Сон олигарха

Николай Бойко
Ты не знаешь, где страна СОС? Тогда этот рассказ для тебя. В этой стране родился мальчик Новрус. Ах, ты незнаком и с этим мальчиком? Тогда вперед! Я начинаю свое повествование.
Эта страна затерялась в бескрайних морских просторах океана, а если точнее - на островах. Говорят свое название Содружество отдельных стран (СОС) - страна получила в древние времена, когда жители пытались построить справедливое общество, да так и не построили.

Зато каждый остров стал именоваться государством. А чтобы другие государства уважали все острова в целом, мудрецы и придумали название СОС. На одном таком острове-государстве, родился мальчик. Как и все жители этого острова, родители мальчика были бедные.
Жители острова много работали, но как только деньги появлялись - на остров налетала Инфляция и все деньги быстро съедала. Правда, ее никто не видел. Старики говорили, что свое черное дело Инфляция делает темной, дождливой ночью. А приманкой для ее служит запах пота, чем больше работаешь, тем больше потеешь. Видя это, многие жители острова перестали работать.

- Зачем работать - говорили одни, - прилетит Инфляция и все сожрет. Многие организовывали шайки и грабили на дорогах мирных островитян. Забирали всю еду, оставляя бедных умирать голодной смертью. Совсем житья не стало. С одной стороны Инфляция донимала, а с другой - бывшие односельчане, вставшие на путь разбоя. Вот в такое непростое время родился мальчик, и назвали его родители Новрус, в честь праздника весеннего равноденствия, обновления природы. Разные народы называют его по разному: Новрус, Новруз, Наурыз, Ноуруз, Наврез...

О происхождении этого праздника существует несколько версий и легенд. Однако, во всех них признается, что это самый древний праздник на земле, приуроченный к весеннему равноденствию. И все они связаны со «спасением». Спасением от зимы, смерти и «воскрешением».

Праздник Новрус - это праздник пробуждения природы. Первую весточку о приходе Весны подает подснежник («новруз-голю»). Приходит пора любви и пора крестьянского труда. Закладывается основа будущего урожая. Перед праздником очищают дом, одежду, утварь. Человек и сам обязан очиститься не только телесно, но и духовно. Входить в Новрус можно только с добрыми намерениями и честными помыслами.

Шли годы, Новрус рос очень сообразительным мальчиком. Хоть ему и было только семь лет, но он уже помогал родителям по хозяйству, а в свободное время он вместе с друзьями шел на берег моря...

- Эй, Новрус, - кричали друзья, идя мимо хижины, - значит надо собираться, быстро одеваться и айда к морю - купаться.

- Надо успеть, пока родители не вернулись с работы. И они убегали к морю, там они не только купались, но и мечтали о том времени, когда вырастут.

- А кем ты хочешь стать, когда вырастешь? - спросил однажды самый близкий друг Новруса - Креш, по кличке Амбал, а прозвали его так за его «железные» кулаки, хлебом не корми, а дай подраться.

- Не знаю, - отвечал, обычно в таких случаях Новрус.

- Когда был совсем маленьким, хотел быть моряком. Но сейчас я уже твердо решил для себя - буду делать деньги.

Он понимал, что такие мысли пришли к нему неслучайно. В поселке часто говорили на эту тему и ему запомнилось, когда дядя сказал однажды, - эх, был бы помоложе, начал бы делать «бабки».

- Дядя Тан, а что, значит, делать «бабки?, - спросил тогда дядю Новрус.

- Вот подрастешь, тогда узнаешь, - хитро улыбнулся Тан Таныч и начал собираться на работу.

Новрус был смышленый малый и скоро, очень скоро, понял что, значит, делать «бабки». А помог в этом деле случай. Однажды, когда на поселок опять налетела Инфляция, Новрус не убежал в лес как другие, а остался дома.

- Надоело бегать! Буду дома, будь что будет, - так подумал он, когда все с криками:
 
«Спасайся, кто может!», бежали в лес, чтобы укрыться от злодейки Инфляции.
Разбросав на столе всю свою небольшую наличность в виде нескольких пятаков, сэкономленных на школьных обедах: «Пусть будет приманка для Инфляции!», - он взобрался на кровать и укрывшись с головой одеялом, стал ждать прихода загадочной гостьи. Новрус был уверен, что сегодня должно произойти, что-то особенное. Думая об этом, он незаметно для себя уснул.

