Децентрализация и экономизация нац. политики

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Произошла децентрализация и экономизация национальной политики
(Выступление на 2-ом заседании Межгосударственной
российско-германской комиссии 20 октября 1992 г.)

Чувство неудовлетворенности самим началом и ходом заседания, которое мы вчера испытали, всё усиливается. Встает вообще вопрос о результативности нашего совещания. Это относится и к той информации, которую мы получили из доклада российской стороны, и к содержанию выступлений. Мы до сих пор не получили ответа и на вопросы, которые справедливо были заданы вчера немецкой стороной.
Наш Союз объединяет немцев, которые не хотят выезжать, т.е.  настроены на конструктивную работу, и поэтому мы воспринимаем и настоящее заседание как повод не для критики, а для того, чтобы еще раз задуматься, какие же препятствия стоят на нашем пути и как их преодолеть. Мы увидели, что сейчас мы уперлись во что-то и не можем продвинуться дальше. Невозможность ничего сделать заставит, видимо, всё же основательно подумать, в чем дело, что же мешает и как это устранить.
Хотел бы остановиться на ряде моментов, которые, на взгляд  руководства нашего Союза, имеют значение и которые нельзя игнорировать. В стране произошли очень серьезные изменения, и два аспекта из них мы должны учитывать как имеющие прямое отношение к решаемой нами проблеме.
Первое. В стране идет сильный процесс децентрализации политики, в том числе национальной. Политические вопросы всё больше переходят к регионам. Центр не в состоянии уже решать самостоятельно тот или иной вопрос. И то, что это происходит и в сфере национальной политики, с одной стороны, плохо, с другой - позволяет и нам в какой-то степени решать наши вопросы, несмотря на сопротивление некоторых представителей центра.
Второй аспект - это экономизация национальной политики. Дело в том, что сейчас национальные вопросы очень тесно связываются и на местах, и на высшем уровне с экономическими вопросами, и этот момент тоже в данном случае имеет не только отрицательный аспект для решения нашего вопроса, но и положительный.
По-моему, эти два момента заставляют в значительной мере сместить  акценты в работе, добиваясь от центральных органов в основном согласия или непротивления решению нашей проблемы в принципе, а основную часть работы осуществлять  непосредственно в регионах.
Камень преткновения, который сейчас существует в решении нашей проблемы, это, на мой взгляд, то, что сегодня неясно отношение России к нашей проблеме. Подписаны хорошие документы, вроде есть и необходимые законы, Указы, но ничего не выполняется. Вчера мы также не услышали никакой программы, что же мы будем делать, и не получили ответов на  конкретные вопросы: когда и что начнется. Поэтому первое, что нам надо иметь, чтобы вообще двигаться дальше, это ответ на вопрос: будет ли вообще решаться проблема российских немцев? И если да, то когда, и какое участие России будет в решении этой проблемы?
Без этого, видимо, мы можем говорить о многих конкретных мелких делах на местах, можем говорить о песнях и о танцах, но результат будет один: в лучшем случае российские немцы, танцуя и с песнями, будут выезжать.
Следующий момент. Нам всем надо, видимо, несколько изменить  подходы к проблеме. Мы понимаем реабилитацию российских немцев не как возвращение нам прошлого, а как гарантию обеспечения нам будущего. И наша главная цель - это сохранение российских немцев как народа. Главные же средства для достижения этой цели - компактность проживания, экономическая самостоятельность и национальное самоуправление. Формы этих средств могут и должны быть различны. Это и государственность, и национальные районы и округа, и национальные сельсоветы.
То есть республика - лишь одно из средств достижения главной цели.  На определенном этапе мы абсолютизировали требование республики. К сожалению, мы все слишком задержались на этом этапе и жизнь обогнала нас. И если мы останемся на том этапе, на котором было выдвинуто требование республики, то и сегодня не сможем сдвинуться вперед. Вопрос о республике надо рассматривать именно в контексте всех других средств. Это  означает, что если мы сейчас не можем создать республику в конкретном месте, то из-за этого нельзя откладывать работу над всем остальным контекстом.
Сегодня на первый план выдвигается развитие существующих национальных районов. Мы должны сохранить единственных два места, где еще компактно проживают немцы, всего 40 тысяч. И если мы их потерям, то не будет у нас ни традиций, ни диалекта, ничего. Это главное сейчас. Два национальных района, где есть у нас старые немецкие села, - это Алтай и Омская область. Я полностью согласен с главой администрации Омского района, что  если мы там ничего не сможем сделать, то нам нечего говорить и о республике. Ни один немец уже не поверит, что мы на что-то способны и что Россия что-то сделает.
