Реальный анализ трудового рынка

Лис Крюгер
Реальный анализ трудового рынка, или что на самом деле на нем происходит

  Пишут много, анализируют много. Выстраивают таблицы, докладывают их РУКОВОДСТВУ.
  Сообщают, что официальных безработных у нас ( граждан Российской Федерации – поскольку у нас в стране других официально признанных безработных быть не может), чуть больше 2 миллионов.
  Сколько неофициальных – неизвестно.
  Вообще, давайте по пунктам.
  Чтобы человека признали официальным безработным, ему придется представить энное количество документов, в том числе трудовую книжку.
  Сколько человек у нас работает по трудовой книжке ?
  Сколько человек у нас работает по трудовому договору ?
  Кто по Трудовому Кодексу трудится – те более-менее защищены, от ненужных им проблем. Работаешь – работай, а для всего остального есть бухгалтерия и отдел кадров.
  А те, кто по трудовому договору ?
  Просто замечательно, если в трудовом договоре указано, что налоги с дохода перечисляет работодатель. Если это указано, то практически можно сказать – это честный работодатель.
  Но на практике нигде это не указано, да и не каждый нанимающийся умеет правильно читать эти т.н. «договора». И выходит, что каждый работающий по трудовому договору должен платить свои налоги сам, да и далеко не каждый такой работник знает об этом, да и далеко не каждый знает, как это делать. А «налоговая» дремать не будет !
  Но это, можно сказать, частности.
  В объявлении, или на собеседовании указывается вообще зарплата в 15-20-30 тысяч рублей, а в договоре написана минимальная зарплата, допустимая в субъекте Федерации ( например, в Москве). Итог – вы можете рассчитывать на 4 с чем-то тысячи рублей в месяц ( или сколько там сейчас минималка), все остальное – так называемые бонусы. За личные продажи, за реализацию плана ( который в основном нереален), за «стук» на коллег.
  Так же весьма популярна шкала штрафов.
  В процессе работы менеджер выискивает в вашей деятельности всякого рода недочеты, даже мелочевку типа опоздания на 5 минут, и …
…И в результате вы получаете минимальный размер оплаты труда, что и прописано честно в договоре. Без обид. Если еще и это получите.
  Да нет, штрафы для некоторых нерадивых сотрудников и впрямь не грех устанавливать. Но если суммарная цена штрафов соответствует месячной зарплате – это, извините, перебор.
  Кто интересуется – могу доказать с документами на руках, у меня есть. Известные компании.
 
  Переходим к следующему этапу нашего с вами исследования.

  Дабы пример был более жизненным, расскажу, как я искал работу.
 
  Вот работал я служащим в одной далеко не крупной компании. Работал долго – 13 лет. Начал с «низов», а последние 3 года работал в должности зам.начальника отдела сбыта, т.е. – не искал пути сбыта, а контролировал поставки в уже имеющиеся «точки» ( некоторые из них принадлежали нашей конторе). Распределял маршруты для водителей-экспедиторов, засылал людей для подзаказа продукции, работал с отчетностью, сдавал данные в расчетный отдел, размещал рекламные материалы фирм-поставщиков, ну и подобная рутина. Обычный МАНАГЕР.
  Мы все – работники нашего отдела ( 28 человек) – были примерно одного возраста, поэтому трений особо не возникало. Собрались на пятиминутку, сами все решили – кто куда по какому маршруту поедет – и разошлись по рабочим делам.
  Все получалось. И зарплата была честная. Причем неплохая.
  Но случился «ентот кризис», и хозяева решили компанию продать. Продали за неплохие деньги.
  Выплатили « увольнительные». Даже с премией!!! В общем, расстались по-дружески.

  И я начал подыскивать себе новое место.

  И столкнулся я в этих поисках с тем, господа-товарищи, непреложным фактом, что какой бы ты ни был специалист, опытный администратор, незаменимый управленец персоналом, … etc, да и вообще ищешь работу ( если тебе больше 35-ти лет ) – НИКОМУ ТЫ НЕ ИНТЕРЕСЕН. В качестве работника или сотрудника.
  Мне 40 лет.
  Я звоню в известную фирму по продаже сотовых телефонов. Так и так, говорю, по объявлению насчет работы в должности ….. Отвечает приятный девичий голос.
  Как вы думаете, какой первый вопрос мне задали ?
  Нет, не о моем опыте работы. Не о моих профессиональных достижениях. Не о должностных обязанностях на прежнем месте работы и не причине увольнения. Нет.
 - А сколько Вам лет ? - спросил меня приятный голос.
  Я честно сказал.
 - Вы нам не подходите.
 - А почему ? – поинтересовался я, уже понимая.
 - У нас ограничение по возрасту до 35-ти лет, - ответил голос.
 - Но я же неплохой специалист по данной вакансии ! – возразил-было я, но девичий голос меня прервал:
 - Таковы требования нашего руководства, - и скучно повесил трубку.