-Ну, что Новрус, ты меня ждал? - загадочно улыбаясь и взяв в руки пятак, спросила незнакомка.

- Ты узнал меня, Новрус? Я – Инфляция!

- Но, разве ты не знаешь, что я не очень люблю пятаки. Мне надо, более существенная денежка и тогда я тебя научила бы делать «бабки». Ты ведь хочешь этому научиться? – снова спросила Новруса Инфляция.

- Конечно, хочу! Мне просто, надоело жить в нищете. Мои родители работают с утра до ночи и с трудом сводят концы с концами, не справедливо это.

- Наивный ты, о какой справедливости ты говоришь? Неужели такое возможно? И как ты прикажешь жить мне, бедной и несчастной, при так называемой твоей справедливости? Для полноценного питания мне нужны деньги, много денег…

- Но ты, ведь, можешь тоже работать и жить за счет своего труда.

- Работать, работать! - зло взглянув на Новруса, Инфляция начала нервно ходить по комнате.

- Ты, что же думаешь, что я бездельничаю? Наивный мальчишка, ты даже не представляешь, какой груз лежит на моих хрупких плечах. То, что я сделала за последние годы, вызывает восхищение даже моих недругов, которые всегда хотели изжить меня со свету. Но так уж устроен мир, сегодня эти недруги – мои лучшие друзья.

- И как тебе это удалось?

- Новрус, мальчик мой, ты задаешь очень много вопросов. Хорошенько подумай, хочешь ли ты узнать подробности моей непростой жизни? - как-то нехорошо ухмыльнулась Инфляция и собрав со стола пятаки, подошла к окну, как бы проверяя, что ее никто не подслушивает, снова продолжила свое повествование.

- Как только я начну свой рассказ, для тебя уже не будет обратного пути, ты постепенно будешь становиться совершенно другим человеком. Твоя жизнь будет отличаться от жизни твоих сверстников. Да, что там сверстников, твои родители будут удивлены твоим нечеловеческим совершенством.

- Почему, нечеловеческим? - подал голос Новрус, но вспомнив предупреждение странной гостьи, решил больше не о чем не спрашивать.- Будь, что будет! - решил он и устроившись поудобней на кровати приготовился слушать Инфляцию.

- За свою долгую жизнь я поняла одно: странные вы существа – люди! Свое личное благополучие для вас важнее всего, за это вы готовы отдавать самое дорогое, - при этих словах, лицо Инфляции исказила болезненная гримаса, она со злостью посмотрела на Новруса и ему на миг сразу же стало как-то неуютно и даже страшно.

Напряженная тишина повисла в комнате, казалось, что Инфляция решает, стоит ли откровенничать перед мальчишкой, который скорее всего и не поймет ее.

- Знаешь Новрус, глядя на тебя я вспоминаю свое детство. Правда, давно это было…

- Настолько давно, что многое уже не вспомнить, - решил пошутить Новрус, но по взгляду своей гостьи понял, что шутка получилась не совсем удачной.

- Нет, дорогой! Помню я все прекрасно. Моего отца зовут Кризис, - и тут видно вспомнив что-то веселое, Инфляция впервые улыбнулась.

- Вернее его не зовут, он сам приходит, - дикий, режущий хохот Инфляции наполнил не только небольшую комнату, но и ближайшие окрестности поселка.

Бурное веселье Инфляции неожиданно закончилось и она продолжила свой рассказ.

- В Китае ему дали имя «Вэй», что означает опасность и страх, - было заметно, что Инфляция гордится своим отцом и его безграничными возможностями.

-Возможностями, кстати китайцы моего отца называют еще «Цзи», что значит, возможность. Наивные люди, они надеются и думают, что Кризис даст им какую-то возможность, - Инфляция нервно начала ходить по комнате.

