Испачканная душа

Лина Колинс
Ее зовут  Паулина Федоровна - среднестатистическая пенсионерка, живущая в трехкомнатной хрущевке на окраине страны. Вся ее жизнь пронеслась одним днем, остатками которого были ее сын Владимир и десятилетний внук Паша. С невесткой Машей, как и во многих семьях, Паулина Федоровна не могла найти общего языка, поэтому в квартире  правила напряженная, вражеская обстановка. 
Уже тридцать лет ее утро начиналось с готовки на кухне, сопровождающейся недовольными замечаниями в сторону домочадцев.
-Опять Машка стол не вытерла! Подожди, скоро к тебе в постель тараканы ползать будут!
В дверях тесной кухни, завязывая пояс на шелковом халате, стояла Мария и слушала упреки свекрови.
- Вам не угадишь!- зевая, проговорила Маша.
- Вова, сынок, есть иди!- снова крикнула старушка и, держась рукой за поясницу, медленно направилась в свою светлую комнату, где села на табурет и  прильнула к окну. Паулина Федоровна могла сутками сидеть у холодного подоконника и молчать, печально проглядывая в даль, быть может, она печалилась по ушедшей молодости, возможно, вспоминала ушедшие годы, а может, снова удивлялась тому, как убого покрасил гараж ее сын.
Так проходил день, пролетала неделя, заканчивалась жизнь.
-Мама, вы обедать думаете?- через силу спросила Маша, войдя  в комнату свекрови с поварешкой.
Та медленно и аккуратно заворачивала в носовой платок свою пенсию, которую берегла на черный день.
- Опять мои деньги брали!- сказала старушка, с недоверием поглядывая на измученную Марию.
- Мы с Володей ничего у вас не брали,- сказала Маша и скрылась за дверью.
- Ах вы неблагодарные.  Да все вам мало!- кричала Паулина, разводя руками.- Да что же такое творится, Боже, все соки из меня выпить хотят!
На крики расстроенной мамы прибежал Владимир и, протирая очки, спросил: « Мама, ну что опять стряслось?»
- Вова, сынок, да как можно родную-то мать?! Ну, спросил бы сам, зачем же на крыс становится похожими?!
- Мама, мы не брали твою пенсию, не брали.
- Горе мне, горе! Старую мать обманывает, за человека не считает!
- Нет, я так больше не могу!- вмешалась в разговор Маша.- Вова, твоя мама меня в могилу сведет!
-Эта Машка, Машка тебя против матери настроила!- причитала пенсионерка.
- С меня хватит, Вова, я не буду жить под одной крышей с этой женщиной!- разозлилась Мария и побежала собирать вещи, которые затем как обычно придется складывать обратно в шкаф.
Неожиданно в дверях появился напуганный  Паша. Его голубые глаза виновато смотрели в пол.
-Бабушка, не ругайся на маму, это я взял у тебя деньги.
Владимир удивленно посмотрел на сына и схватил того за ухо.
- Чему ребенка научили! У бабки родной деньги ворует!  Ой, горе мне!
- А ну отпусти сына!- сказала вновь пришедшая  Маша.
- Паша, ах ты негодник!- ругала бабушка внука, грозя морщинистым пальцем.
Паша, виновато всхлипывая, произнес: « Злая ты, бабушка».
-Устами младенца…- сказала Маша, взяла сына под руку и увела в соседнюю комнату.
Паулина Федоровна сжала тонкие губы и отвернулась к окну, не показывая слез сыну, который тяжело вздохнув, тоже ушел.
Обиженные слова внука  ранили старушку, и, наверное, это было единственным, что она услышала сквозь крики.
- Ну, что же я и в самом деле-то,- произнесла Паулина Федоровна и снова задумчиво посмотрела на улицу.
Прошло некоторое время  и в доме снова все утихло. Но камень не сходил с души упрямой, скупой старушки, ее гложила совесть, и, всплакнув, пенсионерка отправилась в комнату с компьютерным столом и футбольным мячом.
- Паша, внучек,- обратилась старушка к заплаканному мальчику, которого по заслугам отругали родители.
Мальчик обиженно посмотрел на бабушку.
- Ну что?
- Ты прости, родненький, что бабка рассердилась.
На глазах Паулины Федоровны снова блестели нескончаемые слезы.
- Бабушка, это ты прости, я взял их, но обязательно собирался вернуть.
- Почему же ты не спросил сам?
Мальчик вздохнул.
- Я знал, что ты не дашь.
И снова эти слова впились в сердце старой женщины, раня до глубины души.
- Как же ты прав,- произнесла старушка и достала платок из кармана халата.- Я злая бабка.
Паша взял старушку за руку.
- А ведь знаешь, когда-то я была веселой, доброй, беззаботной. Меня многие любили, потому что  я хотела помочь всем- любой птичке, любой заблудшей душе.
-Так почему же все изменилась, баб?- спросил Паша, заглядывая в потухшие глаза бабушки.
- Потому что, Пашенька, жизнь она такая. Вот представь чистый альбомный лист перед  уроком рисования.
Паша кивнул.
- Представил.
- Он ведь сначала такой чистенький, такой белый, но стоит тебе случайно капнуть на него чернила, и лист уже не такой чистый,- старушка вдохновленно пыталась объяснить маленькому внуку причину ее изменений.- И с каждой новой капелькой листик становится все чернее и грязнее, в итоге же, Паша, он оказывается черным весь.
Паша задумался и почесал затылок.
- Но бабушка, причем тут рисование? Неужели ты так злишься, потому что кто-то испачкал твой чистый лист?
На угрюмом смуглом лице Паулины Федоровны промелькнула улыбка.
-Паша, да ведь душа –то, она такая же, как и листик альбомный. Я родилась с белой, чистой душой, но жизнь ее так замарала, что теперь я даже боюсь и представить какого она цвета…
- Ааа, понял! Ну, так ведь может она еще и не черная, бабушка.
Пенсионерка с нежностью погладила внука по светлой голове.
- Может, она серая или еще черная только наполовину! Давай, ее отмоем, бабушка?!
Паулина рассмеялась.
- Это чем же?
- Водичкой,- сказал Паша.- Святой.
Паулина  Федоровна не сдержала слез.
-Бабушка, вспомни, как ты помогала людям. Может, ты когда-нибудь захочешь помочь моей маме, например, она рада будет. Пойдем на улице голубей покормим! Я соберу тебе цветов, и ты так обрадуешься, что снова станешь доброй, предоброй!
-Эх, Пашенька, ты мой главный цветок!- тихо сказала Паулина.
- Маша!- крикнула старушка.- Мы с Пашей во двор пойдем, может молочка купить?!
Через мгновение в пороге стояла Мария в фартуке.
- А знаете, мама, я пирожки печь собралась, так что купите, пожалуйста.
В непросветный, испачканный внутренний мир, помотанной судьбой старушки вторгся светлый лучик, который озарил своим светом ее душу и вернул счастье, которое всегда было близко, но так далеко, что Паулина и не надеялась его почувствовать снова.