А это- мой Пушкин! Глава Х1Х. Кто из двух?

Асна Сатанаева
После экзамена  всех перевели в старший возраст. Оставалось учиться  еще три года, а  им было по шестнадцать - восемнадцать лет. Безначалие продолжалось и развязывало руки на проказы.

Сашка, впервые внимательно приглядевшись к себе в один из  солнечных дней,   ужаснулся и  быстро смахнул пушок над губой.  Теперь он, боясь пустить петуха, пытается говорить басом.

После  встречи с Державиным с головой окунулся   в поэзию  двух  поэтов – Жуковского и Батюшкова, стихи которых  нравились  легкостью, гармоничностью, разнообразностью и  жизнерадостностью.  Подражая буквально, начал   всему учиться у них. «А почему  уже года два  Константин Батюшков нигде не печатается?.. Конечно, я читал, что он в военном походе и сейчас находится во Франции... Ничего  не могло  с ним случиться?.. Многие давно возвратились…», - задался вопросами. И в декабре месяце  отправил  ему анонимное  послание через журнал «Русский Музеум», говоря:

Наперсник милых аонид!
Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец,
Харит изнеженный любимец,
Уже с венком из роз душистых
Меж кудрей вьющихся, златых,
Под тенью тополов ветвистых,
В кругу красавиц молодых,
Заздравным не стучишь фиалом,
Любовь и Вакха не поешь;
Довольный счастливым началом,
Цветов парнасских вновь не рвешь;
Не слышен наш Парни российский...

Сашка лежал в лазарете, когда к нему прибежал Вольховский-лисичка и с придыханием выпалил:
-Француз! К тебе  приехал  сам  Батюшков… Поэт!

Он так  обрадовался, что говорил беспрерывно, иногда прерывая себя. Глядя  с любопытным интересом на красивого кудрявого поэта с  изящными движениями, мигом вспомнил  кабинет отца и  этого  тогда юного поэта, который частенько заходил к нему.  Сейчас здесь сидел  тот же самый человек, но  с  усталым выражением грустных глаз, в офицерском сюртуке со споротыми эполетами -  только недавно вернулся из заграничного похода."Он  почти не изменился, хотя последние два года участвовал в военных действиях с французами..."

Волновался,  поэтому болтал обо всем на свете. Но, дождавшись паузы, Батюшков, будто он  сговорился с Кошанским! произнес негромко:

- Александр, я советую  вам оставить «дудку», то есть, легкую поэзию. Обратите свой талант   на предметы   более серьезные и важные... Я знаю, что  вам она под силу.

Сразу  насупившись, Сашка  уставился на него и, глядя  сердитыми  глазами  из-под нахмуренных бровей, буркнул:

-Что, по- вашему, более серьезное и важное?

- Я советую вам воспевать войну  и ее героев…

- Значит, оды… - упало у него сердце. Почему известный поэт не хочет понимать его? Но  не стал возражать и терпеливо выслушал   доводы   в пользу  одического жанра.

Проводив знаменитого поэта, стал метаться по узкому проходу палаты: «Нет, я уже по настоянию начальства писал оды, и понял, что  это не для меня. Не буду я никогда, по собственной воле, писать их! Лучше  буду и дальше  беззаботно  «дудеть» в свою  дудку, о чем вздумается - нравится это  кому-то или не нравится!»

Батюшков давно уехал, а он мысленно всё спорил с ним, постоянно  приводя свои доводы, и неотрывно думая о своем предназначении, как поэта.
 
 Вскоре  в том же журнале, в шестом номере, появилось   его   стихотворение – ответ Константину Батюшкову:

 …А ты, певец забавы
И друг пермесских дев,
Ты хочешь, чтобы, славы
Стезею полетев,
Простясь с Анакреоном,
Спешил я за Мароном,
И пел при звуках лир
Войны кровавый пир...

Вежливо, но решительно отверг такой совет:

Страшась летать недаром
Бреду своим путем.

И завершил взятой у Батюшкова же строкой:
"Будь всякий при своем". -  Не без умысла. Знал - поэт  поймет его.