- Ты, Новрус должен для себя уяснить, для того, чтобы выстоять и достойно жить в этом мире, ты должен, просто обязан, ради своих родных, подружиться с Кризисом. Но запомни, для этого ты должен быть очень и очень богатым. И я, да и все мои родственники, тебе в этом поможем.

- Все твои родственники?- от удивления Новрус даже забыл о предупреждении Инфляции не задавать вопросов.

- Ты, что не одна посещаешь наш остров?

Находясь в хорошем расположении духа, Инфляция и сама забыла о своем строгом предупреждении.

- Конечно, не одна! У меня еще есть классные сестрицы - Дефляция, Агфляция, Стагфляция и Гиперинфляция, - начала перечислять своих родственников Инфляция, - и каждая из них, отвечает за определенный участок работы…

- Например, я отвечаю за процесс уменьшения стоимости денег. В результате чего, ты Новрус, на одинаковую сумму денег, через некоторое время, можешь купить меньше товаров. В повседневной жизни это выражается в увеличении цен.

- Это мне понятно, - подал свой голос Новрус, - еще пару дней назад на один гостинец я мог купить стакан молока и пирожок, вчера на эту же сумму – купил только пирожок, а уже сегодня – только стакан несладкого чая…

Не обращая внимания на размышления своего юного слушателя, Инфляция с вдохновением артиста продолжала знакомить его со своими родственниками.

- Моя сестрица Дефляция работает в сфере финансов и отвечает за повышение покупательной способности местной валюты, Агфляция, свой интерес нашла в резком повышении цен на сельскохозяйственную продукцию, а вот Стагфляция – моя любимая сестра, она очень умная, энергичная…

- Скажи еще, что она студентка, спортсменка, комсомолка и просто красавица, - не удержался Новрус.

- Для себя она избрала экономику, - не заметив ехидного замечания мальчика, продолжала свой рассказ Инфляция.

- Главная цель в деятельности этой моей сестрицы – снижение темпов экономического роста, создание условий застоя производства, торговли на протяжение длительного периода. В этом деле и я, вместе со своей тетушкой Стагнацией, тоже принимаю самое непосредственное участие, - с гордостью сообщила Инфляция.

Новрус, слушая собеседницу ощутил себя школьником, которому учительница пытается втолковать прописные истины.

- Интересно, к чему это клонит нежданная гостья, что хочет она от меня? – эти вопросы неожиданно возникли у Новруса. И от того, что ответов он не находил, на душе у него становилось тревожно. Он уже пожалел, что ввязался в эту историю, но это была минутная слабость. Мысль о том, что Инфляция обещала сделать его богатым, заставила его отбросить все тревоги.

- Хуже не будет, - решил для себя Новрус и снова стал внимательно слушать свою гостью.

- Что дружок, уже сомневаешься, жалеешь, что связался со мной? - как будто читая мысли Новруса, задала ему вопрос Инфляция и не ожидая ответа, снова продолжила свои откровения.

- Есть у меня еще одна сестра – это Гиперинфляция. Я редко ее вижу, в отличие от меня, она не очень любит путешествовать и посещать разные страны. Но уж если выходит «мир посмотреть», то этот мир содрогается от ее «созидательного» труда. Она доводит, практически, до полного развала товарно-денежное обращение и финансовую систему той страны, на которую «положила свой глаз». Доверие к деньгам падает, их естественная роль, как меры стоимости, средства обращения, накопления и платежа теряется, - вдохновенно перечисляла «достоинства» своей сестрицы Инфляция.

- Для подтверждения могущества моей сестры, я приведу примеры и тогда ты сам поймешь насколько сильна Гиперинфляция. В те времена и я – Инфляция, была на высоте, - довольная от своего каламбура ночная гостья Новруса приступила перечислять «героическое» прошлое своей сестрицы…

- В полной мере свои таланты она показала в Германии в 1923 году. Тогда лично мои показатели были грандиозные, - было заметно, что Инфляцию просто распирает от гордости и нетерпения убедить своего юного слушателя в сверхвозможностях своих родственников.

- Знаешь, Новрус, что означают грандиозные результаты?

- Мы это в школе еще не проходили, - подал голос мальчишка.

