О библиотеках

Геннадий Март
Отзыв-рецензия на рассказ Екатерины Щетининой http://www.proza.ru/2011/02/20/1197

Да, посчастливилось Вам, что  провели детство в таком храме - в библиотеке!
Впрочем, нам всем повезло, что в Советском Союзе была такая сеть библиотек - даже в нашем провинциальном городке в каждом посёлке была библиотека, а в центре даже три, не говоря уж о школьных. Кроме школьной, я умудрился ещё в две записаться (больше двух книг на руки не выдавали), а журналы приходилось читать в библиотеках. Так что мне частенько доставалось - и за чтение под одеялом с фонариком, за чтение  на уроках, и за то, что пропадал в читальных залах в ущерб учёбе.
Правда, "высокая" литература тогда меня не интересовала - приключения и фантастика, наука и техника, моделирование и изобретательство радиотехника, химия, физика и т.д...
Но вот какой парадокс: ни в одной библиотеке не было книги, чьим именем они были названы - Библии, и вообще подобной литературы не было. А я, несмотря на антирелигиозную пропаганду, уже тогда чувствовал духовный голод, хотя и не понимал, не осознавал его.
А осознал, что такое духовный голод, я тогда, когда в руках моих оказался журнал "Литературная учёба" с опубликованном в нём "Евангелием от Марка". Путаясь в непонятных словах и фразах (уже переведённых на литературный язык!), я вновь и вновь перечитывал его всю ночь, и утром пошёл на работу голодный, но счастливый. А позже Библии появились и в продаже - это была светлая сторона Перестройки.
Вообще-то их (сторон) было много, и светлых, и тёмных. Не могу не упоминуть об одной из тёмных.
На нашем предприятии была замечательная библиотека, и когда его приватизировали, новому руководству понадобилось помещение под офис. Пустующих помещений таких же размеров на фабрике было несколько, но по какой-то причине в жертву принесли библиотеку.
Несколько дней мы, электрики, механики и грузчики выносили книги и журналы, и навалом грузили их в самосвалы. Затем их отвозили и сгружали в подвал общежития на "временное хранение". Все прекрасно понимали, что библиотеку просто уничтожают, но просьбы, чтобы книги раздали людям, остались без внимания. Поэтому простые рабочие, не особо скрываясь, в эти дни просто воровали книги, а библиотекарь, отвернувшись к окну, плакала...
А через пару месяцев  в подвале общежития прорвало отопление, и книг не стало...
Сейчас на моих книжных полках стоит дюжина книг со штампом несуществующей библиотеки, как память о ней, и о том варварстве, на которое способен человек.
Я вспоминаю кадры кинохроники, запечатлевшей, как фашисты сжигали на площадях книги, и при этом невольно вспоминается прекрасная библиотека, превратившаяся в гору грязи. Но на этом цепочка ассоциаций не заканчивается...