Невский троллейбус

Александр Рапопорт
НЕВСКИЙ ТРОЛЛЕЙБУС


Строго говоря, официально, он назывался троллейбус номер 1 маршрута Ленинградского трамвайно-троллейбусного управления. Название, «Невский» - народное, население всегда точно подбирает определения,  и на этот раз всё соответствует истине.

Маршрут  1-го троллейбуса  проходил от Петроградской стороны до Малой Охты. По пути  он много раз проезжал разнообразные места, однокоренные слову «Нева». Заневский проспект, мост Александра Невского через Неву, Старо–Невский проспект, Невский, Дворцовый мост через Большую Неву и, наконец, мост Строителей (Биржевой) через Малую Неву.

Насчёт названий и отношений Петербург-Ленинград очень хорошо сказано моим коллегой Виктором Ламмом : «Как бы он не назывался, у каждого свой «Петербург».Полностью присоединяюсь и возвращаюсь в свой Ленинград, 50-60 годов.

Начнём с Петроградской стороны.  Её крестом делят две основные магистрали –
Кировский проспект и Большой проспект. Кировский подлиннее и пошире, а  на Большом сосредоточено самое большое число общеобразовательных школ, торговых точек, развлекательных учреждений, медицинских центров, там больше всего народа всегда, и в праздники и в будни.

Большой проспект как бы вертикаль креста, а Кировский – горизонталь, параллельно ей идёт Ординарная  улица, там, чуть ниже перекрестия, слева, троллейбус 1-го маршрута делает кольцо и начинает свой путь на Малую Охту, по красотам Ленинграда.

Интересна, на мой взгляд, трансформация названий проспекта:
Большая Гарнизонная
Большая Офицерская
Улица Карла Либнехта
И только с 1945 года – Большой Проспект Петроградской стороны.

Большой проспект выполняет ещё одну географическую роль, он делит  Петроградскую сторону на два района: Ждановский и Петроградский, одна сторона проспекта в одном районе, вторая – в другом. Это обстоятельство накладывало определенное влияние на наше детство, соперничество было налицо, по всем параметрам, школа на школу,  команда на команду,  личные интересы,  девчонки.

Есть два варианта продолжения. "Невский" может передвигаться по Петроградской по Большой Пушкарской улице, но хотя она моя родная, много интересного там не найдёшь. Типичная ленинградская улица, в основном дома начала столетия, садики, парки, бани. Давным-давно на Большом проспекте было двухстороннее движение, а троллейбус 1-го маршрута являлся одним из главных действующих лиц и на центральном проспекте, конечно, веселее. Так мы и сделаем, по Большому проспекту в сторону центра города.
 
Два слова о троллейбусе как виде транспорта. Он, конечно, не такой большой как трамвай, найти место, да ещё у окошка, маловероятно, но есть другая возможность.
Пробирайтесь назад, к задним стеклам, панорама, как в кинотеатре, стоять не долго, чуть  больше часа.

Если хочешь что-нибудь купить, надо идти на Большой проспект, это знали все жители Петроградской стороны. Гастрономы разной направленности, магазины и магазинчики, лавки, алкоголь в вариациях, разнообразное курево, ширпотреб, далее кинотеатры, рестораны, кафе, несмотря на годы дефицита « Большой » спасал.

На «моём» Большом проспекте осталось несколько памятных мест.

Первая остановка «Невского» прямо напротив магазина книги. Здесь мой отец и старший брат совершали гражданский подвиг, они зимними холодными ночами несли вахту в очереди за подпиской на книги. Правила строги и жестки, уходить нельзя, каждый час перекличка, отсутствуешь, вычеркивают с первого раза. Папа и брат менялись каждые два часа, больше не выдержать.

В результате дома стоял старинный книжный шкаф с Толстым и Драйзером, Чеховым и Гюго, «Наполеон»  и «Шерлок Холмс». Где теперь эти книги? Сначала их разделили на три части, по количеству наследников, потом, при переездах, большинство канули в лета, оставшиеся в наличие без шансов на успех борются с телевидением и Интернетом.