Второе - это то, что мы всегда должны будем делать, даже если  бы уже была республика:  создание новых районов и компактных поселений. В том числе и на территории бывшей АССР НП. Эти компактные поселения и национальные районы призваны избавить немцев от необходимости выезжать в Германию.
И третье, о чем здесь уже говорилось, сегодня, может быть, наиболее острая проблема - это прием беженцев. Мы не обсуждали этот вопрос. Может быть, следует создать специальную группу под эгидой Межгосударственной комиссии с тем, чтобы проработать его. Завтра может быть поздно.
А в работе над всеми этими вопросами у нас сегодня открылись, на мой взгляд, возможности, которых у нас не было никогда. Я имею в виду, что  ситуация по отношению к проблеме российских немцев резко изменилась.  Если мы раньше с возмущением смотрели, как в двух поволжских областях  настраивают людей против республики, то сегодня наш Союз имеет приглашения от 17 областей РФ, через два дня их будет 18. В общей сложности  приглашаются 1,5 млн. немцев для проживания. Мы ставим два основных условия для обсуждения этих приглашений: первое - обязательное компактное поселение; второе - передача земли в собственность или  бессрочное, бесплатное пользование. На эти условия практически все области согласны.
Для примера я мог бы назвать одну область – Псковскую. Мы встречались с ее руководством. Область по территории в два раза больше  бывшей республики Поволжья. Население - 840 тысяч, сельского населения - всего 300 тысяч. Даже если половину области передали бы немцам, то это означало бы 150 тыс. ненемцев на этой территории. Напомню, что в республике немцев Поволжья было 380 тысяч немцев и 200 тысяч ненемцев, т.е. соотношение в Псковской области на такой же территории немцев и русских было бы более благоприятно для решения национальной проблемы, чем даже в Поволжье. Это только один пример.
Один из основных вопросов сегодня это, как отмечалось не раз, создание механизма принимаемых решений. Полагаю, что нужно сделать две вещи. Первое: в России создать, наконец, Департамент по проблемам российских немцев, который имел бы и больше полномочий, и больше возможностей, чем наше жалкое Управление в Госкомнаце. И второе: совместно Германии и России создать исполнительный орган этой межправительственной комиссии. Потому что два раза в год собираться и обсуждать политические проблемы, к которым никто не готов, и обнаруживать, что ни один вопрос, собственно, не подготовлен и никто не имеет никакого представления по предложенным вопросам, - видимо, не имеет смысла. Должен быть создан постоянно действующий рабочий орган, который был бы полномочен повседневно решать вопросы, связанные с реализацией принятых комиссией политических решений. Только тогда можно продвинуться вперед. И мы не будем оказываться в ситуации, когда через полгода обнаруживаем, что ничего не сделано.
Но главный вопрос сегодня для решения нашей проблемы - это вопрос  финансирования. У российских немцев, пятьдесят лет работавших на  свою Родину, сегодня нет ни денег, ни своей экономики. Один из аспектов их реабилитации - создать  им равные стартовые условия с другими народами России. Для этого нужны средства. Будут средства - мы сами решим свои проблемы. В первую очередь мы ждем каких-то инвестиций от России, потому что мы граждане России. И просто оскорбительно, что нас обрекают на ожидание  помощи от ФРГ. Мы понимаем, что без ФРГ нашу проблему не решить, но считаем: дело чести России - не спихивать всю эту  проблему на ФРГ.

Формы финансирования могут быть как прямые, так и косвенные.  Допустим, освобождение от пошлин и налогов имело бы очень большое значение. И, конечно, должен быть разработан механизм гарантий инвестиций. Инвестиции могли бы очень помочь в ускорении решения нашего вопроса.
Далее:  проблемы российских немцев - это не только проблемы России и проблемы ФРГ, это и проблемы ряда стран СНГ. Поэтому должно быть подготовлено и заключено соглашение стран СНГ плюс российские немцы и плюс Германия. Соглашение, которое гарантирует национальные права российских немцев, сохранение и развитие их культуры, языка, материальное обеспечение их вынужденного переезда в другую страну. Если бы такое соглашение было принято, я думаю, даже один  материальный его аспект удерживал бы страны СНГ от вытеснения немцев в другую страну.
Проблема российских немцев - по охвату ею государств, регионов, по сферам проявления и множественности уровней проявления - это комплексная проблема. И решать ее нужно комплексно, не вырывать один какой-то ее аспект и не пытаться решить его в отрыве от всего остального, а вписывать каждый наш шаг в контекст всей проблемы.
Например, вопрос о домах немцев, которые выезжают. Люди вынуждены их кому-то продавать в немецких селах и в немецких районах. В  эти дома въезжают другие люди, не немцы, и т.о. разрушается единая национальная структура села или поселения, одновременно затягивается и переселение новых немцев туда. Если бы из средств, выделяемых на строительство домов, часть пустить на покупку домов у выезжающих с тем, чтобы предоставлять их затем прибывающим немцам, можно было бы   сохранить и немецкие поселения.