  Ради Бога, - подумал я. И набрал следующий телефонный номер.

  ТАКОЙ ЖЕ РАЗГОВОР.

  Господа-товарищи, я ж не на свидание напрашиваюсь с вашими « менеджерами по персоналу», что б меня о возрасте спрашивать. Я свои услуги предлагаю, в которых, судя по  недешевым объявлениям о найме, вы – именно вы ! – нуждаетесь.
  Вот честно, глупо как-то получается.
  Фирма подает объявление о найме, платит за него нехилые деньги. Значит, люди фирме нужны. Чтобы зарабатывали деньги себе и – в первую очередь – самой фирме. Какая разница – 34 мне года или 45 лет – если я нужный специалист ? Если к тому же я узкоспециализированный по данной тематике ?
  Или же ( отвлекусь) пишут: нужен такой-то специалист по такой-то тематике, с опытом работы от 2-х лет, возраст от 18-ти до 25-ти лет.
  Вы где-нибудь видели или хотя бы слышали о специалистах , которые в 16 лет уже работают по специальности ?!!!

  Я могу сказать, как происходил набор персонала на нашей очень маленькой фирме, а конкретно в нашем отделе сбыта.
  Начальник отдела пришел ко мне, сел на угол стола, закурил, и сообщил – надо поднять планку сбыта продукции ВТРОЕ.
  Торговые точки для этого найдены, но персонала не хватает. Вопрос с набором персонала надо решить за месяц. Реклама, объявления о найме, хоть знакомых нанимай, ему все равно… Главное – решить. Фонды на рекламу выделены, шурши.

  И я подал объявления в СМИ о наборе. И я обзвонил знакомых – мало ли кто без работы сидит. И даже родственникам информашку подкинул.

  Но – самое главное – я, как непосредственный руководитель, беседовал с каждым претендентом, объяснял нюансы, говорил, что и ненормированные дни случаются, и все такое прочее. Но – лично беседовал.
  Потому что мне с этими людьми предстояло работать, и на них надеяться, и за них – если что – « люлей» получать от шефа.
  Кто-то согласился, кто-то нет, но каждый получил информацию из первых ( моих) рук и в полном объеме.

  Господа владельцы торговых марок ! Вы наняли себе управленцев.
  Господа управленцы ! Вы наняли региональных менеджеров.
  Господа рег.менеджеры ! Вы наняли директоров торговых точек.
  Так дайте возможность этим директорам нанимать себе работников самим, таких, которые им нужны, невзирая на возраст, а сообразно практическому опыту. Дайте им ( директорам) решать, на что человек способен на предполагаемом посту.
  Отдел кадров в нашей стране– это орган не поиска нужного специалиста – это орган оформления его на работу согласно нормативным документам. Не более.
  Для поиска сверхнужных специалистов существуют другие люди и другие институты ( ХэдХантинговые компании). Они и оплачиваются совсем по-другому.
  И уж совсем не нужно, да и накладно, держать в своих отделах кадров молоденьких девушек с приятными голосами, для ответов типа : - Вы нам по возрасту не подходите.
  Так можно вообще ни одного нужного и полезного для компании человека не найти.

  И еще о возрасте. Если везде ограничения до 35-ти лет ( хоть по закону возраст 35-ю годами не ограничен), то куда деваться тем, кто старше? Либо идти на неквалифицированную работу, или в охрану, или на значительное понижение ? Я не против, но если специалиста посылать мешки грузить, то зачем нужны специалисты ? Сразу в дипломе записывать – « грузчик 5-го разряда», Институт такой-то, факультет бурлачества, очная форма обучения.
  Меня никто не возьмет даже продавцом, потому что у меня в трудовой записано – зам.начальника отдела. Не к лицу такому « лицу» за прилавком стоять. А мне не зазорно было бы.
  Но жить-то на что-то нужно, черт возьми !!!
  Работал по договорам – объегорили ( читай выше).
  Приятеля недавно перед фактом поставили – фирма закрывается, ищи новое место. А он в ней коммерческий директор. Я ему прямо сказал: - Виталий Евгеньич, работу ты так легко не найдешь, потому что тебе уже 41 год.
 - А я знаю. Знаю …

  Так что же, нам, которым за 35, пулю себе в башку пускать ?! Так пистолет не купишь. А если купишь, то года на 3, на 5 работой тебя « обеспечат».

