Точка отрыва

Борис Жевлаков
         Скорый поезд Санкт-Петербург – Петропавловск прибыл в Челябинск по расписанию. Стоял февраль месяц, на перроне гуляла поземка. Свой вагон я разыскал не сразу, так как вагона с таким номером, как в билете (восьмой, мягкий) в середине состава не оказалось.

         С помощью неприветливой проводницы седьмого вагона удалось выяснить, что вагон прицепной, и находится в хвосте состава. Пронизывающий ветер дул как раз с той стороны. 

         Разыскав вагон под номером восемь, который следовал сразу после тринадцатого вагона, я предъявил свой билет проводнице, не менее равнодушной, чем предыдущая. Она изучала мой билет так тщательно, что я уже засомневался, пустят ли меня в вагон вообще.

         - Четвертое купе, - сориентировалась, наконец, в цифрах барышня в бушлате и с желтым скрученным флажком подмышкой. – С Вами в купе едет мужчина, тоже до Перми, - добавила она, дуя теплый воздух в замерзший кулак.

         - Как он, надежный пассажир, тщательно проверенный? – съязвил я, взбираясь по ступенькам в вагон. Барышня с флажком отвернулась от меня, не удостоив ответом…

                -   -   -

         Постучав предварительно в купе под номером четыре, я открыл дверь.

         - Разрешите? Я ваш сосед до самой Перми, - отрапортовал я, входя в купе.

         Слегка приподнявшись на диване, меня приветствовал сухощавый, в элегантном костюме мужчина приблизительно одних со мной лет. Не успев остыть от легкого недовольства при посадке в вагон, я обратился к новому знакомому: - Надеюсь, мой сосед по купе доктор? Пока нашел вагон, весь промерз!

         - Совершенно точно, сейчас приступим к Вашему лечению, - добродушно ответил мой попутчик. – Раздевайтесь, будем знакомиться. Меня зовут Владимир Викторович. Я не доктор, я военный летчик.

         - Борис Александрович, доктор-хирург по профессии, - представился и я,  постепенно согреваясь и приглядываясь к попутчику.

         Он вполне подходил под образ военного летчика (вероятно, пенсионер, подумалось сразу). Предупредительность, вежливость, открытость во взгляде сразу пришлись мне по душе.

        Обращаясь ко мне, Владимир Викторович с уважением произнес: - В авиации от докторов многое зависит. Медосмотр для нас страшнее отказа двигателя!..

         Вагон тронулся, постепенно набирая скорость. В купе заглянула проводница. Милое существо, в синем костюмчике, улыбающееся, ДОБРОЕ.

         - Вы, наверное, замерзли, пока на посадке стояли, - решил прибегнуть к примирению сторон я, уже остыв от прохладной встречи.

         - Это моя напарница была, я только что заступила, - весело проворковало это железнодорожное создание. – Попрошу Ваши билеты. Прибываем в Пермь рано утром, в 7-15 местного времени. Стоянка 20 минут, - уже из коридора добавила проводница.

                -   -   -

         Так уж вышло, что до сегодняшнего дня мне ни разу не доводилось ездить в мягком вагоне. Покупая билет, я согласился на мягкий вагон потому, что других мест на этот поезд до Перми в продаже не было.

         С любопытством разглядывал я ДВУХМЕСТНОЕ купе мягкого вагона. Аккуратно застеленные сиденья с красивыми пододеяльниками и подушками-пирамидками, небольшой телевизор над окном, салфеточки на столе. Отсутствие полок над головой вносило дополнительный, домашний комфорт от поездки.

         - Вы собираетесь ужинать? – обратился ко мне Владимир Викторович, - У меня есть вареная курица и коньяк.

         - Топать до ресторана через весь состав не хочется. У меня тоже есть бутерброды с колбасой, - полез я в свою сумку. - Только пить коньяк не получится, я непьющий вовсе.

         - А разве бывают непьющие хирурги? – искренне удивился летчик.

         – Теперь даже непьющие академики встречаются, - ответно пошутил я, перефразируя мультик «Простоквашино».

         - Тогда разрешите предложить вам лечебное куриное крылышко, а проводники принесут чаю, - подвел итог мой культурный собеседник.

                -   -   -

         Несмотря на всю свою предупредительность, Владимир Викторович не был особенно расположен к разговорам по душам. О себе коротко сообщил, что на пенсии свыше 5 лет, работает в авиационной организации.

         Очевидно, моя профессия также не вызвала интереса к задушевной беседе. Пожелав друг другу спокойной ночи, мы выключили общий свет в купе, и задремали под стук колес.

                -   -   -

         Ранним утром поезд прибыл на станцию Пермь. Мой попутчик, Владимир Викторович, предложил мне помочь с транспортом, чтобы добраться до места. Поблагодарив его, я сообщил, что меня должны встречать. Пожав друг другу руки, мы попрощались на перроне.

         У входа в здание вокзала невысокого роста молодой человек в теплой куртке-пуховке приветливо махал мне рукой. – Хорошо, что Вы мне фотографию выслали, я Вас сразу узнал, - пожимая мне руку, приветствовал меня Игорь Косков.