- Грандиозные результаты  – это многомиллионный мой ежемесячный рост, - Инфляция задыхалась от волнения, - это значит, что цены удваивались практически каждые два дня.
 
- Существенных «результатов» мы добились в Греции. Тогда во время Германской оккупации в 1941-1944 годах – мой результат ежемесячного роста был еще более  грандиозный, цены удваивались каждые 28 часов, - глаза Инфляции заблестели от возбуждения, она с интересом посмотрела на Новруса и убедившись, что тот с интересом слушает его продолжила свой рассказ.

- После окончания Второй Мировой войны, мы хорошо порезвились в Венгрии. Мои персональные достижения там тоже были неплохие - цены удваивались каждые 15 часов.

Напряженно работали мы и в период между октябрем 1993 года и 24 января 1994 года в Югославии…

- Да, семейка у тебя, однако! – не выдержал Новрус.

- Твои откровения, Инфляция, впечатляют. Но ты и словом не обмолвилась о своей матери, вроде и нет ее у тебя…

- Моя маман, Новрус, под стать другим родственникам – умная, энергичная и в меру безрассудная женщина по имени Коррупция, может слышал о такой, - без особого интереса, спросила Инфляция своего юного собеседника.

- Нет, не слышал и не встречался! Да и особого желания встречаться с твоей мамашей, не испытываю, - с какой-то вызывающей дерзостью ответил Новрус.

- Не дерзи! Или ты забыл о своем желании стать богатым? Временами я уже жалею, что разоткровенничалась с тобой, - Инфляция, угрожающе посмотрела на Новруса.

И этот колючий, проницательный взгляд не предвещал ничего хорошего. Новрус это понимал, но желание стать богатым было настолько сильным, что он попытался отогнать от себя все тревожные мысли, навеянные общением с Инфляцией.

- Прости меня, Инфляция, - пытаясь снова завоевать доверие к себе у ночной гостьи, виновато произнес Новрус.

- Я не хотел тебя обидеть. Просто твой рассказ настолько поразил меня своей грандиозностью, что я…

- Что ты начал завидовать могуществу моих родственников, - не сомневаясь в своей правоте, сделала вывод Инфляция.

- Не совсем так! Просто я был поражен масштабами деятельности твоих родственников.

- Да, это правда! Пройдет совсем немного времени и ты, Новрус, тоже станешь непосредственным участником этих процессов.

- Буду с тобой до конца откровенной, - Инфляция подошла к Новрусу, в очередной раз внимательно посмотрела ему в глаза и словно убедившись в чем-то важном, продолжила, - хочу сказать, что у меня еще есть и крестный отец…

- ???

- Нет, не в том значении, как это принято у людей. Просто, лично для меня, как для Инфляции, он сделал одну очень важную, если хочешь -историческую услугу. Имя его Жан Ласс, больше известный как Джон Ло по прозвищу Красавчик, некоторые называют его еще моим отцом, - при этих словах было видно, что Инфляция на какой-то миг засмущалась и даже немного покраснела, но продолжалось это недолго.

Она быстро преодолела свое смущение и снова перед собой Новрус увидел жесткую, самоуверенную и нетерпящую компромиссов Инфляцию.

- Ты удивлен моим признанием?

- Я удивлен не признанием, а тем, что твой крестный, носит вполне человеческое имя. Неужели и он вместе с вами участвует…

- Какой же ты еще наивный, Новрус! - рассмеялась Инфляция.

- Конечно, он не участвует в наших «развлечениях». Он сделал более существенный вклад - в 1716 году во Франции первым начал серийное производство бумажных денег, не обеспеченных золотом, а это для моего личного процветания, имеет огромное значение, - после этих слов Инфляция замолчала, подошла к окну, открыла его, посмотрела что происходит на улице.

Новрус наблюдал за своей ночной гостьей и видел, что она очень напряжена. И это напряжение говорило о том, что главного в своем повествовании, Инфляция еще не сказала и наверно от этого она нервничала…

Оказалось, что Новрус был недалек от истины. Инфляция думала как лучше сообщить своему юному собеседнику о самом главном…

Выдержав значительную паузу, Инфляция решила начать разговор из далека.

