Действовать, и безотлагательно

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Концепция
Международного Союза российских немцев
по решению проблемы российских немцев
(Тезисы)

            1. Главная цель Международного Союза российских немцев - сохранить российских немцев как народ. В Казахстане, Средней Азии, на Украине будущего у них нет. Выезд в Германию ведет к ускоренной ассимиляции и исчезновению их там как народа. Будущее у них возможно, при создании необходимых условий, только в России.
            2. Необходимыми условиями для возрождения и сохранения российских немцев как народа являются:
            - совместное проживание в национально-территориальных образо-ваниях;
            - культурная автономия для диаспоры;
            - самоуправление;
            - представительство в органах власти РФ.
            Сегодня восстановление автономной республики на Волге в том виде, в каком она была, мало реально, а в другом виде - она не сможет выполнить своих функций. В изменившейся ситуации государственность может быть восстановлена в новой форме: как система национально-территориальных образований различного уровня (сельсовет, район, округ, республика) в различных регионах России. Одновременно необходимо создать национально-культурную автономию для тех, кто будет жить вне национально-территориальных образований, чтобы остановить ассимиляцию - основную причину эмиграции.
            3. Главными движущими силами в решении проблемы российских немцев сегодня являются:
            а) экономические интересы России и ее регионов. Потери от эмиграции ежегодно составляют около 5,0 млрд. долларов. Если Россия удержит у себя своих российских немцев, она избежит этих потерь. Если примет немцев из Казахстана и Средней Азии (1 млн. человек) и разместит их, например, в ряде областей европейской части (куда их приглашают), то решение национального вопроса можно совместить с решением крупных стратегических экономических проблем России: возрождением Нечерноземья и развитием Черноземной зоны; избавлением от необходимости импорта зерна; улучшением снабжения продовольствием областных центров, Москвы и С.-Петербурга;
            б) политические, экономические интересы Германии. С одной сто-роны, демографическая  ситуация и нежелательность иностранных рабочих-турок и югославов заставят Германию принять около 2 млн. российских немцев. С другой стороны, стратегические интересы Германии в интенсивном сотрудничестве  с  Россией делают желательным наличие в России достаточно большого числа российских немцев как эффективного  "моста сотрудничества”, "своего" и для России, и для Германии. Без сомнения, Германия заинтересована будет в возведении и  укреплении  своей  части "моста", если Россия готова будет возвести свою часть;
           в) многие регионы (более 30) РФ связывают сегодня решение своих экономических проблем в значительной мере с приглашением российских немцев для компактного проживания, их потенциальным вкладом в развитие сельского хозяйства, установлением через них сотрудничества с германской экономикой. Всё это вполне реально, если российские немцы согласятся поехать в эти регионы;
           г) значительная часть российских немцев, если не  большинство, не хотела бы эмигрировать, если будут здесь условия для обеспечения национального будущего. Экономические интересы России и Германии могут обеспечить создание этих условий и удержать многих от эмиграции.
           То есть решение проблемы российских немцев сегодня возможно, причем оно целиком совпадает со стратегическим интересами России.
           4. Механизм решения проблемы.
           У российских немцев сегодня имеется два национальных района (Алтай и Омская область), которые целиком заняты решением своих локальных проблем; общество "Возрождение", ориентированное в основном на эмиграцию; Международный Союз
российских немцев (около 150 организаций и структур в различных регионах СНГ, в основном в  России), ориентированный на практические дела по решению проблемы; и Управление по проблемам российских немцев в Госкомфедерации РФ (в пределах 15 человек). Финансирование проблемы идет в незначительных размерах (несколько миллиардов руб. в год от России и до 100 млн. марок - т.е. в десятки раз больше - из Германии). Участие Германии сильно  сдерживается отсутствием со стороны России политических шагов и эффективного финансирования. У России до сих пор нет программы решения проблемы. Управление Госкомфедерации не в состоянии обеспечить реальные сдвиги в данном вопросе: оно малочисленно, не имеет средств, не соответствует масштабу задач, ограничено в действиях безынициативностью Госкомфедерации и руководства России.

           Представляется необходимым:
           а) вернуться к идее создания самостоятельного Госкомитета РФ по проблемам российских немцев (такое решение было принято в свое время Правительством СССР), поручив ему всю работу по решению проблемы. Начать его формирование можно в рамках Госкомфедерации, повысив статус Управления и его возможности;
           б) подготовить, совместно с регионами и Германией, комплексную программу решения проблемы, определив цели, задачи, сроки, региональную привязку и размеры участия каждой стороны в финансировании.
           в) совместить решение проблемы российских немцев с решением масштабных экономических задач России: сельское хозяйство (см. выше) или освоение региона, прилегающего к будущей автостраде С.-Петербург-Москва; другие региональные проекты.
           Одним из источников финансирования со стороны России можно сегодня предусмотреть средства, выделенные на поддержание сельского хозяйства. Если хотя бы половину этих средств предоставить на создание экономических поселений российских немцев, за 2-3 года можно бы добиться наибольшего эффекта в виде резкого подъема производства сельхозпродукции и, с помощью Германии, ее глубокой, на современном уровне, переработки.               

           Поднятые вопросы должны бы быть решены безотлагательно, чтобы не потерять текущий сельскохозяйственный год.

          (Январь 1992 г.)