Мама, папа

Олег Долгов
                Начало войны. По радио звучат:  «Вставай страна огромная», речи Молотова и Сталина:
     - Наше дело правое, враг будет разбит, Победа будет за  нами. Отстоять честь, свободу и независимость нашей Родины. Святые слова.  Вся семья собирается у бабушки. Общее мнение: - За две- три недели враг будет уничтожен, война закончится.  Блокада, эвакуация.  В товарных вагонах везут на Восток. Выходим на остановке. Всем дают по куску  хлеба с маленькими кусочками копченой колбасы. Подходит громадная собака и задумчиво смотрит на меня. От страха  бутерброд падает на землю и собака с удовольствием его съедает.  Мама  санитаркой воюет на фронте вместе с отцом. Хотят наградить ее медалью. Мама получает ранение и ее отправляют в  Алма-  Ата. Наконец в 1943 году попадаю к маме. Около дома небольшой участок с кукурузой. Моя обязанность каждый день его поливать. Часто прихожу с пустыми ведрами. Мама спрашивает, в чем дело. Молчу. Ну не рассказывать же , что компания местных ребят поджидает меня и переворачивает ведра. Иду снова за водой. Компания тут как тут. Внезапно появляется мамуля и спрашивает:
      - Что же Вы все на одного. Давайте выходите один на один.
       Все смущенно  молчат. Конечно, впоследствии,  мы подружились.
       Местная хозяйка всего дома во время « женских» разговоров простодушно замечает:
      - А я уже  один год, девять месяцев  не  е…сь. Все дружелюбно хохочут.
      Иногда эвакуированных  «подкармливают».  Помню,  давали  вкуснейший , густой суп  с макаронами и мясом. Какой- то фокусник решил слить бульон. Чуть не поколотили.
       Иногда в гости приходили всякие знаменитости. Помню два раза приходил автор известной песни: « Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола как слеза».
      Мамулька очень любила всякие народные присказки типа:
     - Ты чего в тюрьме?
     - Мал,  мал  ошибка давал. Красные в город вошли. Вместо  ура, караул кричал.
       Отправили нас в колхоз, Кормили в основном  молочным супом с картошкой. То я собирал колоски, то вместе с мамой охранял бахчу.  Конечно, друзья по ночам срезали арбузы, но их было так много, что утром следов набега не было видно.  В общем, старались не унывать. Местный бригадир любил плясать попеременно поднимая ноги и сопровождая это соответствующими звуками.
      Естественно,  ежедневно, прежде всего, ждали сводок Совинформбюро и редких писем.
     Наконец  летом 19 44 года едем домой. Почему то  часть пути едем в шикарном  купэ  красного дерева. Между  соседними купэ самая настоящая ванна. Больше никогда в жизни не ездил подобным образом. Ехали до Москвы 11  суток. Родственники угощали булочками из  второсортной муки с медом. Ничего вкуснее не ел..
      Наконец мы в Ленинграде. Встречает вся семья. Приходит отец, как будто весь отлитый в бронзе, молодой и искренний. Начинается новая жизнь.
       Мамуля прекрасно танцевала цыганочку, с « выходом» и плечиками, плечиками. Она была такая красивая, красивей всех на свете.  Даже тетка,  окончившая  Вагановское  училище, в этом танце не могла сравниться с мамулей. Отцу это не нравилось, и он выводил ее из круга.
       К сожалению  Дня Победы почти не помню, но очень хорошо запомнил движение воинских  колонн по Театральной площади. Цветы немного подвяли и их бросали к ногам наших войнов-победителей.
        Мы с Мамулей в основном питались макаронами и бабушкиными лесными припасами. Бабуля была большая мастерица делать всякие рыбные шедевры из самой дешевой рыбы. А воскресные пироги? Это незабываемо и неповторимо. Постоянно пилили дрова для печки. Отец приезжал редко, Морская служба требовала его всего  целиком. Когда приезжал, бралась обязательная  маленькая с селедочкой с луком, колечками. Пьяным никогда не был. Очень любил  рассказывать  одни и теже  случаи и декламировать стихи:
       -Стояли черные от злобы, псковские  русские полки.
         Или  такой анекдот- случай на экзамене:
     Засыпающий экзаменатор спрашивает:
    - А что в этом резервуаре?
    - Вода.
    - Правильно, масло.
    Все это повторялось много раз, но  так вкусно рассказывалось, что слушалось с удовольствием.
     Был горяч, но умен и справедлив.
      Однажды в Таллинне, начинающий фашист стал «оскорблять Республику» Батя без лишних слов дал ему по морде. Окружающие аплодировали.
    Когда  учился в Училище Инженеров оружия, на практику попал на линкор «Октябрьская Революция, где батя служил Старшим помощником. Стар. пом – это хозяин корабля. Когда шел по левому борту, все нерадивые матросы перебегали па правый борт.
      Военно-морская честь офицера, всепоглащающая страсть и любовь к службе. Сможем ли мы быть такими? Наверное, нет.  Но мы, пап, постараемся.