, прочего я умею «красиво себя подать», - заключила я свои размышления, довольная составленной характеристикой собственного эго. Описываю я все эти встречи так подробно потому, что гоподин директор сыграл не последнюю роль в нашей с мужем семейной жизни.

      После первой аудиенции, которая действительно длилась ровно сорок минут, директор сказал мне, что уже завтра я могу приходить, чтобы оформить все нужные документы для работы в проектно-конструкторском отделе завода, на должность проектировщика. Потом он первый поднялся с кресла и, поблагодарив за сорокаминутный отдых, проводил меня до двери. В приёмной уже было много людей, и все с нескрываемым любопытством оглядывали меня с ног до головы.

(подолжение следует)  Я ОТВЕЧАЮ ЗА ВСЁ! СТАРТ ДАН! http://www.proza.ru/2011/02/25/2158