                -   -   -

Косков Игорь
Командир, РП, Директор Клуба, Инструктор, Председатель Краевого отделения ОФ СЛА РФ
В Клубе: от основания и до 26.06.2007 г.
1-й Самостоятельный полет: 16.08.98 г.
Налет: 890 ч.
Квалификация СЛА: пилот-инструктор, пилот-спортсмен,
член сборной Края на Чемпионате России по СЛА-мото 2006 г.
Летал: дельталет, дельтаплан (кмс), кайт, параплан, прыгал с парашютом

                -   -   -

         Целью моей поездки в Пермь было знакомство с новым, революционным мотодельтапланом «Аэрос-2». Блуждая по интернету, я наткнулся на сайт, рекламирующий элитный дельтаплан, изготавливаемый в Киеве.

         Одно только перечисление новых свойств аппарата впечатляло. Безмачтовое крыло с жесткими боковыми подкосами, стеклопластиковый обтекатель тележки, дисковые тормоза на задних колесах, приборная доска с электронным блоком приборов, удивительная конструкция механизма перебалансировки подвески в полете (электромеханический триммер), наконец, реактивная спасательная система.

         На сайте компании «Аэрос» я отыскал информацию о регионах, где имеются дилеры этой компании. Ближайший из них находился в Перми. Фамилия представителя продукции компании «Аэрос» была Косков Игорь.

         Мы созвонились с ним и договорились, что я приеду на демонстрационные полеты дельталета Аэрос-2 в Пермь, и, возможно, внесу предоплату за такой аппарат.

         Перед выездом я сообщил Игорю время приезда. Он обещал встретить меня на вокзале с машиной. Помимо прочего, Игорь сообщил мне адрес сайта в интернете, посвященного работе дельтаклуба. Пермский клуб дельтапланеристов назывался «Точка отрыва».

                -   -   -

         Точка отрыва. В авиации так называется крохотный участок земли, где разбег превращается в полет. Точка, после которой изменяется качество твоей жизни. Ты больше не находишься  на твердой и обычной для всех земле. Точка, которая сразу превращает твое существование в полный опасностей отрезок жизни, не прощающий ошибок, невнимательности, страха, требующий концентрации усилий и воли.

         Это потом, после посадки, ты снова становишься не очень молодым, обыденным или чудаковатым, ИДУЩИМ, а не летящим. Приземление является своеобразной точкой (завершением) очередного прекрасного этапа твоей жизни – полета.

         Множество «точек отрыва» существует в жизни каждого человека. Начало любого нового, интересного, часто трудного или чреватого опасностями дела является, по сути, точкой отправления в новый полет, который ты просто обязан успешно завершить.

         Она может быть гладкой, точка отрыва, а может нести в себе выбоину, камень, грязь или лужу, но это уже не в силах отменить взлет, как не в силах страх остановить время…

         Есть у термина «оторваться» и другой, негативный смысл. На молодежном сленге оторваться - значит достичь пограничного с нормальным состояния, какой-то нирваны, нарушения дозволенных границ. Эта «точка отрыва» тоже приводит к «улету», но только аварийное приземление при этом встречается значительно чаще, чем в авиации…

                -   -   -

         Дельтаклуб «Точка отрыва» размещался на территории Пермского АСК РОСТО (ДОСААФ) "Фролово" в 12 км от города. Игорь предложил заехать по дороге в кафе, позавтракать. Время было раннее, и нам пришлось подождать пятнадцать минут до открытия кафе.

         Сидя в машине, Игорь Косков рассказывал, что начинал свою пилотскую и инструкторскую деятельность в авиационном предприятии «Аэросервис-СЛА». Предприятие специализировалось на проведении авиахимработ (обработка полей химикатами от сорняков), и по этой причине вся авиационная техника зимой консервировалась, а полеты закрывались до весны.

         Летом, в свободное от «химии» время, Игорь занимался инструкторской работой, обучая полетам на мотодельтаплане всех желающих.

         В 2004 году группа пилотов-дельтапланеристов (бывших курсантов инструктора Коскова) вместе с самим Игорем приняли решение об организации собственного клуба - созданию некоммерческой лётной организации, которая бы обеспечила её членам стабильные круглогодичные полёты для личного удовольствия.

         Игорю Коскову было предложено встать во главе клуба СЛА, получившего название «Точка отрыва».

         Уже в начале 2005 года руководитель клуба приглашает к себе комиссию по сертификации летной техники и пилотов из ЭЛИЦ СЛА во главе с хорошо известным челябинским пилотам чиновником от авиации Забавой Андреем Владимировичем.

         Именно он участвовал в аттестации пилотов и техники в нашем дельтаклубе «Урал-Дельта». Подпись Андрея Владимировича красуется и на моем свидетельстве Пилота СЛА – любителя.

         Успешно преодолев этап сертификации, пилоты клуба уже на законном основании организуют перелеты в отдаленные точки Пермского края, проводят ознакомительные полеты, участвуют в Авиационном Фестивале, Чемпионате и Кубке России в Элисте в 2006 году.

