Деревенские байки. Савельич

Анастасия Тивякова
Как сейчас помню тот полуразвалившийся частокол, старый брусчатый домик и куст крапивы подле окна с облупившейся краской. Всякий раз, возвращаясь с рыбалки, мы с ребятами проходили мимо этого пейзажа и заглядывали в гости к владельцу хатки.

Ефим Ефимыч – наш почитаемый староста деревни, а по совместительству отец Саньки Гуляева, поругивал нас за частое пристанище в доме «колдуна».

- Всё это враки, - отговаривался Санька, порой краснея за отца.

Враки не враки, а поговаривали о Савельиче (о жителе той самой ветхой хатки), что якобы живет старик в деревне эдак лет двести и ни с кем не общается. Кто его знает, может и правда дед ведуном являлся, да неважно всё это было. Любила наша детвора его до безумия и по вечерам ходила к нему в гости слушать старые байки.

Усядемся, помню, возле печи вокруг Савельича, затаим дыхание и слушаем старика. Накаляла обстановку атмосфера хатки: бревенчатые стены, русская печка, тлеющая лампадка вместо электрической лампочки, и лапти висевшие на стене подле резного стола. В полумраке комнаты Савельич выглядел загадочно. И без того седая борода казалась совсем белесой и фантастически длиннющей. В полупрозрачных глазах старика оживала мудрость, которая усмиряла наше детское ребячество.

Каждый из нас после баек старика долго воодушевленно ходил по деревне, пересказывая историю в своем виде. Местные на нас давно перестали внимание обращать. Что взять с восьмилетних мальчишек?

- Ужо, байки ваши наизусть знаем, - отнекивались старухи, когда мы наперебой ведали им очередную историю. – А ну мальки ступайте лучше в огороде матери да батьке помогать, чем разной отравлей деревню мучить.

Естественно никто из нас на огород работать не шел. Все бежали к Савельичу за новыми историями.

- Уселись? – порой спрашивал старик, прежде чем начать свою повесть.

Мы дружно кивали головой, радостно предвкушая рассказ. Савельич лукаво улыбался, взирая на нас, а после начинал свою историю.

***

«Как-то раз Савельич отправился в лес за грибами. Погода была расчудесная. Солнце припекало кроны сосен, а дождевые облака, которых дожидались все огородники, спешили облагородить нас своим присутствием.

В лесу бушевали запахи, воюя друг с другом. Еловые и сосновые деревья пытались перебить запах мха, а лесные ягоды в свою очередь заглушали их своим ароматом. Парфюм неизвестного автора вновь и вновь кружил голову, заставляя забыть цель визита.

Савельич искал грибную поляну, которая находилась недалеко от Лесничей тропы, но очевидно завернув не туда, заплутал. Достав краюху хлеба и соль из дорожной сумки, старик расположился на незнакомой поляне дабы поживиться скромными запасами.

- Дед, заблудился ты либо? – громкий юношеский голос прервал Савельича от его трапезы.

Старик взглянул на собеседника. Кудрявый, черноглазый мужчина в военной форме с топором в руках навис над Савельичем как приведение.

- Заблудился, - согласился старик, - а ты, молодой, что здесь делаешь?

- Я, отец, тебя искал, - лукаво отозвался мужчина, и присев рядом с дедом по-старчески заохал.

Савельич хмыкнул и с интересом посмотрел на топор.

- А это зачем? – спросил он.

- Не мое это, - отрешенно ответил незнакомец, - отнял у людей, дабы лес не портили. Старик, чего же ты не удивился, что я тебя искал?

- А чего тут удивляться? Помочь ты мне хотел, или наоборот заплутать. Остается только спросить: к худу или добру? – разъяснил дед.

- К добру, путник, к добру… - произнес мужчина, и опираясь на топор встал с мха.

– Пойдешь по во-он той тропе до двойной сосны. Там увидишь дом лесника. Дальше дорогу, отец, ты знаешь.

- Ух, спасибо, молодой, услужил, - вторил ему Савельич, мельком взглянув на то место, где сидел незнакомец. Мох остался не мятый, будто и не бывал на нем никто.Подняв голову, старик никого не узрел, и добродушно ухмыльнувшись, продолжил хлебную трапезу.

Вернулся Савельич в тот день домой поздно, с полной корзиной грибов. А об этом случае, до сей поры некому не рассказывал…»

***

- Дед, так лешак это был! – после окончания рассказа сорвавшись со своего места, заголосил Санька.

- Видимо да. Хозяин леса помог, - согласился Савельич и улыбнулся совсем по-мальчишечьи.

В тот вечер, мы шли домой остерегаясь леса, старались проходить огородами. Все наперебой охали и ахали, думая как пересказать эту историю на деревне, чтобы еще пуще дух захватило.

Мы с Саньком шли поодаль от всех, размышляя о байке старика.

- Знаешь, а мне батька рассказывал, что грибники в лесу Савельича видели. Думали что он лешак, - задумчиво говорил тогда Санька.

Я ничего не ответил. Может и правда что так говорят, а может, и нет. Всё это истории, рассказы, присказки, а одним словом байки.