Больница. Мои соседи 1. Мани

Вениамин Велерштейн
Больница. Много ли удовольствия мы получаем от посещения этого лечебного заведения? Как знать. По крайней мере, иногда нам бывает не до таких рассуждений.
Доставили тебя с острой болью, вкололи нечто, что боль эту утихомирило, и на какое-то время тебе хорошо и абсолютно все равно, что происходит вокруг тебя.
А бывает, ты знаешь о предстоящей госпитализации и ждешь её длительное время. Предстоит операция или неприятные процедуры лечения. Тебе и нужно бы, и не хочется. И вообще - тоскливо...
Впрочем, есть еще третий и даже четвертый вариант.
Третий заключается в том, что ты за короткий промежуток времени так часто попадаешь в одну и ту же больницу, где с тобой ну просто очень хорошо обращаются, и где ты чувствуешь себя едва ли не лучше (по крайней мере спокойнее), чем дома.
А четвертый - это когда нужна пауза в жизненном ритме, а отпуск не светит. Или хочется уехать, а уехать нет возможности. И вот тогда курс некоего обследования, а может и лечения становится тем звеном, необходимым для  создания непрерывности причинноследственной цепи.

Есть нaверно и другие впечатления. Но при всех существующих вариантах одним из самых важных факторов пребывания в больнице являются добрые отношения с соседями по палате.

За последние три года мне пришлось часто бывать в больнице, причем в Эссенской клинике десять раз. Здесь я чувствую себя старожилом, комфортно и свободно, что помогает зачастую мириться с некоторыми неудобствами, например, не всегда "удобными" соседями по палате.

То, о чем пойдет здесь речь, произошло не в Эссене. Замучили меня непроходящие боли в спине, и врач предложил провести недельное противоболевое лечение в Хаттингенской клинике.

Знаете, во всех больницах, где мне довелось полежать, не было палат больше, чем на троих человек.
В отделении, куда попал я, все палаты были двухместные. Комнаты маленькие, но с отдельным помещением для душа, умывальника и туалета. В палате две кровати, две тумбочки, стол, стул и кресло, телевизор высоко на стене, в которую  ниже встроены шкафы для вещей и одежды. Есть даже маленькие сейфы для ценностей. Вокруг, по периметру здания идет балкон, на который есть выход из каждой палаты. 
Сказка - да и только.

В этой бочкe мёда есть  капля дегтя - сами больные. Жить с болью, часто непрерывной годами, тяжело. Портится настроение, иногда и характер, появляется раздражение; несдержанность проявляется в разговоре и поступках все чаще... Сколько таких больных я перевидал. К сожалению, вдруг понял, что и сам отчасти стал таким.

Ну вот, это все преамбула.
 
Итак, вхожу в палату, медсестра показывает мою койку, хотя и так понятно - другая уже занята неподвижной фигурой,  сидящей спиной к нам. Неделя в больнице - длинный срок и без занятия я могу просто сойти с ума. Поэтому у меня с собой ноутбук, маленький ДВД-плеер и мой телефон, в котором примерно полсотни книг.

Бросаю вещи, провожаю моих жену и дочку(как ни как - воскресенье)к выходу и возвращаюсь в палату. Мой сосед все в том же положении. Подхожу и представляюсь: "Вениамин, можно просто Вен" ( для немцев произнести моё имя - проблема. Вот "Беньямин" - пожалуйста, это по-немецки.). В ответ: "Манфред, можно просто Мани". Кстати, здесь в Германии, и на работе в фирмах, и в больницах, где проводишь несколько дней, принято сразу, независимо от возраста и пола, переходить на "ты". 

