Надо сказать, что в это время А.Братцев работал над иллюстрациями к книге «Бабочки» (В.Мурзин, А.Братцев. Бабочки.-М.: Тропа, 1993.- 48 с) Предметом книги были бабочки дневные. Но как сказал поэт: «ночная бабочка, ну кто же виноват?» И, возможно, работа А. Братцева была личным ответом на извечный вопрос русского идиотизма.*
(* Философское течение с таким названием неизвестно. Возможно, биограф имел в виду акмеизм. Ред)
А может А. Братцеву просто физиологически** не хватало именно ночных бабочек? Поскольку работа, - как сказано выше, – была связана исключительно с дневными бабочками. А потому досуг художник посвящал бабочкам ночным?
( ** Более верным представляется выражение – "физически не хватало", Ред.)
Как бы то ни было, но именно ночные бабочки стали лирическими героями первых работ московского периода художника.
Из культурологической статьи:
Первым элементом, введенным А. Братцевым в искусство, является использование письма в визуальном ряду картины.
Из другой культурологической статьи
Архаичность написания слов мягко оттеняет древность профессии лирической героини.
Из интервью с Анастасией Вертинской, киноактрисой
Корреспондент: Вы верите в любовь с первого взгляда?
Анастасия Вертинская: Нет. Я верю в секс с первого взгляда.
Из записок С.П.Осинского, знакомца художника:
Мне кажется, что познакомься я с этой картиной Андрея раньше, очень многого в моей жизни могло и не случиться. Хотя, может, мне это только кажется. Может быть, я переоцениваю влияние искусства на моральный облик человека.
Из культурологической статьи
Уже в первой работе серии название болезни и ее возбудителя становятся именами лирических героев картины. И это явится затем одною из особенностей, пронизывающих всю серию. Прежде всего, хотелось бы остановиться на женских именах. Первое, что привлекает внимание и что является осознанным приемом А.Братцева: использование благозвучных болезней, достойных быть именем женщины.
Вслушайтесь: Г о н о р е я.
Можно себе представить, как захихикают развратники, похотливцы и прочие знатоки далеко не лучших сторон жизни.
Люди же нравственно чистоплотные поставят это имя в один ряд с именами Цирцея и Психея. Также как Аллопеция созвучна с именем Констанция. И дело не только в том, что созвучно. Аллопеция и Холерина, Пьедра и Фрагилитта – слова красивые сами по себе. И потому столь достойные в качестве имен женских.
Андрей Братцев, прежде всего, использует первозданную красоту слова: красоту написания, красоту звучания. Вне смысловой отягощенности слова. И лишь насладившись этой первозданностью, он обрушивает на зрителя лавину смысловых ассоциаций.
Из записок биографа:
Судя по датировке. сифилис появился у А Братцева сразу же за гонореей. А может и параллельно *.
(* Мы продолжаем сохранять в тексте особенности стилистики биографа. Здесь имеется в виду, что 1991–м годом датирована не только первая, но и вторая работа А. Братцева:
«Сифилис и его бледные спирохетки»
Ред.).
ПРИМЕЧАНИЕ: Гонококк - возбудитель заболевания гонорея.
бледная спирохета - возбудитель заболевания сифилис.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Андрей Братцев: "Гоноррея и ея спутник гонококкъ", 1991 г., тушь, 335 Х 515 (мм)
ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://www.proza.ru/2011/02/23/1586