         Команда из Перми занимает четвертое место на Кубке России, чем весьма гордится руководитель клуба Игорь Косков. Самого Игоря в 2007 году избирают Председателем Пермского регионального отделения ОФ СЛА России. На эту конференцию приезжает Президент ОФ СЛА – Владимир Иванович Забава (отец Андрея Забавы, руководителя ЭЛИЦ СЛА).

         В интернете появляется сайт Клуба СЛА «Точка отрыва». Интересные технические публикации, обширный фотоматериал, документация ОФ СЛА России делают сайт популярным среди пилотов-дельтапланеристов России. Через этот сайт Игорь Косков получил предложение стать дилером знаменитого киевского авиационного предприятия «Аэрос».

         Игорь Косков с таким вдохновением излагал историю своего клуба, что мы не заметили, что кафе, рядом с которым стояла наша машина, уже полчаса, как открылось…

                -   -   -

         Первым, кто встретился нам в помещении дельтаклуба, был мой ночной попутчик, Владимир Викторович. Игорь церемонно представил мне его: - Начальник штаба клуба, военный летчик-инструктор Баяндин Владимир Викторович. Знакомьтесь, летающий доктор из Челябинска Жевлаков Борис Александрович…

         Мы с Владимиром Викторовичем дружно рассмеялись. Баяндин спросил только: - Что же Вы ничего насчет авиации не рассказали, доктор?..  А насчет коньяка Вы что, тоже пошутили?

         - Почему «…тоже»? Я действительно не пью, это правда. А насчет авиации – что рассказывать военному летчику про мотодельтапланы? Профессиональные летчики вообще зовут нас «шизокрылыми»…

                -   -   -

         Давно мне не было так комфортно, как в этой компании пилотов. Четверо из присутствующих вообще были моими сверстниками, веселыми балагурами с седыми висками. Все они были состоявшимися в обычной жизни, успешными предпринимателями, инженерами, руководителями учреждений, активными вершителями своих судеб.

         Любой из них мог в самых подробных деталях рассказать о полетах на мотодельтапланах, о новых конструкциях аппаратов, улучшенных свойствах двигателей и мототележки, о новых тканях для крыла. Это были живо интересующиеся авиацией люди, которые в обычной жизни совсем не походили на суперменов…

                -   -   -

         В знакомых мне по Калачевке стандартных ДОСААФ-овских ангарах стояла лётная техника клуба. Среди известных мне крыльев и тележек - московский Форсаж с крыльями «Марлин» и «Атлет», тележки с автомобильным двигателем Судзуки G-13BB и Ротакс-582.

         Аппарат «Аэрос-2» выделялся среди них, как инопланетянин.

         Обтекатель мототележки (так и хочется назвать его «фюзеляжем»), элегантно опирающийся на три колеса с широкими протекторами, снабженными также стеклопластиковыми обтекателями, напоминал гоночный болид «Формулы-1». Самый мощный на сегодня двигатель для мотодельтаплана - Ротакс-912 – дополнял великолепный вид мототележки.

         Как и всегда при виде мотодельтаплана, мне очень захотелось пролететь на нем, причем самому, а не в качестве пассажира. Тактичный Игорь Косков сказал мне, смущаясь: - По требованию фирмы, ознакомительные полеты допускаются только с пилотом-инструктором. Летает дельтаплан «Аэрос» отлично, но требуется время, чтобы освоить особенности его управлением…

         Собранное специально для демонстрации мне крыло Профи-ТЛ добавило мне восхищения новейшей конструкцией. Выглядевшее непривычно низким (из-за отсутствия мачты над куполом), с закрылками на концах консоли, крыло выглядело, как уменьшенная копия Боинга.

         Несмотря на низкую температуру (минус 15 градусов), Игорь решил провести демонстрационный полет. Собранный с крылом мотодельтаплан «Аэрос» торжественно выкатился на взлетную полосу. От работающего винта позади дельталета бушевала снежная метель.

         Взлет произошел легко, аппарат резко набирал высоту. При выполнении крутого разворота в левую сторону на высоте 50 метров все наблюдающие за полетом отметили отсутствие потери высоты, почти всегда имеющее место на обычном крыле.

         Посадка была выполнена идеально. Раскрасневшийся от мороза пилот Косков вырулил к ангару.

         Я был сражен техническим совершенством мотодельтаплана «Аэрос». Игорь, кажется, уже привык к такой реакции опытных дельтапланеристов. Улыбаясь, он сказал: - А после самостоятельного полета на «Аэросе» эмоции вообще зашкаливают!.. А затем добавил: - На таком крыле вполне возможно выполнить «мертвую» петлю. Я в это крыло верю…

                -   -   -

         Погиб Игорь Косков 26 июня того же, 2007 года в окрестностях города Кунгур (Пермский край), выполняя вывозные (прогулочные) полеты. Он летел на крыле «Аэрос» над рекой Шаква, около поселка Полетаево. При крутом развороте над рекой аппарат зацепил консолью крыла за поверхность воды. Летевшая вместе с ним Юля Безукладникова получила тяжелые травмы, но выжила.

         Тело Игоря Коскова нашли только 3 июля, значительно ниже по течению реки…



22.02.2011