Время настоящее или прошедшее?

Сабир Сабуров
Альпина спросила "насчёт употребления времён - настоящего, прошедшего, предпрошедшего. В каких случаях какое желательно употреблять, уместно ли смешивать разные в одном произведении, главе, сцене, абзаце".

Беглый просмотр Гугла показал, что это, в общем, вопрос стиля: каждый автор избирает то время, с которым ему комфортно писать.

Наиболее конкретно высказался проф. Кроуфорд Килиан (Crawford Kilian, Канада)

Ниже привожу отрывок его статьи "Советы по написанию романа".

(начало цитаты)

На повествовательный стиль Вашей истории может также влиять время глагола. Большинство авторов используют прошедшее время:

     «Я постучал в дверь».
     «Она достала пистолет».

Следите за тем, чтобы постоянно оставаться в одном времени глагола, кроме тех случаев, когда Вы ведете повествование от  человека, который в своей речи может легко менять времена:

     «Итак, я пошел к участковому, а он говорит мне, что я не могу общаться с моими   старыми дружками».

Некоторые писатели достигают некоторой близости с читателем посредством использования настояшего времени:

     «Я стучу в дверь».
     «Она достает пистолет».

Чаще всего близости читателя хватает не надолго.

У читателя появляется подозрение, что исход событий не знает никто, потому что они происходят по мере того, как он читает, в "реальном времени".

Есть также авторы, которые пользуются настоящим временем, потому что оно им кажется более "художественным" или экспериментальным.

Однако чтение художественной прозы в настоящем времени большинству читателей не приносит удовольствия, поэтому часто редакторы не хотят, чтобы их авторы использовали его.

Я узнал о трудном пути таких рукописей на собственном опыте, когда рукопись моего первого романа «Империя времени», только из-за  того, что он был написан в настоящем времени, многие месяцы провалялась в редакции в подвешенном состоянии, и поступившее в конце концов предложение по опубликованию содержало требование изменить настоящее время на прошедшее.

(конец цитаты)