6 В конце 70-х годов мы с мужем...

Ирина Каховская Калитина
6) В конце 70-х годов мы с мужем старались приурочить каждый наш отпуск к поездкам по святым местам в России ( о зарубежных и не могли помыслить). В Пюхтицкий монастырь мы приехали из Таллина. Поезд отправлялся около четырех часов дня. Пока приехали на вокзал в Йихве, пока дождались автобуса, начало темнеть. Подходим к воротам монастыря, стучим, никто не слышит. Наконец появляется голова какой-то матушки в маленьком окошке на воротах. Показываем документы, нас устраивают раздельно: мужа - к мужчинам (ему повезло, т.к. с ним там были музыканты из знаменитой эстонской группы "Хортус-Музикус", а нам с Наташкой(ей было 6 лет) - не очень-то, т.к. женщин в храмах и монастырях всегда больше, а значит мест нет. Нам нашли раскладушку и мы разместились в малюсенькой комнатенке вместе с несколькими уже спавшими паломницами, но белья не было, а мы не догадались взять. (Потом я всегда брала с собой белье). В 4 часа утра нас подняли и закрыли келью. Только мы дочкой собрались идти в храм, как нас стали спрашивать паломницы -"прикладывались ли мы к стопочке". Я подумала, что, должно быть, бессонная ночь сделала меня похожей на пьяницу, но ребенок-то здесь причем. Отвечаю: "Упаси Бог! Конечно не прикладывались и в обычае этого  не держим!" Спрашивают:" Что  и в других монастырях не прикладывались?" ...Мне как-то совсем не по себе стало, что ж, думаю неужели так все плохо с моей внешностью. Отвечаю: "Конечно, не прикладывались, да и при чем здесь ребенок, ей-то зачем прикладываться?" Меня наперебой начинают убеждать, что "для ребенка-то как-раз это и необходимо!" (?) Думаю: "Что-то со мной не так. Вот они - монастырские искушения!" Спрашиваю: "И что все детки здесь к стопочке прикладываются?"  Кивают:"Все как один!" Размышляю про себя:"Может, у них тут так принято, как подумал один из персонажей рассказа Чехова "Платонов", когда к нему ночью вошла старушка и поставила ему клистир. Может и они так народ смиряют. Но каково? Дети-то могут и алконавтами стать."  Но возмущение и здравый смысл  берут верх: "Но как это согласуется с Евангелием, как дети после этого на литургию - к причастию идут?" Отвечают: "Как херувимы, тихо и смиренно!"  Говорю:" Это что же теперь таким способом в православии утихомиривают младенцев!? Прямо как в Узбекистане при сборе хлопка, деткам дают в тряпочке мак пожевать, да и на Руси это вместо пустышки в деревнях использовали когда-то "... Старушка одна возмутилась:"Это что же ты святыню с опием равняешь, как при гонениях - "религия опий для народа"! это срам тебе!" Гневно парирую в ответ: "А детей к алкоголю с детства приучать, не срам?!" Бабулька вытаращила глаза:"И  кто ж это ангельские душки к алкоголю приучает?!" Грозно впечатываю: "Вы же и приучаете!"  Бабулька крестится и озирается на собравшихся вокруг нас женщин-паломниц, ища у них поддержки:"Да как же это я приучаю, с нами Бог и крестная сила!" Я немного смягчаюсь, видя ее смятение (может, "темная" не понимает, что делает?): "Ну, я не говорю что вы лично, но и вы тоже. Вы же говорите, чтобы детки к стопочке прикладывались!Да и все вас тут, к сожалению поддерживают!" Наступает минутное молчание. Потом дамы одна за другой начинают хохотать, в конце концов смеются все, порываясь мне что-то сказать, но слышится только - "стопочка! стопочччка! ой, не могу! вот грех-то перед причастием - так смеяться".  Я в это время думаю "Или я идиотка, или это филиал "палаты №6"Чехова, не к добру он сегодня вспоминается, Царствия ему Небесного!"  Наконец ко мне обращается веселая молодая женщина, первая пришедшая в себя от смеха: " Да вы матушка, что подумали - то? Не то подумали, что надо - "стопочка", это же и не стопочка вовсе, как вы ее понимаете,вернее, она, конечно-же стопочка, но это -  отпечаток стопы Богородицы*. Здесь было ее явление когда-то давно и на корнях дерева образовалась настоящая стопа в том месте, где ступила Пресвятая Дева, вот ее и называют ласково "стопочка". Да пойдемте, мы вас проводим, сами все увидите, до службы - то еще далеко." И мы пошли все вместе "прикладываться к стопочке".
---------------------------------------
* К сожалению эту "стопочку" кто-то украл, аккуратно вырезав из корней дерева.

на фото: знаменитые пюхтицие монастырские поленицы - так складыват дрова на зиму. адрес фото - forum.pravmir.ru