Уже чувствуя  силу своего таланта, понимал, почему  известные писатели и поэты проявляют к нему  такой интерес. «Я не хочу перед ними позориться!"- решил. И после визита Батюшкова  принялся  расширять  свой круг  литературного образования: перечитал  старых поэтов, начиная с Тредьяковского; познакомился с немецкой  поэзией, правда, из-за незнания немецкого - только во французском переводе… О каждом  составил собственное мнение. И теперь в собственных произведениях  все чаще  стал появляться романтизм Жуковского.

 «Послание к Горчакову»  Сашка  написал  как  элегию. Решил - самый конец  каждой пьесы будет  заканчивать  своеобразным  примиряющим аккордом. "Вообще - необходимо, чтобы последние строчки стихотворений  приобретали  особую полноту мысли, рельефность и звучность. По крайней мере, над этим надо неустанно работать", - размышлял он, успокоившись от посещения Батюшкова. -  Но первым поэтом  для  меня останется Жуковский...  Как он поразил  меня   своей поэмой в новом роде - "Певцом во стане русских воинов"!.. А чем же она меня так забрала? Резкими чертами она напоминает мне оды Державина, живостью - балладу, музыкальностью - песню...  Вот чем она мне  нравится. Она-то писалась по горячему следу войны. Сейчас   Жуковскому бросились подражать большие и малые поэты. Батюшков, например, сочинил шутливую поэму на Шишкова "Певец во стане варягороссов". Это насмешка не только над жёлтым домом Шишкова, но и над поэмой Жуковского...  Но , я знаю,  Василий Андреевич не обиделся,наоборот, подхватил почин Батюшкова и сам написал две шутливые поэмы - "Певец в Кремле", и "Тульскую балладу". Поэму на свадьбу прекрасной племянницы...»

 Усмехнулся, обнажив белые ровные зубы: «Я и сам не  выдержал искушения и тоже  написал песнь о Гауэншильде, и ее теперь с удовольствием распевают  не только лицеисты, но и  пансионеры... - Но мысли о Батюшкове не оставляли: - Если бы  он знал, что  за поэмки я накропал, написал бы он через  журнал ко мне?".

 «Тень Баркова" - подражание «Опасному соседу» дядюшки Василия Львовича,  и "Монах", он,  когда ложился в больницу, отдал на хранение  Горчакову – во избежание. Ухмыльнулся: «Да, озорник я и шалопай. Но что же  поделать?.. Однако, обрадует ли Батюшкова то, что я и ему не изменяю, усердно продолжаю учиться у него?.. Я не забываю истоки своей поэзии!»

 Весной  пятнадцатого года царское семейство настояло на переезде  Василия Жуковского из Москвы в Петербург- по желанию вдовствующей  императрицы - матери  царя. Теперь  постоянно бывал  и у него в лицее. Увидев у Василия  Львовича его стихи «Воспоминания в Царском Селе», поразился. Сашке об этом дядя написал с гордостью: «Сашка! Гордись, Жуковский  прочитал  твои "Воспоминания" всем своим друзьям, останавливаясь в лучших местах и восклицая: «Вот у нас кто настоящий поэт!».

 Сашка и сам  чувствовал, что Жуковский полюбил его и  поэтому  стал бывать в лицее. «В  самой дружбе,  за ее личной, интимной стороной есть  нечто высшее, иногда почти мистическое, если ее освящает  поэзия и  скрепляет  мечты о творчестве и служении прекрасному...  Как не понять, что  этот большой поэт - мой друг, искренний, бескорыстный, добрый!". -  И он  купался в этих  отношениях тепла и   преданности. Хоть поэзия друга, меланхолическая, небесная, не так привлекала его, как полнокровная, земная поэзия Батюшкова, он решил выбрать своим  руководителем Жуковского:

Благослови поэт! В тиши Парнасской сени
 Я с трепетом склонил пред музами колени,
Опасною тропой с надеждой полетел,
Мне жребий вынул Феб, и лира мой удел.
Страшусь , неопытный, бесславного паденья,
Но пылкого смирить не в силах я влеченья…
…Нет, нет! Решился я - без страха в трудный путь,
Отважной верою исполнилася грудь.

И  ни разу не пожалел об этом. Василий Андреевич  ничего ему не навязывал, мягко и  постоянно укреплял его веру в себя. Единственное, о чем  просит  - читать побольше, учиться все время. И ему  постоянно  привозит  книги и журналы из Петербурга.

