Юбилей Создателя Нотр Дам Де Пари

Алексей Шавернёв
          Его имя и фамилию французы и итальянцы произносят по-разному, что не удивительно – сын итальянца и француженки оба языка (и итальянский, и французский) называет родными. Хотя сам он давно стал Гражданином мира и меняет города и страны весьма легко, между итальянцами и французами долго шла своеобразная борьба за право называть его своим земляком. Лишь не так давно консенсус был всё же достигнут – и те, и другие признали, что имеют по этому вопросу равные права.
          Для многих он известен прежде всего, как автор знаменитого мюзикла «Нотр Дам Де Пари», хотя международный  успех к нему пришёл задолго до этого сочинения. Его песни исполняли многие известные певцы, он и сам выигрывал конкурс поп-музыки в Сан-Ремо.
         Имея отнюдь небогатырский рост в 1 метр 63 сантиметра, он, однако, всегда пользовался особым успехом у женской части аудитории.
         20 февраля –  65-летний юбилей Риккардо Коччианте (так его называют итальянцы) или Ришара Коччианта (такая транскрипция бытует во Франции) – знаменитого эстрадного композитора, певца, одного из самых успешных сочинителей лёгкой музыки за последние десятилетия.

       Он родился 20 февраля 1946 года в Сайгоне (Вьетнам), тогдашней французской колонии. Вскоре он  был увезен родителями во Францию, а затем, когда мальчику было одиннадцать лет, семейство переселилось в Рим, ближе к родне отца. Риккардо пришлось приспосабливаться не только к другому языку, но и к совершенно новому для него образу жизни. Частые переезды из страны в страну привели к тому, что будущему композитору так и не удалось получить профессионального музыкального образования. Впрочем, как с улыбкой говорит сам маэстро, отсутствие консерваторского диплома никогда ему сильно не мешало.
        Ещё в юности Риккардо начал интересоваться оперой и классической музыкой. В это же время он начал петь, изучая возможности своего оригинального, хрипловатого голоса. Вскоре Риккардо возглавил свою собственную группу «The Nations», а в свободное время стал самостоятельно учиться играть на фортепьяно. По-прежнему любя классическую музыку, юноша открыл для себя «Битлз» и блюзы.
        Первый его сольный альбом  «Mu» был записан в 1972 году в Италии, а затем вышел и на французский рынок. Критика оценила альбом высоко, и музыкальный мир заинтересовался этим начинающим талантом. Второй альбом Коччианте, "Поэзия" ("Poesia"), появился в 1973 году. Когда же в 1974 году был выпущен сингл «Bella senz'anima»(«Бездушная красавица») в аранжировке великого Эннио Морриконе, Риккардо Коччианте стал широко известен не только у себя дома, в Италии, но и в Испании.
       Во Франции о нем узнали в 1978 году, когда увидела свет композиция «Marguerite», французская версия итальянского хита «Margherita». Оригинальная версия, входившая в альбом «Концерт для Маргариты» ("Concerto per Margherita") была аранжирована известным композитором и мультиинструменталистом греческого происхождения Вангелисом. В 1979 году появился еще один чрезвычайно удачный сингл Риккардо Коччианте «Солнечный удар» («Coup de soleil»).
        В 1983 году карьера Коччианте вышла на новый этап: он подписал договор со звукозаписывающей фирмой «Virgin» и совершил путешествие в Лос-Анджелес, чтобы выпустить новый альбом «Sincerita». Альбом был записан сразу на четырех языках (итальянском, английском, испанском и французском; при этом стихи к французской версии альбома написал знаменитый французский поэт-автор песен Этьен Рода-Жиль.
         После выхода в свет пластинки Коччианте отправился на гастроли по Италии. Выступления были весьма успешны; в одной только Флоренции в «Плас де Синьор» (Place des Seigneurs) в 1984 году артиста собралось приветствовать сорок тысяч зрителей. В следующем году его имя снова появилось в музыкальных чартах — дуэт «Вопрос равновесия» («Question d'equilibre») стал настоящим хитом (французская версия песни была записана с Фабьен Тибо, а итальянская — с Миной.

