Музыка Пацифика

Евгений Садков
 В своем "Манифесте" Сталкер указывает, почему хиппи отрицательно относятся к участию в политике. Странно  было услышать иное, даже в период угасания социализма в стране. И только искусство дает простор для творческих способностей. Естественно-рок. Не случайно в то время так были популярны в СССР "Цветы".

 Но вернемся к мысли Сталкера. Высказывая собственную точку зрения, он определяет условный коридор, ограничивая развитие движения. Конечно, специфика той политической жизни вносила серьезные коррективы в существование Системы. Но что интересно, была одна певица, которая могла соединить западное движение пацифистов с нашими системниками. Хотя и не все они относят себя к пацифистам. Приведу выдержку из "Манифеста":

 "Но хиппи и пацифисты, как нам кажется, понятия лишь частично совмещающиеся, но не совпадающие полностью. Если понимать под пацифизмом полный отказ от всякого насилия, то такой пацифизм не имеет ничего общего с нашим идеалом".

 Сталкер допускает насилие, как крайнюю меру. Сейчас об этом говорят даже иные служители церкви. И это естественно. В стране, где насилие стало почти нормой для выживания, очень популярны лозунги типа "Замочим в ватерклозетах". И ностальгически вспоминается движение пацифистов, одним из духовных лидеров была и остается эта певица. И побеждали ни насилие не кулаками, а общим духовным настроем. Песней в её исполнении. Не случайно Сталкер заканчивает свой документ словами фактически гимна пацифистов-We Shall Overcome.

 Не многие из нынешних молодых пацифистов знают имя этой певицы. А был а Советском Союзе коротенький период, когда даже по радио звучала знаменитая песня Джоан Баэз. И даже выпустилась пластинка. Странно совместились переживания советских людей за освобождение Вьетнама от американских агрессоров и борьба их заокеанских единомышленников. Разве можно было без содрогания смотреть по тогда ещё черно-белому ТВ на зверства Уильяма Келли и сожженную деревню Сонгми?

 И как восхищались советские люди борцами за мир в самих Штатах. Тут-то впору официальной идеологии пришлась и Джоан. Она последовательно выступала против войны во Вьетнаме с самого начала интервенции. Кроме того  августе шестьдесят третьего исполняет "We Shall Overcome" (Все преодолеем) перед примерно четвертью миллиона людей, участвующих в Марше за гражданские права на Вашингтон. Один из главных ораторов, выступающих на митинге - Мартин Лютер Кинг, среди участников марша - актеры Пол Ньюмен, Марлон Брандо, Сидней Пуатье. Чуть позже песню услышали и советские люди.

 Потом было знаменитое кольцо вокруг Капитолия и тысячи голосов исполнявших песню Леннона "Дайте миру шанс". Это произошло в семьдесят втором. А через шесть месяцев было подписано Парижское мирное соглашение. Руководила хором Джоан Баэз. В СССР официальный энтузиазм к певице стал потихоньку затухать. Причины нашлись.

 Наши идеологи были прекрасно информированы о участии певицы в вудстокском рок-фестивале. Для Америки он стал символом конца эры хиппи. У нас солнце Пацифика только показалось над западным горизонтом. И Вудсток воспринимается не как завершающий аккорд, а возрождение духа свободы. Ещё бы. Такие имена: Дженис Джоплин, Сантана, Хендрикс. Джоан выступала в первый день, вернее ночь, будучи на шестом месяце беременности, в сильнейший ливень. И естественно, под конец своего выступления исполнила We Shall Overcome.

 Забавный эпизод международного рок-сотрудничества случился 1978 году, когда в Ленинграде все хиппи и другие пиплы ждали выступления Джоан Баэз, Карлоса Сантаны и Бич Бойз. Это было из области рассказов  о туманности Андромеда. Равносильно выходу из Мавзолея к своему восьмидесятилетию  товарища Ленина и его призыву к потрясенным единомышленникам продолжить борьбу за правое дело.

 Но чуда, в смысле западного, не случилось. А было, предполагаю, возможно, если бы не трагический уход из жизни Екатерины Алексеевны Фурцевой. И приход нового министра культуры СССР Демичева. Думаю, загадку сию мог до 2010 года раскрыть Петр Нилович.

 А решительная Джоан всё таки посещает Союз, но уже с другой целью. Встречается с Андреем Сахаровым и Еленой Боннер. Это сейчас такой визит легко представить. А тогда спустя полтора года нобелевский лауреат был арестован и препровождён в Горький.

 В год высылки Андрея Дмитриевича Джоан исполняет песню Окуджавы  и музыкальное поздравление к юбилею нашего Генсека. В Афганистане уже полыхает очередная война и гибнут советские ребята.

 "Мне нравится, когда обо мне говорят как о пацифисте."-слова из интервью Баэз. Когда вокруг таких людей объединяются тысячи, добро может обойтись без кулаков. Сильнее будет единство мысли и духа.

 Были ли у нас такие моменты? Все помнят только один эпизод из новейшей истории-август девяносто первого.  Были ли у нас исполнители, подобные Джоан? Всадники БГ проскакали по душам, зарождая мечты о золотых городах и всё. А пацифизм эмо воспринялся даже на высшем уровне, как чуждое явление, с которым надо бороться.

 "Манифест" Сталкера остался странным, окаменевшим отпечатком не менее парадоксальной эпохи быстро испарившихся Детей Цветов. А песни Джоан Баэз звучат так же свежо и молодо. С юбилеем, тебя, душа пацифизма.