Входит сестра и говорит, что сейчас нам поставят капельницы. Я спрашиваю зачем и с чем? От боли, отвечает сестра и втыкает иглу в вену моему соседу. Все одноразовое, из пластика, новое, из распечатываемых при нас упаковок. Кстати, иглу в вену ставят на всю неделю, что ты там должен провести. Потому что капельницы делают дважды в день (утром, сразу после просыпания и вечером перед сном).
Узнав, что в составе вливаемого раствора, отказываюсь от этого удовольствия. Во-первых мне не хочется иметь иглу в теле (знаете, сколько раз я уже это имел?!). А во вторых и главных - утром вводят медикамент, который я могу и в таблетках принимать, а вечером медикамент, который мне из-за болезни глаз полностью противопоказан. Сестра разочарована, пытается меня убедить но я непреклонен и она отступает. Позже я выяснил, что капельницы выгодны больнице - их хорошо оплачивает медицинская страховка.
Итак, мой сосед с капельницей лежит на кровати. Неподвижно, молча, устремив взгляд в потолок. Позже я заметил, что Мани может вот так часами лежать, глядя в одну точку или в никуда. А может, вглубь самого себя?...Пытаюсь завязать разговор:
- Мани, чем болеешь?
- Спина. Я работаю на складе железных конструкций. Вот уже 35 лет. Тяжести по 50, а то и по 100 кг таскаем. Вот спина и „села“.  Я тут уже не первый раз.
- Ну и как, помогает?
- Помогает, да ненадолго. У меня инвалидность 40%. А если получу 50%, меня нельзя будет уволить. Тогда - болей, сколько нужно. А пока чуть подлечат - сразу как тягану и - все сначала...
Он замолчал.
Я, не зная,  o чем еще говорить, занялся раскладыванием своих вещей по шкафам и полкам.
Больницы здесь не похожи на российские. Нет специфического запаха еды, нет запаха больницы... И все равно, попадая сюда, первоначально ты чувствуешь себя неуютно... И только со временем начинаешь привыкать к обстановке... И в этом процессе привыкания огромное значение имеет контакт с соседями по палате.
Из-исподтишка разглядываю соседа. Довольно высокий, под метр восемьдесят, бедра чуть шире плеч, мускулатура не явная. Про себя удивляюсь, как это он с такой фигурой такие тяжести таскает. Лицо собрано из крупных резких черт, но не характерное, а какое-то слепое, отстраненное, не запоминающееся.

