Вменяем ли был Гарант Конституции?

Гуго Вормсбехер
    
     ЗАЯВЛЕНИЕ СОЮЗА НЕМЦЕВ СССР

     8 января 1992 г. во время поездки в Саратовскую область Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин сделал заявление по вопросу восстановления автономной республики немцев Поволжья.
"Там, где нет компактного проживания немецкого населения, населения немцев Поволжья, т.е. чтобы их было подавляющее большинство, никакой автономии не будет!" - сказал он.
Президент предложил российским немцам военный полигон в Волгоградской области:
"... и пусть эту землю, которая снарядами начинена, пусть они ее, значит, обрабатывают... Там может быть в каком-то будущем какая-то такая вот область и будет, или может быть район какой-то такой национальный немцев Поволжья, но только когда там будет 90 процентов немцев".
Президент также гарантировал, что "ни один дом нигде не будет снесен ради немцев Поволжья".
     Полагая, что это заявление Президента относится к разряду тех, за которыми обычно следует разъяснение о том, как его нужно воспринимать, мы, прождав неделю, действительно такого разъяснения дождались. Однако оно не меняет сути сказанного Президентом. В связи с этим Союз немцев СССР заявляет следующее.

     По своему содержанию выступление Президента Российской Федерации полностью противоречит Закону РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 г. , которым, как известно, предусмотрено восстановление незаконно упраздненных национально-государственных образований выселенных народов в прежних границах.
Оно противоречит принятому в тот же день Постановлению Верховного Совета РСФСР о порядке введения в действие этого Закона, которое обязывало Совет Министров РСФСР "организовать до конца 1991 года восстановление территориальной целостности национально-государственных образований и административно-территориальных границ, существовавших до их насильственного антиконституционного изменения".
И Закон, и Постановление были подписаны Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным и до сих пор никем не отменены. Возникает вопрос: почему они не только не выполнены, но и открыто теперь игнорируются? Какова же была цель принятия этих документов, если не их реализация?
     Заявление Президента противоречит и всем наработкам, которые сделаны в последнее время в России для решения проблемы немцев Поволжья; противоречит поддержанному им самим на встрече с представителями российских немцев 18 ноября 1991 г. плану поэтапного восстановления немецкой республики в Поволжье. Наконец, оно резко противоречит тем заявлениям и документам, которые Президент России сделал и подписал во время своего визита в ФРГ.
Возникает вопрос: можно ли вообще верить тому, что говорит и делает Пре-зидент, и если да, то в каких случаях? И каким образом эти случаи можно определить?
     Необходимым условием восстановления автономии немцев в Поволжье Президент выдвигает наличие мест их компактного проживания. Однако общеизвестно, что немцам, поголовно выселенным в 1941 году, запрещалось возвращаться в родные места до 1972 года, а затем их принимали там лишь исходя из потребности в рабочей силе в конкретных хозяйствах. Кроме того, атмосфера, созданная на территории бывшей республики немцев Поволжья по отношению к ним, и сегодня практически исключает их переезд туда. Как же можно выдвигать в качестве причины невосстановления справедливости по отношению к репрессированному народу следствия этих репрессий, которые как раз и предстоит, согласно принятому Закону, устранить?
     Президент предлагает немцам Поволжья, наполовину уничтоженным в результате депортации и в трудармейских лагерях, прошедшим через десятилетия дискриминации и ассимиляции, поверившим ему и голосовавшим за него - Президент предлагает им, вместо национального будущего на их родине, землю, начиненную снарядами. Как вообще это следует воспринимать? И на что при таком подходе могут рассчитывать другие репрессированные народы? И чего, при таком отношении к судьбе российских народов, могут ожидать россияне за пределами России? И не предложит ли им в этом же духе кто-нибудь ядерный полигон на Новой Земле?
     Мы можем заверить Президента, что никогда не позовем наш многострадальный народ на землю, начиненную снарядами. Мы также заявляем, что нам нужна автономия не в каком-то неопределенном будущем, а уже сегодня, - как это решили народные депутаты России. И автономия нам нужна не в виде "какой-то такой" области или района, а в виде республики - согласно Закону России.
     Мы не можем согласиться и с 90-процентной квотой, вдруг установленной Президентом для российских немцев. Не только потому, что  не хотим никого выселять с территории будущей республики, обрекая ни в чем не повинных людей на страдания, и не хотим запрещать людям другой национальности приезжать в нашу республику. Эта квота просто недостижима, ибо даже если бы собрались вместе только советские немцы со своими семьями, то вряд ли немцев "по паспорту" было среди них больше половины - ведь 70 процентов браков у нас смешанные; что же, мы должны отказаться от своих жен и детей ради квоты? (Для сведения; даже в АССР немцев Поволжья немцы составляли лишь 66 процентов населения!).
Полагаем, эта квота неприемлема и потому, что ей не соответствует практически ни одно национальное образование в Содружестве независимых государств и в Российской Федерации; ей не соответствует и сама Россия.
     Мы выражаем также наше недоумение по поводу гарантий, данных Президентом, что ни один дом не будет снесен ради немцев Поволжья: мы хотим не сносить дома, а возводить их; и нам непонятна шкала ценностей, по которой будущее целого народа стоит меньше одного-единственного дома.
     Всего около минуты говорил Президент, но этого было достаточно, чтобы содрогнулись сердца у нескольких миллионов человек, которых называют российскими и советскими немцами. И не только у них: люди разных национальностей, и в первую очередь русские люди, высказывают нам сегодня свою поддержку и сочувствие. В том числе и из Саратовской области. Мы выражаем всем им нашу глубокую признательность.
     На этом фоне мы не может воспринять как убедительное и заявление пресс-секретаря Президента о приверженности Б.Н.Ельцина прежним договоренностям: оно не снимает ни одного из поставленных Президентом условий, фактически исключающих восстановление в Поволжье автономии российских немцев. Более того, это заявление только подтверждает отход Президента от достигнутых договореннос-тей, ибо максимальной конечной целью допускает лишь автономную область, а не республику, о которой всегда шла речь.
     Мы, несмотря на сказанное Президентом в Саратове, по-прежнему убеждены в том, что интересы России и российских немцев полностью совпадают. Но чтобы это убеждение не оказалось очередной иллюзией при очередном главе государства, мы хотели бы, чтобы такое же убеждение было выражено парламентом и правительством России, а Президент принес свои извинения советскому немецкому народу.

   Союз немцев СССР 
   16 января 1992 г.