РАССКАЗ ОПУБЛИКОВАН В ЛИТЕРАТУРНОМ ЖУРНАЛЕ "СИМБИРСКЪ" № 8 - 2014 Г. ОГАУ "ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "УЛЬЯНОВСКАЯ ПРАВДА", Г. УЛЬЯНОВСК
Как-то один мой знакомый рассказал историю, произошедшую несколько лет назад в провинциальном городке, из которого он сам родом. История, рассказанная под настроение, да в хорошей компании, да под водочку, запала мне в душу. И я решил вынести ее на ваше обозрение.
Приятель мой( назовем его Сергей) тогда работал учителем в школе, а по вечерам играл в народном театре. Народный, это значит не профессиональный, а любительский. Для актеров народного театра игра на сцене – не работа, не труд, а увлечение, досуг. И поэтому играют в нем люди самых разных профессий, возрастов, и вероисповеданий. Помните фильм « Берегись автомобиля» с Ефремовым и Смоктуновским? Ефремов по сценарию работал милиционером, а Смоктуновский - инженером. Они по вечерам в клубе ставили «Гамлета». Это вот народный театр. Серега играл как раз в таком театре.
Готовились они тогда к 1 июня и на День защиты детей ставили «Приключения Синдбада». Спектакль состоял из трех эпизодов: жизнь Синдбада у амазонок, похождения в стране Обезьян и встреча Синдбада со злым и коварным Стариком. Этот старик по спектаклю должен был обмануть Синдбада, с помощью хитрости забраться ему на спину и заставить Синдбада выполнять все свои указания: кормить Старика, рассказывать ему истории, петь и даже танцевать. Сергею тогда досталась роль Синдбада, чему он был несказанно рад, а на роль злого Старика подобрали мальчика-подростка, невысокого, худенького, весящего не более 40-ка килограммов. В гриме, в старческой одежде, с палочкой и бородкой, он вполне сходил за высохшего, изможденного старичка, носить которого на спине Сергею не представлялось никакого труда.
Все актеры с нетерпение ждали премьеры спектакля. Режиссер был уверен в своем детище: актеры роли знали, декорации были готовы, музыкальное оформление – на высоте, все отрепетировано и ждет своего часа. Но кто мог предвидеть, что произойдет 1 июня – в день премьеры? А произошло самое худшее, что может случиться в театре – заболел мальчик-актер, играющий роль Старика. Это стало известно за пол-часа до начала спектакля. То ли перенервничал парень, то ли съел чего. Одним словом, заплохело ему так, что он лежал влёжку и не мог подняться. Вся труппа была в ужасе. Режиссер рвал на себе волосы. Что делать? Билеты все распроданы, зрителей полный зал. В зале аншлаг!!! Отменить спектакль невозможно. Нельзя, чтобы зрители ушли разочарованными и возмущенными. Бедный режиссер за эти минуты поседел, наверно, наполовину.
И вдруг он, с ужасом глядевший через дырочку в занавесе в зрительный зал, на одном из рядов увидел своего давнего приятеля Михаила Кузнецова. Михаил когда-то в молодости тоже играл в народном театре, но потом перешел на серьезную работу, и о театре пришлось забыть. Но он остался другом и поклонником театра, и в этот день просто пришел с двумя дочками посмотреть новый спектакль. Решение у режиссера созрело мгновенно – Михаил должен играть Старика. Кузнецов отнекивался как мог, говорил, что смутно представляет себе о чем спектакль, что понятия не имеет о роли. Но режиссер сумел убедить его, что больше помощи ждать неоткуда, и что сам Бог послал его – Кузнецова ему- режиссеру.
И вот уже Кузнецова готовят к спектаклю: один накладывает грим, другой надевает в восточную одежду, третий – читает роль Старика, четвертый – подсказывает откуда надо выйти и как ходить по сцене… Третий звонок. Режиссер читает вслух молитвы, не смущаясь присутствующих актеров. Спектакль начался. Первые две сцены – с амазонками и обезьянами проходят как по маслу. Начинается сцена со Стариком... Вот тут Сергей-Синдбад понял, что все трудности и невзгоды, которые были у него до сегодняшнего дня, всего лишь цветочки. Когда Синдбаду на спину взгромоздился 75-ти килограммовый Кузнецов, ахнул не только Синдбад , но и весь зал. У Сереги подкосились ноги, а глаза чуть не вылезли на лоб, но он, собрав всю волю, выправил положение. Дальше наступил ад. Серега со Стариком на спине не только двигался по сцене, выполнял какие-то действия, но еще читал роль за себя, и тут же шепотом подсказывал Старику его слова, говорил, куда надо идти и что делать.
Вначале немного заробевший было Старик- Кузнецов осмелел, затем вошел во вкус. А потом и вовсе начал импровизировать. Стараясь показать зловредный характер Старика, он подпрыгивал на спине у Синдбада, дергал его, щипал, бил по голове, рукам и спине. А уж когда Старик заставил его танцевать – Серега пожалел, что родился на этот свет. Дело в том, что специально для этого спектакля сшили красивые восточные атласные костюмы. Кто носил атлас – знает, что это очень гладкий, скользящий материал. Одетый в атлас Старик скользил по спине Синдбада, как легкий катерок по речной глади. Синдбад невероятными усилиями воли и духа удерживал его на себе, не давая упасть. Его страдания и мучения на сцене были неподдельными.
Старик неиствовал. С Синдбада градом катил пот, а руки, поддерживающие этого гада, предательски дрожали и грозили вот-вот разомкнуться. Старик тем временем вошел в раж. Он начал петь и пинками подбадривал обессилевшего Синдбада. Серега почти валился с ног, но стоически продолжал переносить эту муку. Из последних усилий он передвигался по сцене и старался в такт музыке дергать ногами...
Ад продолжался двадцать минут. Какой ценой далась Сергею эта сцена со Стариком – одному Богу известно. Но когда Синдбад наконец-то избавился от Старика, сбросив его в театральное «море», крик радости и облечения, вырвавшийся из его груди, был искренним.
Сергей признался, что такого счастья, как в тот момент, он не испытывал уже давно. И даже аплодисменты и цветы от благодарных зрителей не дали ему того, что он испытал от вновь обретенного чувства свободы и легкости. Всю следующую неделю Сергей провалялся в постели с больной спиной. Но даже это обстоятельство не могло испортить ему хорошего настроения. А Михаил Кузнецов - зловредный Старик - в дальнейшем стал большим другом Сергея , и время от времени они со смехом вспоминали спектакль, который в буквальном смысле их «сблизил».