По следам Пацифика

Евгений Садков
 Коснувшись раз довольно занимательного документа, не могу пройти мимо. Высказать свое мнение по поводу явления, привлекшего внимание и изменившего жизнь миллионов людей. Попытаюсь поставить главный вопрос и выдвинуть свою версию дальнейшего развития ситуации.

 Итак, большинство из нас не знает о существовании "Манифеста трех системных людей". Иначе-"Манифест Сталкера, Генерала и Воробья". Иногда документ секвестирую до одной фамилии, что и определяет главное лицо.

 Сталкер-Александр Подберезский. Участник ценровых тусовок Детей Цветов. В нете о нём немного. Но в свое время Сталкер становится известным, в основном благодаря "Манифесту". Второй участник, Дмитрий Нефедов "Генерал", и того скромнее. Не говоря уже о Лере Воробей.

 Замах на известность, и не только в Системе, солидный. Некстати приходит сейчас на ум другой, свеженький "Манифест". Путеводная звезда, зажженная всем российским прогрессивным консерваторам Никитой Сергеевичем Михалковым. Как альтернатива того, сталкеровского. Или мутированный, замысловатый плод, созревший через двадцать лет из дичка.

 Почему дичка? Духовное отступление от общепринятых, вернее навязанных правящим режимом, канонов поведения стало бросаться в глаза уже в конце шестидесятых. Это уже не были келейные посиделки "шестидесятников". Явление стало носить массовый характер. Но не принятое более могущественной Системой, под названием КПСС, развивалось по законам дикой природы. Тянулось к свету и теплу. Кустисто раскидывая свои непричесанные ветки во все стороны. Проникая в пионерские и комсомольские организации. И вот уже отличники отращивают подлиннее свои хайры, слушают в перерывах своих активов битлов и цеппелина. Порой не задумываясь, что являются ещё неучтенными винтиками новой Системы. Которая, разрушаясь вместе со старой, вызовет мутную волну. И превратится в..., но об этом позже.

 Почему Сталкер назвал свой документ Манифестом? Предположу, что это было не изложение принципа действия творческой группы талантливых людей. Скорее воззвание, возможно, политическое, к окружению. Не случайно же А.Тарасов через десять лет после появления указанного документа дает четкий политический оттенок части движения. Судите сами, статья скромно называется " Откуда суть пошли левые радикалы земли советской". Ещё немного и между Детьми Цветов и леворадикальными движениями в современной России можно поставить знак равенства. Неплохо, можно и списки составлять.

 Но вернёмся к "Манифесту". Думаю пророчески сейчас выглядят строки из "Выбора" Гумилёва, ставшего эпиграфом документа. Дальше идут пространные рассуждения о Добре и Боге. И тут же по-детски наивное рассуждение о роли хайров в качестве космических антенн, позволяющих напрямую контактировать с Богом. Слова, подобные рассуждениям индийских йогов.

 Интересен следующий посыл Сталкера. Творите, призывает он. Отличная идея. Конечно, свободный духом человек способен на подобный акт. Но почему только в Системе? Потому, что, судя по логике "Манифеста", духовное освобождение возможно только здесь.

 "К сожалению,-пишет Сталкер,- стремление к красоте и нестандартности в своих прикидах часто подменяется примитивным желанием продемонстрировать публике свою крутость. Преодолеет ли Система эти тенденции? Кто знает... " Обратите внимание на последнюю фразу. Не характерна она для подобных документов. И в большей степени говорит о духовном смятении автора.

 Обращает внимание Сталкер на увлечение хиппи оккультизмом, предостерегая от новоявленных пророков. Но что характерно. Последующие годы выдвигают на сцену многочисленных гуру, включая политических. Естественно, автор не мог обойти тему психоделии и наркотиков. У многих посторонних движение Детей Цветов ассоциирует с канабисом и подобной ботаникой и химией. Внутри же самой Системы сложилось два противотечения. Одни плотно подсели на иглу, другие противятся искусственному расширению сознания. Но есть, предполагаю, третья сила, управляющая процессом. Которая в определённый момент потеряла над ним контроль.

 Каково же отношение Сталкера к наркотикам? Он знал, куда попадёт документ. И естественно осуждает вредное пристрастие. Как и сексуальную распущенность. О пацифизме хиппи Сталкер выражается вполне определённо: "но крайняя ситуация иногда требует крайних мер." Туманно для внешнего мира говорит автор о других негативных явлениях : "Прежде всего, в Системе все еще много грязи." И далее о грязи в собственной душе. Страшные слова, но точно диагностирующие общую тенденцию.

 "Наша надежда — на хиппи, если они вообще есть в Системе (а они все-таки есть) — надежда на то, что хиппи своим примером увлекут за собой остальных, а кто этому примеру не последует, от того люди отвернутся сами." В этих словах Сталкер сам примеряет балахон гуру, говоря об избранности небольшой группы людей.

 And so — we shall overcome, завершает свой "Манифест" Сталкер. Как  этого хотелось всем нам. И вроде бы  исторические события тех лет подтверждали эти слова из старой песни. Перемен, мы ждем перемен, пели Цой и Скорпионы. Но странно, на общей волне подъема системники не были заметны. Их как бы и не было. Хотя Сталкер пишет: "Меньше стало урлы, больше стало хиппи. А значит, Система жива, она развивается."

 Такая странная судьба человека и его творения. Написанного под самый конец движения Детей Цветов в разрушающейся на глазах стране. Вот и подумаешь, а был ли мальчик? Не дергали ли умело мозолистые руки сверху за веревочки, управляя марионетками?

 Не понимаете, о чем идет речь? А вы почитайте ещё одно произведение Подберезского, написанное им, кстати, через год после "Манифеста". Называется более привычно для части системников "К вопросу о некоторых неисследованных свойствах травы".

 На изломе эпох, на краю целой империи-трагическая судьба одного человека. И уход его через семь лет. Танки в это время стреляли прямой наводкой по Белому дому. "Меньше стало урлы..."