Полпервого дня. Приносят обед. Я сажусь за стол, а для Мани поднос с едой ставят на прикроватную тумбочку. На закуску салат из свежих овощей. На первое кремовый суп, на второе картофельная запеканка и говяжий гуляш под соусом. Кусок сладкого пирога, упаковка йогурта. Свежее, вкусное. Молча поели. Я замечаю, что у Мани руки дрожат как при Паркинсоне...Отнесли подносы в коридор и получили благодарность сестер. Снова в палате.
Мани лежит лицом к окну. Тихо. Глаза открыты.
Через полчаса: "Мани, о чем ты думаешь?"
- Ни о чем.
- Скажи, а чем ты любишь заниматься в свободное время?
- В свободное время? Гулять. Я всегда хожу гулять. Даже если очень устал на работе, после иду на пару часов гулять.
- Ты наверно любишь путешествовать?
- Еще бы, конечно! Я уже раза четыре был в Африке, дважды в Америке, во Франции, Испании... Но больше всего люблю Гамбург. Такой замечательный город! Я каждый год бываю там минимум дважды. Ты знаешь, в прошлом году я не смог туда поехать и как будто заболел... В этом обязательно скоро поеду.
- А что тебе там так нравится?
- Все. Дома, улицы, порт, море, корабли...
Мани чуть приспускает молнию спортивной куртки и под ней я вижу футболку с надписью "Гамбург".
- Ты так мног путешествовал, наверно ты знаешь не один язык. А сколько ты можешь интересного рассказать! - продолжаю я.
- Нет, рассказывать - не мое. Да и чего там рассказывать. А языков, кроме немецкого, я не знаю.
- Как же ты путешествуешь? С группой?
- Никогда. Только сам и один.
- Но ведь ты даже спросить или попросить ничего не можешь! - удивляюсь я.
- Ну и чего? Вот я раз был в Танзании, потерял дорогу и три дня блуждал по лесу. Ничего, вышел.
- А не опасно было так то по лесу, да еще в Африке?
- А, могут и здесь на улице ножом ткнуть. Или по башке чем дадут. А там было спокойно. Да и что может быть страшнее человека?
- Но ты хотя бы заранее готовишься к поездке? Карты смотришь, читаешь о местах, куда едешь, что там есть посмотреть...
- Да нет. А зачем? Я приезжаю на место и сразу иду гулять.  Куда дойду - туда дойду. Потом обратно. И так день за днем.
- Но ты же ничего не узнаешь из того, что мог бы. Или только малую часть из этого.
- Мне это не интересно. Главное - гулять.
Мы снова замолкаем...
Вскоре Мани встает и уходит гулять. Отсутствует он часа три. Первый день - воскресенье и кроме капельниц процедур нет.
Я достаю ноутбук и погружаюсь в дебри майкрософт- офиса 2007...
После ужина, под обиженное сопение медсестры, я гордо отказываюсь от очередной капельницы...
А к девяти часам Мани укладывается и сразу засыпает. Я же еще долго читаю при свете ночничка, принесенного мной из дома...
Ночь проходит тревожно, совсем не могу спать...
Мани начинает бродить с четырех утра. Он уходит покурить. Потом снова ложится.  Встает, бродит по комнате, заходит в ванную...
К  шести утра я тоже подымаюсь, умываюсь, привожу себя в порядок. В половине восьмого приносят завтрак.
По программе в восемь утра встреча с врачом и  укол в позвоночник.  А в девять уже занятия на лечебных тренажерах.
Врач оказывается симпатичной женщиной лет сорока пяти. Она выслушивает мои жалобы на боли в спине и без снимков, не видя, что же там в самом деле творится, делает обезболивающие уколы в нервные центры в районе поясницы. на мой вопрос, что же у меня там такое, она просит на следующий день принести (если есть) рентгеновские снимки или томографию. Смешно? Нет, скорее грустно...
Она тоже пытается настаивать на том, чтобы я делал капельницы, но я выдерживаю её напор и привожу свои аргументы. На удивление, здесь врачи плохо знают противопоказания используемых ими медикаментов. Слава Богу, моё мнение всегда главное и решение в таких не экстренных случаях за мной.
Тренажерная комната расположена в другом здании и мы ищем её минут двадцать. Оснащение самое простое: два велосипеда, шведская стенка, пара тренажеров с тяжестями для тренировки мышц спины и живота и один - для ног. Наша группа состоит из шести человек: четверо мужчин и две женщины.
Средний возраст около пятидесяти. Два тренера: молодой негр лет тридцати и такого же возраста симпатичная девушка-блондинка. Они распределяют нас по тренажерам и полчаса мы заняты. Затем еще полчаса мы играем все вместе в разные спортивные игры. Кстати, знаете, что интересно? Оказывается, если шагать на месте закрыв глаза, то ты все равно невольно сдвигаешься с места вперед или в сторону. Я ушел аж метра на два вперед! Чтобы этого не происходило, нужно уметь управлять своей сенсибилизацией (во какое слово!:::))) - как нам сказали. Разувшись, соревновались мы в завязывании и развязывании узелков пальцами ног на веревке толщиной со скакалку. Между прочим, очень занимательно и весело! Еще ходили по разным коврикам вслепую и должны были на ощупь ногами определить, по какому коврику идем... Незатейливо, но забавно...
