Есть такая потребность - Родину защищать

Владимир Толмачев
Как не прискорбно сознавать, но День защитника Отечества, скорее всего, является отмирающим праздником. Причем, его победят не явные противники, что с начала 90-х годов пытались оспорить дату его проведения (или события к этой дате приуроченные), а логика государственных реформ в области обороны и армейского строительства. Надо сказать, что в окружающем мире существуют аналоги этого праздника, но если вы внимательно их изучите, то обратите внимание - они редко связаны с термином «защита» и редко носят общенародный характер. В России этот праздник не просто любят, он стал аналогом общенационального дня мужчин. И это при том, что в основе его лежит максимально мифологизированная история. Еще в 19 году Председатель Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский предлагал отпраздновать годовщину Красной армии в январе, когда вышел декрет о ее создании. Но к идее праздника вернулись лишь в 1922 году, когда и появилась дата 23 февраля. Ее не раз пытались обосновать исторически, но каждый раз приведенные в качестве обоснования события не выдерживали критики. Еще в 1933 году Клим Ворошилов на торжественном заседании, посвященном 15-летней годовщине РККА, признавал:
- Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами.
В тридцатые годы победила идея празднования этого праздника в честь первых побед Красной армии над немецкими войсками в районе Нарвы и Пскова. В свое время эта идея откровенно не нравилась Ленину. В статье «Тяжёлый, но необходимый урок», опубликованной в «Правде» еще 25 февраля 1918 года, Ленин так характеризовал ситуацию тех дней:
- Неделя 18—24 февраля 1918 года, от взятия Двинска до взятия Пскова, неделя военного наступления империалистской Германии на Советскую социалистическую республику, явилась горьким, обидным, тяжелым, но необходимым, полезным, благодетельным уроком. Преступление, с точки зрения защиты отечества, - принимать военную схватку с бесконечно более сильным и готовым неприятелем, когда заведомо не имеешь армии. Мы обязаны подписать, с точки зрения защиты отечества, самый тяжелый, угнетательский, зверский, позорный мир - не для того, чтобы «капитулировать» перед империализмом, а чтобы учиться и готовиться воевать с ним серьезным, деловым образом…
Т.е. в момент написания Лениным статьи, никакой армии, способной противостоять немецкому наступлению у Советской власти не было. «Герой Нарвы» матрос Дыбенко бежал с фронта вместе с матросскими эшелонами. Был обнаружен уже в Самаре и заочно приговорен к смертной казни (расстрелян в конце 30-х годов). Небольшие отряды немцев разоружали целые воинские эшелоны солдат царской армии бросивших русско-германский фронт. Ленин писал о разложении царской армии, о шапкозакидательских настроениях, царивших среди революционной верхушки. Невозможность устойчивого сопротивления и привела к заключению 3 марта 1918 года Брестского мира (целиком на германских условиях). Однако, нельзя говорить о том, что немецкое наступление не встретило упорного сопротивления. Несколько сот солдат Псковского гарнизона и латышских стрелков, под руководством своего батальонного офицера сумели дать отпор наступавшим, но в ввиду отсутствия подкреплений были вынуждены отступить. Артиллерийские части, стоявшие под Нарвой и брошенные пехотой, снялись со своих позиций лишь после приказа генерала Парского. И таких примеров личного и коллективного мужества в дни всеобщей паники было не мало. И эти примеры тем более ценны, что части удерживавшие свои позиции в эти дни и стали основой для формируемой Рабоче-крестьянской Красной армии. В эти дни была объявлена запись добровольцев в формируемую революционную армию и не мало офицеров и солдат царской армии встали на защиту Отечества от внешнего врага. Таким образом, когда начинают дискуссию о дате празднования, нам часто предлагают помнить примеры подлости и трусости, не обращая внимания на имевшие место примеры героизма и верности. Но такие дискуссии могут быть актуальными лишь в том случае если День защитника Отечества рассматривать как день национальной армии и только. Однако стоит признать, что он имеет более широкий статус в российском обществе и именно тем отличен от большинства зарубежных аналогов. Почему? На эту тему копий историками и политиками было сломано не мало. Когда публицисты доказывали с пеной у рта, что Александр Матросов бросился на амбразуру вражеского ДОТа не 23 февраля, они с удивлением обнаруживали, что в этом подвиге народу важна не дата (о которой мало кто и помнил), а сам факт свершенного. Один из моих приятелей еще в начале 90-х годов неожиданно связал эту тему с присущей народам населяющим Россию религиозностью. Т.