Думаю, что национальная проблема российских немцев сегодня и наиболее рентабельная экономическая проблема России. Её достаточно не решать, и Россия  может потерять от выезда немцев примерно 1,5 триллиона рублей в сегодняшнем исчислении. Но можно просто выразить согласие, что её надо решать, и не мешать её решению, и тогда Россия могла бы очень много приобрести. Помню, когда в 1965 году мы были на приеме у Микояна - первая делегация российских немцев, ставившая вопрос о восстановлении государственности, - нам сказали, что республику на Волге нельзя восстановить, потому что тогда 500 тысяч немцев из Целинного края  Казахстана уедут, а без них там сельское хозяйство вести невозможно. То есть отказ имел чисто экономический аспект. Сегодня Россия имеет  возможность, наконец, добиться того, что не она будет ездить в Казахстан просить хлеб, а Казахстан, может быть, поедет к ней просить хлеб, если она примет тех немцев, которые из Казахстана вынуждены будут уехать.
Определенные трудности в решении нашей проблемы возникают и из-за того, что официальные органы и России, и Германии никак не могут определиться, с какой организацией российских немцев им  работать. Наше отношение, отношение Межгосударственного Союза российских немцев, к Межгосударственному Совету и обществу «Возрождение» вполне  однозначны. Мы заявили об этом на нашем Конгрессе. Мы не признаем Межгосударственный Совет в качестве представительной структуры всех российских немцев. Мы исходим из того, что этот Совет, во-первых, редуцировал проблематику российских немцев до проблемы выезда. Во-вторых, он сформирован из представителей только одной организации. И в третьих, уровень выступлений, заявлений, деятельности и политики этого Совета только дискредитирует российских немцев. Мне стыдно видеть в западной прессе, как мы предстаём там из-за его политики.
Поэтому, чтобы продвинуться вперед, надо, наконец, определить, с кем, в какой сфере официальные структуры работают. Если речь идет о вопросах выезда - пожалуйста, мы не возражаем - работайте с «Возрождением» и МГС - это их главная цель. Если же речь идет о национальном будущем российских немцев, то единственная представительная организация таких немцев - это Межгосударственный Союз российских немцев. Игра в демократию, равную поддержку всех организаций означает фактически топтание на месте. Речь идет не о равной поддержке, а о рациональном распределении работы.
Не могу не сказать и еще об одном вопросе. Эмиграция российских немцев, как она осуществляется сегодня, - это во многом издевательство над гражданами великой страны, это их унижение и грабеж. Происходит вымогательство на местах, в ходе оформления документов, происходит при продаже имущества, а в Москве мафия грабит в открытую при выезде. Наш Союз создал в Москве структуру по защите выезжающих, но думаю, мы должны подходить к этому вопросу шире. Ведь в течение уже  нескольких лет в результате выезда идет процесс создания в Германии огромного потенциала негативного отношения к России, потому что  человек не может забыть, как он выезжал отсюда и как его при этом унижали и грабили. Этот негативный потенциал будет, без сомнения, рано или поздно влиять на сотрудничество России и Германии. Думаю, в интересах обеих стран обеспечить цивилизованный выезд российских немцев, защитить их от мафии, создать человеческие условия для оформления документов в  Консульстве ФРГ в Москве.
Хотел бы передать пожелание одного из делегатов конференции общества «Возрождение», на которой я был гостем. Он сказал: «Неужели две великие страны не могут сложиться и поставить хотя бы один туалет около Консульства, где оформляются документы на выезд? Я уже не говорю о чашечке кофе иногда этим людям, которые стоят под дождем и снегом и ждут днями».
Думаю, мы не должны расставаться сегодня с чувством неисполненного долга, с чувством, что мы ничего не решили. Не хотелось бы, чтобы все снова разъехались на полгода и снова ничего не было сделано.  Поэтому несколько предложений.
Первое - считать настоящее заседание Межправительственной комиссии первым этапом ее второго заседания.
Второе - предложить Госкомнацу и МВД ФРГ изучить инициативу ряда регионов РФ по приглашению российских немцев, определить самые перспективные предложения и подготовить к следующему, второму этапу заседания, предложения по их реализации.
И третье - созвать второй этап заседания комиссии в начале декабря сего года в Москве, имея целью подготовить эти предложения к рассмотрению на встрече Президента РФ и Канцлера ФРГ в середине  декабря с.г.
Конечно, это напряженный ритм, но думаю, он реален. Мы могли бы  сдвинуть всё с места. Если не успеем это сделать, то не знаю, о чем будут Президент и Канцлер договариваться...
Спасибо за  внимание.