- Знаешь, Новрус, многие считают, что от меня можно спастись, покупая и продавая иностранную валюту, золотые монеты, земельные участки, объекты недвижимости…

- Но здесь я вынуждена огорчить наших славных честных тружеников. Их наивным расчетам, отложить себе на старость и подстраховаться от разрушительных колебаний валютных курсов не суждено сбыться, - изобразив на лице «всемирную» скорбь и «заботу» о рабочем люде всех стран, Инфляция с удивлением обнаружила, что Новрус с интересом слушает ее. Вдохновленная этим, она с энтузиазмом продолжила информировать своего юного слушателя.

- Хочу тебе сообщить, что я наказываю людей, получающих относительно фиксированный номинальный доход, - было заметно с какой гордостью Инфляция сообщила эту информацию Новрусу и тут же продолжила.

- Да, я перераспределяю доход, уменьшаю его, именно у получателей фиксированного дохода…

- А вообще есть такие, кому ты, Инфляция, отдаешь свое предпочтение? - в очередной раз не сдержался Новрус и задал своей собеседнице вопрос, который, как заноза, не давал ему покоя.

- Молодец, Новрус! Очень хороший вопрос. Сразу видно, что ты постепенно становишься совершенно другим человеком. Помнишь, именно это я тебе и обещала.

- Хочу откровенно ответить на твой вопрос, Новрус. Я неравнодушна к отраслям промышленности, продукция которых пользуется постоянным спросом, например, продукты питания. Безусловно я обожаю правительства, имеющее возможность расплачиваться «дешевыми» деньгами по государственным обязательствам.

- С уважением, а может даже с любовью они относятся и ко мне. Но это достаточно прагматичная любовь, все они получают прямую выгоду от этого сотрудничества, - удовлетворенная своим экспромтом, Инфляция сделала паузу. Она для нее была необходима, чтобы собраться с мыслями. Наступал решительный момент и надо было найти убедительные аргументы, чтобы мальчишка согласился на ее условия.

- Новрус, если я правильно понимаю, ты не прочь стать богатым! – это был не вопрос, а утверждение. Инфляция специально избрала подобный тон, чтобы отсечь все пути для отступления мальчишки.

- Конечно, я не против, однако…, - не дав Новрусу закончить, Инфляция быстро подошла к нему и снова взяла инициативу в свои руки.

- Знаешь, Новрус, мы сделаем из тебя не просто миллиардера – финансового магната, ты будешь у нас олигархом.

- А, это еще кто такой? – с тревогой в голосе и как бы предчувствуя, что-то нехорошее, спросил Новрус.

- Это очень богатый человек, но который еще обладает и колоссальной политической властью. Кроме своего бизнеса, ты будешь влиять на принятие не только экономических, но и политических решений и от этого твой бизнес будет только процветать. Правда…, - Инфляция, на миг задумалась, посмотрела на Новруса оценивающим взглядом и мальчику показалось, что она хочет еще что-то предложить ему. Но он не стал уточнять.

- Захочет, скажет, нарываться на неприятности что-то уже не хочется, - решил Новрус.
Инфляция снова огляделась по сторонам, и опять, как бы проверяя, что ее никто не подслушивает, тихо продолжила.

- Правда, произойдет это при одном условии: ты навсегда распрощаешься со своей Совестью. Без нее, без этого пережитка прошлого, тебе будет легко. Освободившись от своей Совести тебе, Новрус, будет «глубоко» наплевать на тех, кто будет рядом с тобой, на их мысли и разговоры. Ты станешь независимым от мнения других людей, свои поступки ты будешь совершать не обращая внимания на окружающих… Главным для тебя станет бизнес.
Новрус не ожидал такого напора со стороны своей гостьи. Он был готов ко многому, но так сразу распрощаться со своей Совестью – это уж слишком. Инфляция посмотрела на него и все поняла.

- Ты сомневаешься? Хочешь всю свою жизнь в дерьме копаться? Ты должен знать, мальчик мой, что копаясь в этом самом дерьме, у тебя не будет возможности не запачкаться…

- Но я…, - попытался возразить Новрус.

- Не надо вопросов и не возражай мне! - угрожающе прошептала Инфляция.