Первую книгу сборника, вышедшего из печати  в ноябре пятнадцатого года, Жуковский  сразу же подарил  ему и Сашка  ни на минуту не может  расстаться с этим подарком. И не только потому, что высоко ценит его поэзию, но и потому, что упивается унылыми жалобами влюбленных, поэтическими повествованиями о любви - сам  тоже влюблен!  Он, наконец,  влюбился - в первый раз. И все  теперь смеются над его рассеянностью, задумчивостью... как  и он сам раньше издевался над другими влюбленными... Когда не понимал их чувств.

Каждую свободную минуту  теперь  проводит в томительном ожидании возле окна, а завидев вдалеке легкую фигурку девушки, стремглав бросается  вниз и делает  вид, что случайно встретился с ней. Её зовут Екатерина и она - сестра лицеиста Бакунина. Красивая, очаровательная, прелестная в обхождении. Все–все влюбились  в нее!
 Но никому он не признается в своей любви. Увидев ее где-нибудь мельком, а потом оставшись один, только мечтательно грызет перо, а потом  быстро-быстро записывает прилетающие  рифмы:

Итак, я  счастлив был, итак , я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался…
 
Пошел к Алексею Илличевскому после прогулки, долго переминался  возле конторки у него в комнате и, наконец,  решился:

- Олося, не мог бы ты мне  нарисовать...  написать портрет Бакуниной?

- А ты сам? Ты же рисуешь тоже неплохо.

- Я не доверяю себе...
 
Илличевский поломался, но  согласился. Но, когда в назначенный срок  пришел за портретом, Сашка разочаровался:

 - И ты думаешь, что это Катенька Бакунина?.. Ты  не  смог поймать того сходства, какого мне хотелось! - надул губы: - Я и сам не  хуже тебя нарисовал бы!..  Нет, это не то…

Илличевский сконфуженно:
- Я  хотел, рисуя ее портрет, добиться высокого мастерства. Ведь она училась у Брюллова, и рисует как настоящий художник! Ну, не получилось у меня… Ведь это  са-а-ма  Бакунина!..

 «Сама!» - И он, бедняга, тоже  влюблен в нее!», - понял и пожалел его.

 Екатерина Бакунина  в конце осени уехала в Петербург и теперь иногда приезжала в лицей, чтобы навестить брата. Сашка тосковал. И писал…  Написал стихотворение «Вчера за чашей пуншевою».  Мишка  Яковлев на  эти слова сочинил музыку, и, смешно! они втроем: Олосенька, Мишка и он, поют  ее  вечерами в большой зале.

 «Впервые  я,  благодаря ей,  понял  чистое чувство любовной грусти.  Именно  она позволила мне   глубоко понять стихи Грея, Юнга, Парни, Гёте и, наконец, Жуковского и Батюшкова. О, милая Бакунина, где ты?». - Но призывал  ее напрасно.
 
Попутно с любовными  посланиями Бакуниной писал и  другие  произведения. Начал две большие поэмы. Задумал несколько сказок. Он рос как поэт и сам  чувствовал, что овладел умением усваивать от каждого образца лучшее и быстро отделываться от  недостатков. Сколько бы он ни подражал  своим учителям, у него прорывалась  оригинальность мыслей и чувств. Появилась у него и собственная сила и смелость в  представлении своих картин… "И думаю, это – не предел!», - смело размышлял.

Однажды они  шли с Жуковским по  мокрой дорожке  унылого парка и, поглядев  задумчивым  взглядом  на него, тот произнес:
 -Знаешь, мой юный друг, что меня больше всего поражает?
Резвый  молодой человек подскочил и спросил:
- Что же?
 и он усмехнулся:"Поистину-Егоза! И когда остепенится? И остепенится ли?".
 
- А то, что всего три года назад ты думал,  как француз, а теперь ты  смог сочинить такой романс, как  «Под вечер осенью ненастной»... А ведь он стал  народной песней…
 
 Жуковский понимал, что, несмотря на живость, веселость, кажущееся легкомыслие   юного друга, в этой кудрявой голове ворочаются нешуточные глыбы мысли…