Днем - индивидуальные занятия по лечебной гимнастике. Немка лет пятидесяти пяти, с сильным польским акцентом показывает, какие упражнения по растягиванию и укреплению мышц нам полезны и нужны. Почти все я уже знаю. А укреплять мне в общем-то не особо много чего есть - все достаточно тренировано. Но вот светские беседы на все темы с грамотным и интересным человеком, а еще прогревание спины - замечательно!
C двух часов дня и до вечерней капельницы - ничего... Мани сразу уходит гулять или лежит неподвижно часами на кровати.
- Ты бы хоть почитал, - предлагаю я ему.
- А зачем? - слышу я в ответ.
Мани - одиночка. Он не женат и никогда женат не был. Его подруга живет в своей отдельной квартире. Они встречаются, вместе гуляют, ходят в кафе, потом снова расстаются. У Мани два друга. Один новый, другой - школьный товарищ. И все.
- Ты знаешь, - говорит он мне, - я сначала любил выпить. Пил все подряд, в основном пиво. Ящиками. Десять лет назад стало плохо. Мне сделали операцию, - он поднимает рубашку и я вижу поперечный шрам через весь живот - и сказали, что еще глоток и - помру. Я бросил пить. Вот уже 10 лет я не брал в рот ни грамма спиртного.
Я вижу его подрагивающие руки и спрашиваю - зачем же ты так много куришь?
- Много? Да нет, это не много - всего 30 сигарет в день. Раньше я курил по пятьдесят. Сейчас это уже не много...
- Ничего себе - "немного" - удивляюсь я, - по-моему это тоже много и очень.
- А, брось! Ты знаешь, про меня наверно забыли. Пока я никому не нужен. Ни тем, что на небе, ни тем что под землёй! - Он смеется.
- Я ничего не боюсь. Когда-то мой дядя мне говорил, что бояться нельзя. Поэтому я боюсь только бояться. А все остальное ерунда. Ты знаешь, какой я счастливый?! Сколько раз мог уже помереть! А вот живу же! И ты давай не грусти. Пoйдем.
- Куда.
- Пойдем, я тебе округу покажу. Вообще-то за территорию уходить нельзя. Один тут попался, его сразу из больницы выгнали. Пoтом страховка ничего не оплатила, он на такие деньги налетел...
- Так куда же ты меня ведешь?!
- А, ерунда, сейчас можно. Да и потом мы быстро.
- Куда?
- В мясной. Ужин в пять вечера. Я к восьми готов собственные пальцы облизывать...
От больницы идем всего минут десять. Маленький  магазинчик. Продавщица в фартуке. Под стеклом на витрине свежее мясо и колбасные изделия. Цены высокие. Замечаю на прилавке сверху лоток с сухими копчеными колбасками. Спрашиваю почем. Это лежалые колбаски, не сегодняшние. Поэтому пятьдесят центов за штуку, объясняют мне. А на мой взгляд, как раз то, что мне нужно - сухие и хорошо выдержанные сырокопченые. Покупаю три штуки на пробу. Мани покупает килограммовый круг вареной колбасы и к нему шесть свежих булочек.
Вернувшись, стоим у входа в больницу у пепельниц и курим.
- Знаешь, сколько у меня раньше, пока пил,  было "друзей"... А как заболел, так никого рядом и не оказалось... Ну а как выкарабкался, так они снова потянулись. Да я уже не захотел. У меня всего два друга. И подруга. Зато настоящие. Если что, всегда рядом.
- О чем же вы разговариваете, когда встречаетесь?
- О разном...
Мани замолкает. Курит, глубоко затягиваясь...
В палате от покупок утверждается стойкий колбасный дух. Прячем наши покупки по шкафам.
Мани снова уходит гулять.
К восьми вечера голод напоминает о наших покупках.
-Мани, - говорю я,- ты телевизор смотришь?
- Бывает.
- Ты как хочешь, вместе смотреть или нет?
- Мне все равно.
- Нет, так не годится. Вот слушай, сегодня вечером будет фильм, триллер, а еще ток-шоу. И еще комедия. Тебе что хотелось бы посмотреть?
- Все равно.
И все таки?
- Я же сказал, все равно, выбирай сам, - начинает раздражаться он.
- Ну хорошо. Но если тебе будет неинтересно, скажешь. Договорились?
- Ладно.
Восемь пятнадцать. По программе "Полицейская академия-2". Телевизор висит высоко. Поэтому смотрим, лёжа на кроватях.
- Ух ты, во дает. Нет, так нельзя!...-  Мани бормочет, смеётся, гневается на рекламные паузы, радуется, наблюдая за развитием сюжета.
Большой ребёнок - счастливый в своём неведении или точнее в своём коконе из нежелания знать "лишнее" - проскальзывает у меня мысль...
Фильм короткий, к десяти Мани уже спит...

