Все это было не зря - афганские воспоминания

Наталья Ахонен
Ушедший ХХ век оставил в памяти человечества не лучший след - целую коллекцию войн. И особое место в этой зловещей коллекции для очень многих людей занимает "Афганская война" 1979 - 1989 г.г. Те, кому довелось на ней побывать, называют ее коротко - "Афган".
В этот раз своими воспоминаниями о службе в Афганистане со мной поделился земляк - председатель Общества "Ветераны Афганистана города Питкяранта и Питкярантского района" Дмитрий Романович.
 
"ВСЕ ЭТО БЫЛО НЕ ЗРЯ"
 
- Призывался я в октябре 1986 года вместе с другими ребятами из нашего города и района. Среди них были И Витя Захаров из поселка Салми, и Андрей Турлаков из Ляскеля, да и другие... Около десятка потом попали в Афганистан. Но сначала маршрут наш был таким: Питкякранта - Петрозаводск - Вологда - Фергана. После шести месяцев учебки в Узбекистане меня определили в 56-ю десантно-штурмовую бригаду. о том, что нам светит служба в Афгане, мы сразу догадались: недаром засчитали наши прыжки с парашютом от ДОСААФ, недаколм передавали на всем пути от "покупателя" к "покупателю". Но это не вызывало никакой паники или, тем более, желания "откосить". в то время мы все стремились в армию и искренне гордились тем, что нам предстоит исполнить свой солдатский долг. А уж служба в Афгане в десантных войсках - это вообще большая честь!
Частично о том, что происходило в те времена в республике Афганистан, мы были уже наслышаны от вернувшихся оттуда земляков - от Андрея Полевшикова, например. Сами-то мы не боялись, но родителей лишний раз волновать не хотелось. Поэтому я написал маме, что буду, мол, служить на самой границе СССР и Афганистана... Вот только мама, которая много лет проработала на почте и некоторые номера полевой почты наизусть помнила, мне написала в ответ: "Сынок, ну кого ты решил обмануть? Ведь от Андрюши Полевшикова с этой же полевой почты письма шли. А кто в нашем городке не знает, где он служил?!
 
Ущелье Вагждан
 
И вот после учебки нас посадили в грузовой самолет и отправили в Кабул. солдат было так много, что сидели мы, буквально, друг на друге. Как только взлетели, все сразу уснули. И очнулись уже от воя сирены. Вышел пилот и сообщил, что мы пересекли государственную границу и находимся теперь на территории Афганистана.
Высадились, осмотрелись...И тут возникло такое чувство, будто мы на какой-то американской базе! именно такое впечатление было от вида охранников аэропорта Кабула: все в солнцезащитных темных очках, рукава рубах выше локтей закатаны.
Через несколько недель нас отправили в 56-ю ДШБ в город Гардес, что в провинции Патия. А потом я попал в местечко Бараки-Барак в провинции Логар, где и дислоцировался наш батальон.
Там-то я, наконец, встретил своих ребят - Витю и Андрея. Оба они служили наводчиками-операторами, Андрей на БТР, а Виктор на БМП. Я же стал стрелком - автоматчиком.
Задачей нашего батальона было обеспечивать охрану колонн. Место дислокации батальона было таким, что он постоянно подвергался обстрелу душманами. Ну, во-первых, совсем рядом была так называемая зеленка - низкорослый лесок, их излюбленное место для засады. Нашу зеленку - "мухамедку" - многие помнят... К тому же неподалеку находилось знаменитое ущелье Вагждан. С гор дорога отлично просматривалась, и обстреливать наши колонны "духам" было очень удобно. В любой момент можно было еще и на их мине подорваться.
Так уж распорядилась судьба, что за все время своей службы, я ни разу не попал в серьезные передряги. А вот Виктору пришлось однажды страха натерпеться - подбили их БМП-шку. И надо же такому случиться, что снаряд, впившийся в броню машины, взорвался только через несколько минут! За это время все парни успели выскочить и подбежать на безопасное расстояние. Взрывом машину разворотила, а башню оторвало напрочь. Виктор тогда контузию получил. а башню пацаны потом привезли в батальон и установили, как памятник.
 
Такие разные командиры
 
Если вспоминать командиров, с которыми пришлось тогда служить.... Они были разными. Одного, например, ненавидели все - и бойцы, и сами офицеры. Объясню на единственном примере.
Охраняли мы как-то блок-пост на горе Мирабдаль. Один из солдат нашего взвода заметил валявшийся на земле снаряд и, не долго думая, взял его в руки.... От звука взрыва, грянувшего совсем рядом, мы все подпрыгнули. А потом, сообразив, в чем дело, бросились к несчастному пареньку. Глядим, а у него в груди - огромная дыра! мы бегом к начальнику заставы за обезболивающим лекарством, ведь мучается пацан ужасно! А тот над каждой ампулой прямо трясся. Выслушал нас и не дал - все равно он помрет, говорит, так зачем зря медикаменты тратить! Вот такая была страшная и глупая смерть...
Был у нас и совсем другой командир, под чьим началом я служил свои первые "афганские" месяцы. Вот он - старлей из Украины Владимир Ткачук - настоящий офицер, суровый, но справедливый мужик! И вспоминаем мы его все только добрым словом!
 
Вот так баня!
 