е. народу абсолютно понятна тема жертвенности, она присуща ему и принимаема, не зависимо от господствующего строя. Тезис «Положить живот задруги своя» -- для воинского искусства вторичен, он более связан с мировоззрением, воспитанием, идеологией широких народных масс. Когда-то во всех обществах защитником числили любого мужчину. Но постепенно эта традиция отмирала, уступая общественным отношениям, при которых армия являлась не только защитой от внешнего нападения, но и орудием подавления собственного народа. Не случайно, в этот период появился термин «солдат» (от латинского «сольдо», т.е. деньги). В этот период осталось не много государств с архаичным пониманием роли мужчины в обществе. В России такое понимание сохранилось. Почему?
Нужно осознавать, что российская государственность родилась и строилась в условиях постоянной войны или угрозы нападения. Практически вся протяженность границ, 15-18 веков это территория с характерным названием - Дикое поле. Все мужское население, проживающее вдоль Засечной полосы (система приграничных укреплений) веками не знали мирной жизни.  Только на этой территории могло образоваться наднациональное сословие служивых людей - казачество. При этом они были лишь частью вооруженных поселенцев. В их отношении государство издавало отдельные законы, раздавало льготы и права. Именно из порубежных крестьян правительство Алексея Михайловича (Тишайшего) набирало первые солдатские и рейтарские полки (иноземного строя). Еще со времен Киевской Руси сохранился в русском языке термин «сторонник». В том числе он обозначал человека, не являвшегося княжеским дружинником или воином, но добровольно взявшего в руки оружие.  Из курса школьной истории многие должны помнить, что каждый населенный пункт обязан был выставить по княжескому требованию ратников, лучников, конных воинов с определенного количества дворов. Это и были сторонники. Ко всему, существовала система надзора за такими резервистами, за их подготовкой и вооружением (с персональной ответственностью местных органов власти). Княжескую дружину преимущественно составляли воины-наемники, вольно переходившие от властелина к властелину. Население скорее уважало князя, способного содержать сильное войско, чем наемника. А вот «сторонник» это был воин, которого все знали и на которого возлагали надежды по защите деревни, села, небольшого городища. Причем, в ходе боевых действий неизбежно образовывалось сообщество "соратников", т.е. воинов связаных узами боевого братства. Часто такие узы далеко выходили за рамки сословных ограничений. Гривну (награду) за доблесть мог получить и простой смерд и воин-дружинник. И оба они были равны перед князем. Стот ли удивляться силе русского оружия? Даже крепостное право не смогло убить  традицию. Мощнейшему сопротивлению крестьян нашествию Наполеона удивлялись не только захватчики.  При этом, говоря о героизме народа, о его способности к самопожертвованию мы как-то упускаем не менее значимое –- способность населения к самоорганизации, наличие среди крестьян людей умеющих вести такие боевые действия. Вот вам и народная демократия в действии. В аналогичную ситуацию Наполеон попал лишь в Испании. Получается, что на тот момент в Европе было лишь два народа, где каждый мужчина считал себя защитником своего дома…
