Гоноррея и ея спутник гонококкъ

Сергей Петрович Дзюба
     Надо сказать, что в это время А.Братцев работал над иллюстрациями к книге «Бабочки» (В.Мурзин, А.Братцев. Бабочки.-М.: Тропа, 1993.- 48 с) Предметом книги были бабочки дневные. Но как сказал поэт: «ночная бабочка, ну кто же виноват?» И, возможно, работа А. Братцева была личным ответом на извечный вопрос русского  идиотизма.*
(* Философское течение  с таким названием  неизвестно. Возможно, биограф имел в виду  акмеизм. Ред)
     А может  А. Братцеву просто физиологически**  не хватало именно ночных бабочек? Поскольку работа, - как  сказано выше, – была связана исключительно с  дневными бабочками. А потому досуг художник  посвящал бабочкам ночным?
( ** Более верным представляется выражение – "физически не хватало", Ред.)
     Как бы то  ни было, но именно ночные бабочки стали лирическими героями первых работ московского периода художника.
 

Из культурологической статьи:

    Первым элементом, введенным А. Братцевым в искусство, является использование письма в визуальном  ряду картины.

Из другой культурологической статьи

     Архаичность написания  слов  мягко оттеняет древность профессии  лирической героини.

Из интервью с Анастасией Вертинской, киноактрисой

Корреспондент:  Вы верите в любовь с первого взгляда?
Анастасия Вертинская:  Нет. Я верю в секс с первого взгляда.

Из записок С.П.Осинского, знакомца художника:

     Мне кажется, что познакомься я с этой картиной Андрея  раньше, очень многого  в моей жизни  могло и не случиться. Хотя, может, мне это только кажется. Может быть, я переоцениваю влияние искусства на моральный облик человека.

Из  культурологической статьи

     Уже в первой работе серии название болезни и ее возбудителя становятся именами лирических героев картины. И это явится затем одною из особенностей, пронизывающих всю серию. Прежде всего, хотелось бы остановиться на женских именах. Первое, что привлекает внимание и что является осознанным приемом  А.Братцева: использование благозвучных  болезней, достойных быть именем женщины.
    
      Вслушайтесь:   Г о н о р е я.

     Можно себе представить, как захихикают развратники,  похотливцы и прочие знатоки далеко не лучших сторон жизни.
Люди же нравственно чистоплотные поставят это имя в один ряд с именами Цирцея и  Психея. Также как  Аллопеция созвучна с именем Констанция. И дело не только  в том, что созвучно.  Аллопеция и  Холерина, Пьедра и Фрагилитта – слова красивые сами по себе. И потому столь достойные в качестве  имен женских.

   Андрей Братцев, прежде всего, использует первозданную красоту слова: красоту написания, красоту звучания. Вне смысловой отягощенности  слова. И лишь насладившись этой первозданностью, он обрушивает на зрителя лавину смысловых ассоциаций.

Из записок биографа:
    Судя по датировке. сифилис появился у А Братцева сразу же за гонореей. А может и параллельно *.
     (* Мы продолжаем сохранять в тексте особенности стилистики биографа. Здесь имеется в виду, что  1991–м  годом датирована не только первая, но и вторая работа А. Братцева:
            
«Сифилис и его бледные спирохетки»
Ред.).


ПРИМЕЧАНИЕ: Гонококк - возбудитель заболевания гонорея.
                бледная спирохета - возбудитель заболевания сифилис.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Андрей Братцев: "Гоноррея и ея спутник гонококкъ", 1991 г., тушь, 335 Х 515 (мм)

ПРОДОЛЖЕНИЕ:   http://www.proza.ru/2011/02/23/1586