- Согласившись слушать меня, ты принял на себя обязательства выполнять все мои условия и требования. Я не прощаюсь, буду всегда рядом с тобой, Новрус!

- Новрус! Пора уже просыпаться! - сквозь сон Новрус услышал голос мамы: Он с трудом открыл глаза и долго не мог прийти в себя от ночного кошмара, а что это был сон, Новрус был почти уверен. Почти…

Прошли годы. Мальчишка Новрус, стал преуспевающим бизнесменом. Он не был тупым болваном-богатеем, о которых рассказывают анекдоты.

Желание заложить прочный фундамент под будущую профессию и тем самым обеспечить себе финансовую стабильность и моральное удовлетворение от карьерного роста, привело Новруса в Гарвардский университет - один из самых известных университетов США и всего мира. Годы проведенные в Кембридже штата Массачусетс не прошли даром. После окончания Harvard University, Новрус стал дипломированным специалистов в области бизнеса.

Но этого ему показалось мало и он еще окончил Федеральный швейцарский технологический институт Цюриха, лучший университет континентальной Европы.

Личное знакомство с высокопоставленными государственными чиновниками многих стран, а также прекрасное знание английского, французского, немецкого и китайского языков открывали ему прекрасные перспективы.

Именно об этом размышлял Новрус Наримович, сидя в рабочем кабинете у себя на вилле, расположенной на берегу моря. Через открытое окно доносился крик чаек и размеренный шелест прибоя. Все это располагало к отдыху…

Однако, одна назойливая мысль, уже длительное время, не давала ему покоя. Кажется он достиг всего, его состояние оценивалось в сотни миллиардов гостинцев, стал одним из самых влиятельных людей в государстве, но истинного, человеческого счастья, так и не испытал.

- Значит, прав был старик Джордж Бернард Шоу, известный британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, который однажды сказал: «В жизни есть две трагедии. Одна - не добиться исполнения своего самого сокровенного желания. Вторая – добиться», - неожиданно всплывшее в памяти высказывание классика, не принесло душевного облегчения Новрусу.

Он встал, подошел к сейфу, открыл его, достал старую и довольно уже потрепанную тетрадку. Новрус всегда брал ее, когда на душе было тяжело и требовалось что-то такое, что могло бы отвлечь его от тревожных и неприятных мыслей.

Старенькая тетрадка обладала уникальным свойством – напоминала Новрусу его детство, пускай не всегда сытное, но именно тогда он был, по-настоящему, счастлив. До такой степени счастлив, что обычные слова складывались в стихотворные строки, порой, по-детски, наивные, но…

Вот эти свои размышления и записывал, тогда в детстве, мальчишка Новрус в эту небольшую тетрадь, которая сейчас для него стала бесценным богатством. Он наизусть знал все свое детское творчество.

Новрус снова сел в кресло, прикрыл глаза и в памяти «всплыли» строки:

Что такое, счастье?
Говорят, в ненастье,
От дождя укрыться,
Теплотой домашней,
Чуть-чуть насладиться.

Может быть и правда!
Для одних в ненастье,
От дождя укрыться,
Это и есть счастье.

***

От пурги и дождя,
Можно скрыться всегда.
Но по жизни идя,
От врагов – никогда!

- Да, от своих врагов, я никогда не скрывался, - и здесь он вспомнил слова Инфляции из детского ночного кошмара: «…Освободившись от своей Совести тебе, Новрус, будет «глубоко» наплевать на тех, кто будет рядом с тобой, на их мысли и разговоры…».

- Вот и доплевался, растерял всех друзей детства, жена ушла, а дети выросли и тоже не одобряют мое стремление любой ценой удержать бизнес.

Пытаясь уйти от тревожных мыслей, Новрус решил окунуться в творческий процесс, совсем, как в детстве…

Я не живу, а доживаю,
Свой век, отпущенный мне с Выше.
Мой бизнес, от него страдаю,
Пора, пора, мне стать «потише!».

- Конечно, не Александр Сергеевич, но зато от души! - на миг ему стало легче и он снова попытался найти ответ на волнующий вопрос: «Почему став богатым, так тяжело стать счастливым?».