       В 1985 году вышел очередной диск Риккардо Коччианте «Il mare dei рapaveri»(«Море маков»). В следующем году композитор снова оказался в центре внимания прессы, предложив вниманию публики новый хит «Quando si vuole bene»(«Когда любишь»). Концерты гастрольного тура 1986 года проходили с аншлагами.
      В 1987 году Коччианте написал и сам исполнил композицию «Il mio rifugio»(Моё бегство) — основную музыкальную тему фильма «Тандем» (режиссер — Патрис Леконт, Франция). Следующий год композитор провел в Лондоне, завершая работу над очередным альбомом «La grande Avventura» («Великое приключение»).
      Тем временем оказалось, что творчество Риккардо Коччианте стало чрезвычайно популярным в Южной Америке: каждый его новый альбом раскупался там в считанные недели. Поэтому в 1989 году было запланировано длительное концертное турне по Латинской Америке.
       Коччианте поначалу неизменно отказывался участвовать в музыкальном фестивале в Сан-Ремо, однако в 1991 году он, наконец, согласился появиться там — и сразу же получил гран-при за песню «Se stiamo insieme»(«Если мы вместе»).
       В том же году Коччианте впервые попробовал выступить в драматической роли в фильме Катрин Лара «Санд и романтики», сыграв Шопена.
       В 1993 увидели свет два новых альбома — "Впечатление" («Empreinte», на французском языке) и «Eventi e mutamenti» («События и перемены») соответственно –  на итальянском).
        В мае 1994 года вышел альбом-сборник Риккардо Коччианте «Greatest Hits» – итог более чем двадцати лет работы. Почти сразу же по всему миру было распродано 350 000 экземпляров, а сам автор этого альбома продолжил свои выступления в Италии, Чили (на открытии фестиваля «Vina del Mar») и Франции (на ла-рошельском фестивале "Francofolies"; в том числе он принял участие и в специальном вечере в рамках этого фестиваля, посвященном либреттисту и поэту Люку Пламондону.
       За выпуском нового альбома «Un uomo felice» («Счастливец»), записанного на итальянском языке, последовала новая серия концертов — сначала в   Италии (Рим) и во Франции (Париж), затем в ряде других европейских стран и, наконец, в Канаде.

       Альбом «Настоящее мгновение» («l'Instant present»), выпущенный в 1995 году, был снова создан Коччианте в соавторстве с Люком Пламондоном. Вершиной же их совместного творчества, безусловно, стал мюзикл по роману Виктора Гюго «Notre-Dame de Paris», презентация которого состоялась на фестивале MIDEM в Каннах в 1998 году, а премьера — 16 сентября того же года в Париже, во Дворце Конгрессов.
       Надо сказать, что при подготовке мюзикла, Коччианте выбрал весьма оригинальный способ работы. Композитору почти не пришлось сочинять для «Нотр Дам Де Пари» нового музыкального материала, он использовал, в основном, темы из своих прежних произведений. Часть из них уже выходила на пластинках с другими текстами и была широко известна.
       Новое детище имело триумфальный успех у публики, и, в то же время, разгромно-уничтожительную критику среди профессионалов. И в том, и в другом случае – было за что. Произведение изобилует яркими, легко запоминающимися мелодиями, при этом, мюзиклом, по сути, не является. В частности, в «Нотр Дам Де Пари» напрочь отсутствуют необходимые для мюзикла атрибуты – лейтмотивы и речитативы, в музыкальном полотне нет драматургии.
       Критики называли спектакль «концертом из эстрадных песен в костюмах», а сам Коччианте сильно переживал из-за этого. В одном из интервью он даже в сердцах высказал: «Они мне просто завидуют!».

       Кроме того, мюзикл, поссорил между собой его авторов. Произошло так, что либреттист в пиаре некоторым образом оттеснил композитора, обратив внимание в первую очередь на себя. Известны в связи с этим такие слова Риккардо Коччианте: «Пламондон украл у меня «Собор Парижской Богоматери». Долгое время Коччианте и Пламондон отказывались разговаривать друг с другом. Бывшие соавторы выступили каждый с новым музыкальным спектаклем: Пламондон — с «Cindy» по мотивам сказки о Золушке, а Коччианте — с мюзиклом по книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
       При этом, «Нотр Дам Де Пари» продолжал триумфальное шествие по сценам мира, и к маю 2002 года добрался до России. Спектакль был поставлен на сцене Театра оперетты в Москве в блестящем переводе Ю.Кима, и пользовался большим успехом.

       Премьера следующего мюзикла Коччианте «Маленький принц» состоялась 2 октября 2002 года в парижском «Le Petit Casino», с Даниэлем Лавуа в роли Летчика, и не оправдала ожиданий. Поизведение не смогло даже близко сравниться по своему успеху с «Нотр Дам», лишь один номер, да и то, с натяжкой, может претендовать на «хитовость». Запланированная российская постановка была и вовсе отменена.
       18 октября 2005 года Коччанте выпустил новый альбом с лаконичным названием «Songs» (Песни). В него вошли композиции на французском, английском и итальянском языках. В 2006 году на звукозаписывающем лейбле «SONY-BMG» вышел трехдисковый сет «Tutti i miei sogni» («Все мои мечты») с лучшими песнями Риккардо Коччианте последних лет.

       Заслуги Риккардо Коччианте в области искусства были признаны не только его поклонниками, но и официальными лицами. Бывший Президент Италии Оскар Луиджи Скалфаро присвоил композитору звание «Grande Ufficiale de la Repubblica Italiana»(Заслуженный деятель искусств Итальянской Республики).
        Коччианте неоднократно менял место жительства, в последние годы он проживает, преимущественно, в Ирландии.
        Хочется надеяться, что юбиляр ещё доставит немало удовольствия меломанам всего мира своими новыми произведениями!

                По материалам Internet