Два шага назад, кинотеатр «Свет», маленький, захудаленький, экран размером как большой телевизор. Но там, иногда, крутили интересное кино, про стиляг, про секс,
про всякое такое, что на большом экране нельзя, ни при каких обстоятельствах, много народа. Для нас,  для школьников,  школа жизни.

Ещё пол остановки – аптека. Несколько ступенек наверх, налево парадный вход в жилой дом, направо, вход в аптеку. Маленькая копия знаменитой немецкой аптеки Пеля на 7-ой линии Васильевского острова, высокие прилавки, в окошках словно нарисованные фармацевты, всё чинно, благородно, таблетки, микстуры, мази. Меня посылали туда за лекарствами для бабушки, потом для родителей, помогла аптека и мне и не один раз.

На Большом, около Тучкова моста до сих есть ещё одна аптека, знаменитая гомеопатическая, она рядом с поликлиникой, того же профиля, в которую, чтобы попасть тоже надо было стоять ночами, такая была мода.

Мимо «Пожарки» добрались до Владимирского собора, в Ленинграде, как и в любом красивом городе, церкви, кроме основной своей функции, архитектурные украшения Высокий, строгий, классический собор виден издалека, центр микрорайона, вокруг маленький садик, в небольшом отдалении – часовня.

На этом с Петроградской всё, я там родился, вырос, спустя некоторое время судьба снова вернет в родные места, но троллейбус 1-го маршрута уже ушел, миновал Биржу, Зимний дворец, Дворцовую площадь, Адмиралтейство, у Казанского собора у него слетели бугеля – штанговый токоприёмник.

«Мой» Невский проспект, это прежде всего семья. Угол Мойки, в Институте связи, я встретил свою будущую супругу, вместе исходили Невский десятками раз, ныряли во всякие ответвления, конечно, кино, дом «Книги», с вращающимся шаром наверху, «Минутка». «Север», «Пассаж», Гостинный двор, Елисееевский магазин, угол Литейного книжный, а в подворотне рядом – самый большой черный рынок книг, специализированные рыбные, колбасные, мясные магазины. Очень редко рестораны: «Кавказский», в гостинице «Европейская» «На крыше», чаще пирожковые, пельменные, мороженное.

Но всё под надзором. Из Казанского кафедрального собора, из темных камер инквизиции, из подвала колдуна, из кабинета алхимика за нами следят, водитель быстро выполняет текущий ремонт и скорей, скорей подальше от этих мест, будущее непредсказуемо.

На площади Восстания солирует Московский вокзал, странное сочетание, но место для меня очень важное, в Москву приходилось по службе ездить много, чересчур много, кассы, билеты, расписание, придорожная суета. Но зато, когда под гимн «Великому городу» из балета Р.Глиэра «Медный всадник» ровно в 8 часов 30 минут "Красная стрела" возвращается домой, жизнь кажется приятной и настроение приподнятое.

Некоторое время мы жили совсем рядом с вокзалом, угол Суворовского проспекта, по иронии судьбы напротив магазина для «Для молодоженов». Недавно раскопали, что и мой дед по отцу, купец 1-ой гильдии, тоже жил в тех краях, угол Конной и Перекупного переулка,  где в 1910 году в доходном доме А.А.Васениной  он снимал квартиру.

Троллейбус колесит по Старо-Невскому, очередной «мой» уголок - Александро-Невская  Лавра. Я там работал, нет, ни в церкви, ни в семинарии, ни в психушке,  даже ни в физкультурном техникуме, в центральном научно-исследовательском институте. Серьёзная организация, академической направленности, много заслуг, много знатных людей, специалистов, друзья, товарищи, приятели, неплохая атмосфера, я не жалею  о тех днях, наоборот, скучаю.

Мост Александра Невского один самых длинных , около километра, да и довольно широк 35 метров, но самая главная его прелесть, что через него лежит дорога к дому, моему дому. Сразу за мостом, на Заневской площади, мы жили много лет, там родилась и выросла дочка, тогда мы были молодыми, сами себе хозяева, наверное, лучшие годы жизни.

Видимо, «Невский» был со мной согласен, он тоже любил Малую Охту, Петроградскую, ещё пара остановок, троллейбус 1-го маршрута делал кольцо, разворачивался и полз обратно, в страну детства, ленинградского детства.

   Александр Рапопорт