Дни похожи друг на друга сюжетом. Добавляются еще психологические занятия по аутотренингу. Всего два. Ведет врач, рассказывает интересно о  Якобсоне, еврейском докторе-кардиологе, бежавшем от фашизма из Германии в Америку и там разработавшем специальную гимнастику для мышц тела...Слушаю и понимаю, что ведущему ни то, что он рассказывает, ни мы сами уже давно не интересны. Он делает это привычно-механически. Привычно улыбается, привычно отвечает на привычные вопросы больных и привычно кивает, слушая наши ответы на свои...Медленно я понимаю, что здесь, в Германии, на 90 процентов врачу не интересны ни пациенты, ни болезни. Интересен образ обеспеченной жизни...Поэтому, когда в праксисе врач встречает тебя вопросом "Вас канн их фюр Зи тун?" (что я могу для Вас сделать?), часто теряюсь. Единственный правильный ответ был бы: "вылечить". Но ведь надо же знать, от чего! Немцы, в основном, плохие диагносты. Причина - слишком много вспомогательной техники. В самом захудалом праксисе стоит аппарат ЭКГ, ультразвукового исследования, сразу же проводится анализ мочи,... Но человека за всеми этими делами врач не видит. За редким-редким исключением. Больничный... Какой там больничный. Это - моветон. Таблетку под язык и бегом на работу. Если ниже 38,5 - это не температура. Вот и ходит больной народ, заражая здоровый... А уж сестры в праксисах. Внешне улыбчивые и доброжелательные, они всегда в первую очередь на страже интересов своих и врачей. Именно в таком вот порядке рангов. Впрочем, это на 95 процентов зависит от врача-хозяина праксиса. Моя глазная врач - женщина невероятно доброжелательная, грамотная и внимательная. И сестры в её праксисе такие же. А вот у ортопеда - хорошего, кстати сказать, специалиста, всегда чувствую себя неуютно, как будто в чем-то виноват, - и сестры такие. Летом заболел у меня локоть, спать не мог от боли. Руку раздуло так, что думал - кожа лопнет. Утром позвонил ортопеду, а его медсестра предлагает мне придти через неделю. И то из-за боли, а так у неё все на месяц вперед распланировано... Плюнул я на этого врача и пошел к другому. Оказался у меня тяжелый бурсит, после кортизонового и обезболивающего уколов полегчало, лечил почти два месяца..