Вы знаете, что большинство генералов царской армии, офицеров Генерального штаба, значительная часть армейских и кавалерийских  командиров старшего звена пошли служить в Красную Армию? Не сразу. После того, как военная интервенция наших бывших союзников стала реальностью. Выбирая между неприятием советской власти и защитой Отечества, они сделали осознанный выбор. Ленин в 1918 году писал, что внутренняя контрреволюция, без поддержки извне не представляла серьезной угрозы советской власти: «Теперь против нас поднялся гигант культурного, технически первоклассно оборудованного, организационно великолепно налаженного всемирного империализма. С ним надо бороться. С ним надо уметь бороться… Мы требуем серьезного отношения к обороноспособности и боевой подготовке страны. Мы объявляем беспощадную войну революционной фразе о революционной войне. К ней надо готовиться длительно, серьезно, начиная с экономического подъема страны, с налажения железных дорог (ибо без них современная война есть пустейшая фраза), с восстановления всюду и везде строжайшей революционной дисциплины и самодисциплины». И основная масса активного населения, как бы это не отрицалось сейчас, поддержала именно большевиков. И именно в тех районах, где на стороне Белого движения выступали иностранные войска. После изгнания интервентов, многие бывшие партизаны оказались противниками советской власти, но пока на нашей земле был внешний враг, задача борьбы с ним была основной. Защита Отечества была приоритетной перед внутренними дрязгами для любого сословия. Красная Армия, как впоследствии и Советская, строилась на принципе всеобщей воинской повинности. Т.е. каждый мужчина определенного возраста, признанный годным к строевой службе и не имевший государством предоставленных отсрочек и «брони» был обязан несколько лет отслужить в рядах РККА или ВМФ. При этом, армия до середины 30-х годов была весьма малочисленной. Кадровая армия должна была дать стране, в случае начала военных действий, время на проведение всеобщей мобилизации. Добивать врага «в его логове» должны были уже  обычные мирные люди, заранее для этого государством подготовленные. И они с этой задачей к 1945 году справились. И это еще одна причина, по которой День защитника Отечества в России столь популярен. Домой вернулись 35 миллионов человек, с оружием в руках отстоявших наше право на жизнь. А дома их встретили жены и дети, «ковавшие победу в тылу». Правда, праздник тогда назывался по-иному. Но суть его для большинства населения и тогда и сейчас была одинаковой -- народной. Не случайно, что более миллиона человек ушли в эти годы в партизаны. Мало того, вчерашние мелиораторы, счетоводы, мелиционеры становились настоящими специалистами такой войны, получали высшие награды Родины и вечное проклятие ее врагов. Сидор Ковпак воевавший в немцами в 18 году, воевал с ними в и в 41-м. Дважды Герой, полный георгиевский кавалер, крестьянский сын ставший генералом. Такая карьера может быть только в народной армии и в Советской России это было обычным делом. А теперь давайте вернемся к первоначальному тезису этой статьи, что этот праздник, скорее всего, отомрет. Основной тезис современной военной реформы, это построение в России контрактной (наемной) армии. То, что в настоящий момент в ней сохранены военнослужащие, набираемые по призыву, объясняется лишь экономическим и социальным факторами. Нет денег для набора необходимого числа наемных солдат и малое число подходящих добровольцев согласных служить за предложенные деньги. Как только деньги появятся в необходимом объеме призывников в армии не будет. Сейчас по закону в ней могут служить и иностранные граждане. Ничего не напоминает? Мы создаем компактную, боеспособную, но уже не народную армию.Она действительно может стать новой элитой общества, вроде княжеских дружин или гвардейских полков. Но само общество такую элиту никогда любить не будет. Ведь основная масса населения будет вне этой элиты. А это ситуация не идущая на пользу государству, объявившему о построении гражданского общества, в котором большая часть населения уже начинает воспринимать защиту Отечества как обузу. А ведь такая возможность в традициях народов населяющих Российскую Федерацию, являлась не только обязанностью, но и правом. А право на защиту при существовании наемной армии - весьма условно. Есть сольдо - есть защита, нет... А это скорее уже День военной бухгалтерии.