О ситуации в Поволжье и что делать

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Об итогах поездки в Саратовскую область

       Поездка, состоявшиеся встречи и беседы позволяют, на мой взгляд, сделать следующие выводы:
       1. Отношение к идее восстановления немецкой республики на Волге неоднозначно: спектр мнений от «категорического против», до «полностью за». Установить распространенность того или иного мнения среди населения при такой поездке было, конечно, невозможно, да и не может быть задачей поездки.
       2. Причины выступлений за восстановление республики достаточно ясны и определенны: стремление немецкого населения получить опять равные национальные права с другими народами РСФСР, основой чего является наличие государственности; признание русским и другим ненемецким населением региона необходимости восстановления справедливости по отношению к советских немцам в духе Закона «О реабилитации  репрессированных народов»; убежденность в том, что восстановление немецкой республики положительно скажется на экономическом развитии всего региона и, тем самым, на повышении жизненного уровня всего населения.
      3. Причины выступлений против республики более сложны и проявляются часто лишь опосредованно. К ним можно отнести:
      а) обеспокоенность людей возможными, на их взгляд, отрицательными последствиями восстановления немецкой республики. Эта обеспокоенность вызывается также рядом причин: союзного, областного и личного уровня.
      К первым относятся:
- общий неблагоприятный фон межнациональных отношений в стране (Карабах, Средняя Азия, Прибалтика и т.д.);
- общее ухудшение экономического  положения;
- нестабильность политической ситуации в стране;
- неуверенность в завтрашнем дне.
      К причинам областного уровня относятся:
- в основном новое, прибывшее на территорию бывшей республики после 1941 года, население региона, не проживавшее вместе с немцами в республике и отсюда опасающееся немцев;
- состав поселенцев: эвакуированные, прибывшие после оккупации, вербованные (несколько потоков), беженцы последнего времени;
- значительная часть населения проживает в домах выселенных в 1941 году немцев и боится, что их придется освободить;
- неинформированность людей относительно истории советских немцев, их сегодняшнего положения и целей; отсутствие необходимой разъяснительной работы в этой сфере;
- нежелательность для областного руководства возвращения («потери») пятой части территории области;
- активная «антиавтономистская» позиция части областного и районного руководства, воздействие его на население;
- малочисленность и разбросанность немецкого населения в регионе;
- нынешняя засуха, усугубляющая остроту неприятия любого решения.
      Причины индивидуального плана:
- нелегкий жизненный путь, пройденный старшим поколением (война, потеря близких, эвакуация, утрата своего имущества и т.д.);
- низкий политический уровень и узкий кругозор у части населения (многие не делают различия между немцами Поволжья и немцами-гитлеровцами);
- опасения части руководителей районов бывшей АССР НП потерять свои должности при восстановлении республики;
- политические амбиции «активистов» (уже около трех лет "потесты», «заявления», «обращения» инициируются всё теми же двумя-тремя десятками лиц);

      Наряду с естественными опасениями людей перед переменами, опасения насаждаются и искусственно. Приемы, как можно было заметить, распространенные: умолчание правды, искажение истории и действительности, прямая ложь, неинформирование людей по актуальным вопросам, подмена аргументов эмоциями, присвоение себе права говорить от имени всего населения.
      В сегодняшней ситуации в области мало сторонников восстановления республики: кроме части немцев (часть боится высказывать свое мнение, а часть выталкивается ситуацией в ФРГ) - это старики, жившие еще в АССР НП; те, кто имеет развитое чувство справедливости; и представители ДемРоссии, для которых поддержка идеи восстановления автономии (в духе радикального крыла движения советских немцев) окрашивается, как можно понять, в тона  антиаппаратной борьбы. Этих сил, конечно, недостаточно для проведения в жизнь Закона «О реабилитации репрессированных народов».

      Что, представляется, нужно сделать?
      Во-первых, надо определить, возможно ли в этих условиях восстановить на Волге немецкую республику и стоит ли ее восстанавливать именно там?
      Главная проблема в реализации Закона сейчас не в положении на Волге - его, полагаю, можно при желании наверху изменить, - а в том, чтобы убедить советских немцев поверить, что республика будет восстановлена и что в ней можно будет им возродиться и сохраниться как народу.
      Если исходить из волжского варианта, то нужно начать с конкретных практических шагов:
      1. Выявить территорию в Саратовской области, где можно безотлагательно переходить к заселению немцами и обустройству их с ориентацией на включение этих территорий в будущую республику.
      2. Такие же территории выявить в Волгоградской области.
      3. Вывести (обязательно!) эти территории из-под управления областных и районных властей, передав руководство процессом их обустройства специально созданному Президентом РСФСР комитету.
      4. С помощью средств, выделяемых из бюджета РСФСР (не областей!), КазССР, СССР и ФРГ, разработать и осуществить программу восстановления немецкой республики.
      Если признать волжский вариант неприемлемым или нерациональным (аргументы в пользу таких оценок реальны), то обсудить на уровне руководства РСФСР в принципе возможность иного варианта, затем совместно с представителями советских немцев, допускающих иной, чем Волга, вариант, согласовать мероприятия по популяризации этой идеи у советских немцев и по разработке программы восстановления республики в другом месте.

      12 августа 1991 г.