Воин и Берегиня

Владимир Плотников-Самарский
Из цикла "С солнцем в сердце"

Эссе


Он и Она. Вот и вся культура, вот, собственно, и вся история человечества, других персонажей в которой покуда не отмечено. Он и она – исчерпывающе полная квинтэссенция всех сюжетов мировой литературы и искусства. Остальное – вариации, вторичные и малоинтересные.

В самом деле, что происходило-то на протяжении относительно зримого отрезка истории? Он познает и покоряет мир, чтобы завоевать Ее, а, завоевав, теперь уже защищает свое «разрастающееся» приобретение, которое становится Их совместным продолжением. В свою очередь, Она делает все, чтобы удержать своего завоевателя. Отсюда война и мир, мир и война. В масштабе семьи, рода, племени, нации, расы, цивилизации…
И неважно, что он силен и могуч, а она слаба и беззащитна. Чем меньше, тем нежнее и нужнее:

«На то и меньше мой алмаз
Гранитной темной глыбы,
Чтобы дороже во сто раз
Его ценить могли бы»
(Роберт Бернс «Девушке маленького роста»).

На этом пути Он и Она то портились, доводя весь Вид до крайней степени озлобления и вызверения, то исправлялись и очищались. Но очищение (катарсис) могло состояться только через Любовь. После чего оба восходили на новую ступень, а потом все повторялось, без признаков эволюции. Ведь на каждой ступени оставались только Он и Она, и чем старше человечество, тем больше признаков упадка оно обнаруживает.
 
«Если бы женскую голову к шее коня
Вздумал приставить и, разные члены собрав отовсюду,
Перьями их распестрил, чтоб прекрасная женщина сверху
Кончилась книзу уродливой рыбой, - смотря на такую
Выставку, други, могли ли б вы удержаться от смеха?».

Эти строки были написаны более 2 тысяч лет назад, но насколько здрав и злободневен несравненный Гораций. Женщина, как более совершенное и гармоничное существо, всегда служила эталоном в искусстве. И у античных мужчин все было в порядке со вкусом, чего не скажешь о «двуполых» представителях вырожденческого «арта» наших дней. Сравните сатирические предугадания Горация с авангардистскими изысками, безумствами и кошмарами современного андеграунда.
 
Всё в природе повинуется закону коловорота, и солнце сменяется луной, но самое важное - найти равнодеЙствие в миг равновесия, ибо истинны только они:

«Луноликая! Чашу вина и греха
Пей сегодня – на завтра надежда плоха.
Завтра, глядя на землю, луна молодая
Не отыщет ни славы моей, ни стиха».

Так учил Омар Хайям.

Спираль эпох завивалась, Он и Она менялись ролями.

Сперва был матриархат. О нем мы знаем мало, но, очевидно, для наступления патриархата причина была веской. Впрочем, и господство мужчин уже почти изжило себя. Ибо он, загоняющий в рабство Ее, лишается сдерживающего и умиротворяющего – Ее – начала. И тогда Он теряет способность к различению:  добра и зла, света и тьмы, – и все чаще выдает себя за того, кем не является. И в этом случае даже державный владыка – лишь жалкий фигляр, лицемер, и это, полагает Хайям, хуже, чем открытое распутство:

«Шейх блудницу стыдил: «Ты, беспутная, пьешь,
Всем желающим тело свое продаешь».
«Я, - сказала блудница, - и вправду такая.
Тот ли ты, за кого мне себя выдаешь».

Так женское презрение оборачивается прозрением Ее пола, а это волей-неволей заставляет и все человечество искать золотую середину, чтоб на чашах справедливости и мира уравновесились оба начала.

Методом проб и ошибок Женщина идет своим путем, спотыкаясь на эмансипации, суфражизме, феминизме, заводящих не туда уже Его.

В русской истории борьба и содружество полов нашли свое специфическое, но яркое преломление. Да, судьба нашей женщины долгие века оставалась скорбной. Не даром же лучший знаток «Русских женщин» писал автору лучшего романа о русской женщине:

«Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует «гулять»
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать»
(Николай Некрасов об «Анне Карениной»).

Жена и Мать! Вот две самых ценимых ипостаси Русской Женщины. И даже в самую беспросветную годину непременно пробивался Ее луч света в темном царстве, и на помощь Ему приходила Она, то в облике княгини Ольги, то девы Февронии, то партизанки Кожиной, то плеяды верных декабристок, сестер милосердия, молодогвардеек… И тогда Она становилась такой же полноправной Защитницей семьи, дома, очага, как и Он.

И, скорее всего, поэтому оба праздника двух персонажей Земли именно у нас, в России, оказались так календарно близки, разделенные лишь парой недель. Праздник мужчин, воинов-защитников, и Женский день охранительниц-берегинь.

Суровому февралю есть что защищать – Весну, мартовское начало новой жизни, продолжательницу рода.

Да здравствует в веках Их Любовь - Его и Ее!

2007

Ичспользована репродукция картины Константина Васильева