На втором месяце службы со мной тоже кое-что приключилось. Время от времени спускались мы с гор, где был наш блок-пост, и устраивали в батальоне банно-прачечный день. Вот так однажды помылись, постирались, и заглянул я к Вите Захарову. Ну и заговорился... Обо всем на свете забыл! Потом выскочил на улицу - а наших уже и след простыл, ушли! Они уехали на броне по центральной дороге, а я, значит, побежал догонять коротким путем - мимо кишлака, вдоль границы минных полей. Бегу со всех ног и вижу - от кишлака отделяются двое, оба вооружены, и идут в мою сторону...Я лихорадочно соображаю - автомат один, патронов тридцать... Буду отстреливаться до последнего! А сам так рванул, что взлетел на пригорок, обогнав нашу колонну. Только услышав гул брони за спиной - они как раз поднимались туда же,я очнулся. А те двое развернулись и назад в кишлак заспешили.
От "духов" я спасся, а вот от "дедов" потом получил по первое число. О чем я думал, побежав в одиночку мимо кишлака догонять своих? Да только об одном тогда и мог думать - только бы не приняли за труса, не подумали, что все бросил и ушел! Некоторые ребята не выдерживали нервного напряжения, убегали в "зеленку", да там и пропадали...
Уже потом, во время ночного дежурства (после науки "дедов"), меня вдруг стало колотить, как в лихорадке - пришло осознание опасности и неоправданного риска.
 
Операция "Магистраль"
 
Незадолго до вывода советских войск из АФганистана в зоне афганско-пакистанской границы было проведена самая крупномасштабная в той войне боевая операция "Магистраль". основные ее действия разворачивались вдоль магистрали Гардез - Хост, в труднодоступных горах. причиной же для проведения этой операции послужили действия моджахедов, которые взяли Хост в блокаду. Почти восемь лет местные жители прожили в осажденном городе без запасов продовольствия. И главной задачей советских войск было снять эту осаду.
Наша бригада тоже принимала участие в операции "Магистраль". Мы заняли вверенные нам позиции на одной из господствующих высот, где и провели около месяца. Там же и Новый - 1989 - год встретили. Открыли несколько бутылок шампанского и дали в воздух свой "салют".
За все это время на нашем участке лишь однажды появилась группа моджахедов, но мы сразу открыли огонь. Под пули они не полезли...
После снятия осады с Хоста мы вернулись в свой батальон и вновь сопровождали колонны и несли службу на блок-постах. За участие в операции "Магистраль" мне, как и другим бойцам, дали медаль "За боевые заслуги".
 
Бахча в подарок
 
В Афгане я прослужил год и два месяца. Наша бригада выходила из Афганистана по графику еще до приказа о выводе войск - в июне 1988 года. Но потом мы долго простояли в одном из туркменских городов. В октябре наш батальон снова подняли по тревоге и отправили назад - на границу Таджикистана и Афганистана. Необходимо было обеспечить охрану тех наших войск, что выводили. Еще месяц службы, но наша помощь, к счастью, не понадобилась.
Таджики, в отличие от враждебно настроенных туркменов, встречали нас очень приветливо. Идет колонна, мы сидим на броне, а со всех сторон к нам бегут люди и суют в руки корзины с фруктами, огромные казаны с горячим пловом...
Во время стоянки возле одного селения, к нам пожаловал глава этого селения. И, знаете, что он нам подарил? Целую бахчу! Вот уж мы тогда наелись этих арбузов...
 
Ашхабад - Питкяранта
 
И вот, наконец, приказ - на дембель! Я ушел даже раньше других наших ребят. Простился с товарищами, на автобусе добрался до Ашхабада. Мне нужно было достать билет или до Москвы, или до Питера. А железнодорожные кассы открывались только за час до отхода поезда - к полуночи. И куда мне деваться? Стою я на перроне, раздумываю. Тут подходят ко мне двое в гражданской одежде, вроде на русских похожи. Здорово, говорят, земляк! Здорово, говорю, а сами-то вы откуда будете? Да мы с Украины, отвечают. Ну какие же мы земляки, мужики, ведь я - карел! А они мне и говорят, что в этих краях все мы - славяне - земляки.
В общем, они меня позвали в свой поезд. у них был какой-то туристический тур по южным республикам. Протащили меня в свой вагон тайком от начальника поезда, переодели в гражданку. Научили, что говорить, если нагрянет с проверкой бригадир. И ведь нагрянул - кто-то доложил! Ну, все обошлось. Так я еще дней шесть катался с ними вместе: в Бухаре на фонтаны полюбовался, а в Ташкенте откланялся. Купил там билет и - в Москву! А оттуда - в Питер, у меня там старший брат Эдик тогда учился.
И хотели мы с ним вместе домой приехать, сюрприз родителям сделать. Звонит Эдик домой и говорит, что завтра он приедет в Питкяранту. А мама... разве проведешь нашу маму?! Она его перебила и спрашивает: "Скажи, Эдик, ведь Дима там - с тобой рядом?"
Так и приехали. Только с вокзала я сначала побежал к нашей бабушке, что тоже меня ждала, а уж потом - домой, к родителям. Вечером нагрянули в гости и друзья, и родственники, и соседи - рассказывай, говорят, нам про Афган...
 
***
Разве мы задумывались тогда - зачем и почему воюем? Не до того было. Нам дали приказ - охранять южные рубежи нашей родины. И мы его исполняли - честно и добросовестно! И уж точно не считали тогда и не считаем теперь себя в чем-то виноватыми. Мы выполняли свой интернациональный долг.
Трудно найти оправдание человеческим потерям... Но я все же считаю - все это было не зря! И для самого себя - в том числе. Закалился характер, сила воли. Лично во мне не произошло никакого ожесточения. Но у каждого, вернувшегося с этой войны - своя судьба.
 
Что еще мы можем сделать для своей Родины? Создав Общество ветеранов Афганистана, мы рассказываем о тех событиях молодому поколению, пытаясь донести до ребят, что патриотизм, любовь к Родине и исполнение солдатского долга - это не пустые слова!