  Сделали бы, что ли, специальные « Ярмарки вакансий» для людей старше 35-ти. Вопрос-то на самом деле серьезный.
  Я б на госслужбу пошел, да небольшой недостаток – взяток не беру. Да и связей нет. Да и возраст, опять-таки.

  Далее, о документах.
  Я не могу стать « официальным» безработным, потому что во-первых, я уже год по трудовой не работаю ( « Что Вы делали все это время ?»), во-вторых, если я скажу, что работал по договору подряда, у меня спросят справку о зарплате, а ее никто мне не даст ( отказывают в грубой форме), и в-третьих, у меня спросят Аттестат зрелости из школы. А он у меня сгорел при пожаре в 1991-м году, а школу я закончил в 1988-м, а на месте моей школы давно стоит жилой дом. И воостановить аттестат не представляется никакой возможности.
  Скажите мне – за каким чертом нужно его предоставлять вообще ? Каким боком он относится к тому, что я ищу работу ?

  А с этой программой якобы « поддержки» тех, кто от безработицы захочет открыть собственный бизнес. Господа Президент и Премьер-министр, вы какой именно бизнес предполагаете что б я открыл на  50.000 рублей, что мне государство выделит ? Скажите мне, я займу эти деньги.
  Господин Лужков, а на Ваши 300.000 я и тендер у города должен выиграть, и нужные услуги оказывать, и место у города Москвы снять в аренду. Какое это будет место – 1 кв.метр в Центре? Или 5 на окраине ? И еще, скажем, палатку поставить ? Да и своих денег энную часть вложить ?
  Да вы что, господа, издеваетесь? Или, может, вы не в курсе, что сейчас сколько стоит ? А если не в курсе, то почему вы управляете страной ?

  Так что УВАЖАЕМОЕ РУКОВОДСТВО СТРАНЫ !

  Вас, видимо, вводят в заблуждение насчет того, как успешно решается в России, и как решается, вопрос с трудоустройством граждан. Можно ссылаться на право на труд, на неограничение возрастных рамок, и на много чего. Но  купите ( потратьте 30-50 рублей) журнал или газету о вакансиях, прочтите объявления, позвоните по двум-трем – чего же проще - и у вас будет прямая, четкая и честная картина, с чем сталкивается человек, ищущий работу. Без «купюр» ваших многочисленных и ненужных чиновников.

  И напоследок. Народ дает дельный совет.
  Для оценки деятельности чиновников, для борьбы с коррупцией, и т.д. не надо создавать комиссии, комитеты, отделы в прокуратуре, и всякие другие ведомства. Даже вам, господа Президент и Премьер-министр, не нужно будет тратить свое время на такие мелочи. Народ все решит сам.
  Надо воспользоваться способом, который был весьма популярен на планете Транай в одноименной повести Роберта Шекли. Кто не читал – на этой планете у каждого государственного чиновника ( включая президента !), на шее был намертво закреплен небольшой, но мощный заряд взрывчатки, встроенный в знак государственной власти. Ходить, спать и все такое он абсолютно не мешал.
  Этот заряд контролировался по радио из общественной приемной, в которой каждый гражданин мог для оценки деятельности того или иного чиновника нажать одну из двух кнопок – « Хорошо» или « Плохо». Соответственно нажатиям компьютер суммировал результаты и выносил свой вердикт.
  И когда срок полномочий чиновника истекал, и он был обязан передать свой гос.знак новому чиновнику, он снимал этот знак ( вместе с бомбой) с шеи, компьютер в этот момент посылал радиосигнал, и уходящий чиновник узнавал – или уже никогда не узнавал – хорошо или плохо он проявил себя на вверенном ему посту. Потому как если он был плохим руководителем, то ему просто разносило голову.
  Представьте, с какими милыми, обаятельными, вежливыми, предупредительными, честными, а главное, умными людьми мы встречались бы в госучреждениях. И какими другими стали бы все наши депутаты.
   Вот это и была бы истинная демократия, власть народа, к которой нас призывают все политики.

  Эх, боюсь только, что Академии Госуправления придется срочно набирать абитуриентов. Ведь при такой схеме нынешнее российское чиновничество будет в прямом смысле обезглавлено !