Четверг, вечер. До выписки еще два дня.
- Мани, ты хочешь что нибудь посмотреть по телевизору?
- Как хочешь.
- Нет, это я тебя спрашиваю, хочешь или нет. У меня с собой плеер, я могу и по нему что-то посмотреть.
- Нет, давай вместе.
В тот вечер показывали триллер с демоническими элементами. После просмотра первых нескольких кадров понимаю - я читал книгу, по которой поставлен фильм. Книга была интересная. А потому вдвойне интересно посмотреть, получился ли фильм.
Содержание явно не соответствует вкусам Мани.
- Мани, хочешь, я переключу или совсем выключу?
- Нет.
- Но тебе же не интересно.
- Все равно.
Он встает, выходит покурить и пропадает на час. Потом приходит, переодевается в пижаму, ложится в разобранную кровать, накрывается с головой. Я делаю звук потише. Но Мани не спит. Он ворочается, вздыхает. Потом снова встает, одевается и снова уходит... Возвращается, ложится.
-Мани, давай я выключу.
- Смотри.
- Нo тебе же мешает.
- Все равно.
В десять минут одинадцатого он взрывается:
- Сколько еще будет это длиться?!
- Ты про фильм? Еще полчаса, фильм длинный...
- Нет, это невозможно! Так громко!
На мой взгляд, звук совсем слабый, я еле-еле могу разобрать слова...
Я не спорю. Просто выключаю телевизор.
Мани ложится и сразу засыпает. До раннего утра, часов до четырех-пяти...
Я же, чувствую себя последней сволочью, хотя и помню, что десять раз предлагал выключить телевизор... Снова не сплю.
Утром все же говорю:
- извини, не хотел тебе вчера мешать. Мне не казалось, что громко. Да и сказать тебе нужно было  сразу,  что  мешаю.
- Да ладно, неважно. Просто, я все слышу. У меня дома все, что в соседних квартирах делается, слышу. - Мани усмехнулся, лёг на кровать, включил радио в телефонной трубке, пристроил трубку к уху. Звук был такой сильный, что находясь в другом конце комнаты, я мог совершенно свободно слушать передачу. Так, с трубкой у уха, Мани и задремал. Я тихо вышел из комнаты.
Последние дни телевизор не включаю, смотрю записи на плеере с наушниками…
Встречаясь редко, в основном во время еды, я начинаю тяготиться его молчанием. Странно, но когда мы разговариваем, мне тоже не по себе. Я другой, совсем другой. Но чем, чем он хуже?   
Тем, что за всю его более чем пятидесятилетнюю жизнь не прочел ни одной книги? Тем что в своих путешествиях бесцельно бродит по окрестностям, не вдаваясь в подробности, что он видел и что не видел и что нужно было бы посмотреть?...Или лучше? Наверно, лучше. Он счастлив в своей жизни. Он не боится будущего и не сожалеет о прошлом.
Вечер пятницы. В руке Мани уже четвертая за неделю игла. Одна выпала, другая засорилась, третья проткнула вену насквозь и на руке появился безобразный синяк. Мани лежит под предпоследней (последняя утром) капельницей. Я слышу, как он вздыхает и чертыхается от боли.
- Мани, ты чего?
- Да больно!
- Так давай позовем медсестру.
- Не надо. Дождусь когда опустеет .
- Но ведь больно тебе!
- Ой, смотри, рука распухла еще... - Мани словно стесняется своего недомогания.
- Сейчас же зови сестру и врача! - настаиваю я, - Или я сейчас сам их вызову!
Мани жмет кнопку вызова.
Минут через пять приходит медсестра. Она осматривает руку и говорит, что игла не вошла видимо в вену, поэтому вся жидкость из капельницы просто попала под кожу. Ничего себе шуточки! Что же делать?
Врача никто не зовет, медсестра вынимает иглу кладет на руку мазь и забинтовывает. Ночь, я слышу, как Мани кряхтит от боли.

Суббота. Повязку с руки сняли. Опухоль здорово уменьшилась, боль тоже. Для последней капельницы в другую руку вгоняют новую иглу.
После последнего укола, беседы с врачом и завтрака Мани буквально испаряется из больницы. Все вещи он собрал еще с вечера, Наскоро сунув мне руку и пожелав всего хорошего, он не оглядываясь бежит к автобусной остановке. Я смотрю ему вслед  и думаю, что через месяц ему снова возвращаться сюда. Уже в пятый раз. Лечение почти не помогает, боли остаются. Да и смысла в лечении Мани в общем-то не видит... Но он так хочет получить  50% инвалидности. Ведь тогда он сможет болеть столько, сколько нужно. И гулять, гулять, гулять...