Баба-Яга. Неизвестное об известном

Сергей Вершинин
Перед тем как начать данную работу, я снова досконально прочитал все, что уже написано о Бабе-Яге, причем в разных столетьях. Мысль русскоязычного мира в данном направлении, можно разделить на три категории, уже привычная нам — славяно-сказочная, христианско-мифологическое и легендарная, причем, последняя полностью противоположная укоренившемся первых двум и малоизвестная. Но сначала определение из энциклопедии Брокгауза и Ефрона, поскольку оно звучит буквально во всех статьях о Бабе-Яге, но часто без ссылки, а иногда и вольным пересказом. 

«Баба-яга (польск. — j;dzi-baba; словак, — jezi-baba; чеш. — jezinka; галиц. — Язя) — мифологическое существо, играющее важную роль в народных славянских сказаниях. П. А. Лавровский ("Чт. в общ. ист.", 1866 г., №11) производит слово яга из санскритского корня ah, auh, означающего — идти, двигаться, от которого происходит санскр. ahi, лат. anguis, слав. ежь… Баба-Яга является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу. В других сказках Баба-Яга, костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Некоторые ученые слависты (Лавровский, Афанасьев, Потебня) видят в ней олицетворение зимних бурь, грозных и враждебных человеку явлений: прут, которым она каменит все живое — это символ зимы, которая все каменит, костенит (с этим не без связи ее костяная нога); ковер-самолет и сапоги-скороходы — быстролетные облака; гусли-самогуды — бурные напевы грозы; меч-самосек — разящая молния. Но в общем вопрос о значении Баба-Яга в славянской мифологии мало разработан».

Я привел вам статью энциклопедии полностью, за исключением греческого написания понятия «двигаться», поскольку сайт не поддерживает греческого алфавита. Я бы согласился с ней лишь по двум пунктом. Первый: Яга в санскрите, действительно означает идти, двигаться, в тюркском осталось лишь «га», а в русском "га" используется как составная на конце, «но_га», «доро_га», но значение тоже, идти, движение. Да и сама Яга имеет в народе переложение в понятную транскрипцию «костяная нога». Я уже писал о двойных словах. К примеру: трава-мурава, где присутствует тюркское слова «мура» и тут же его перевод «трава». Баба-Яга — костяная нога, как раз относиться к таким понятиям, неким народным трансформерам. Второй пункт» «…вопрос о значении Баба-Яга в славянской мифологии мало разработан» и сегодня.

Наверное, было бы удивительно, если бы составляя энциклопедию Брокгауза и Ефрона в эпоху рассвета панславизма, исследователи русского народного наследия не привязали и Бабу-Ягу к Западному славянству, так сказать, предельно европеизировав старушку. Именно для этого, вся эта чехарда из польских, словацких, чешских названий. Естественно, в любом языке есть слово "баба" и есть понятие означающее — идти, двигаться, а если последнее есть и в санскрите, что принадлежит к индоевропейской языковой семье и индоиранской её ветви, то удивляться, полагаю, нечему.  Но вот имеет ли отношение созвучие языков к понятию Баба-Яга? Здесь и есть мало разработанный вопрос.

В связи с этим, хотелось бы сразу откинуть современное мифотворчество. К примеру: Александра Баркова трактует происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа:

«Ее избушка "на курьих ножках" изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее — со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название "курьи ножки" скорее всего, произошло от "курных", т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили "избу смерти" — небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI – IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху – "русским духом пахнет" (запах живых неприятен мертвым)". "Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги,   продолжает автор, — как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мертвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она дает ему пищу мертвых. Есть и другой вариант – быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мертвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мертвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоевывает у них волшебную красавицу и становится царем"
(Энциклопедия "Славянская мифология и эпос", ст. "Верования древних славян")».

Оговоримся, что захоронения в срубе на четырех деревьях, иногда на двух, описано академиком Б.А. Рыбаковым. Это его версия, что от сарматов славянам перешел и один из обрядов захоронения которым славяне время от времени пользовались. Труп сжигали на костре, а не сгоревшие кости клали  в дом, поставленный на четырех деревьях со срубленными верхушками, иногда на двух. Одну обязательно, у деревьев обязательно должны быть видны корни. Дом на курьих ножках и печь, в которой время от времени Яга сжигала своих гостей. А. Баркава лишь добавила к вполне обоснованной научной версии, непонятного запаха «неприятного живым».

И еще, в созвучие предыдущему:

«Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице — это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах».
«Славянская мифология».

Сколько не искал, так и не нашел, кто автор столь мудрого обоснования бурной деятельности старушки исходя из уже современных потребностей, даю ссылку полностью на страницу:http://godsbay.ru/slavs/babayaga.html

Поскольку, моя статья не имеет цель критики, пожалуй, этим я и ограничусь в повествовании о первых двух версиях происхождения Бабы-Яги — славяно-сказочной, христианско-мифологической, и перейду к наименее известной версии — легендарной.

Почему легендарной? Потому, что народные легенды всегда имеют под собой историческую основу, а там где есть историческая основа, обязательно есть и артефакты. Мне, как профессиональному историку, противнику всякого мифотворчества на пустом месте, версии, подкрепленные не только вымыслом авторов, к какому столетию бы они не принадлежали, импонируют больше.

Обратим внимание, на то, когда же впервые упоминается Баба-Яга, а главное, откуда понятие злобной, или не совсем злобной, но старушки, пришло к нам и прочно укоренилось.
В записях Дж. Флетчера, конца XVI века, имеется первое упоминание о Яге:

"Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня" (1588 г. Дж Флетчер «О государстве русском». Глава о пермяках, самоедах и лопарях"). 

Итак, получается, впервые старушка мелькнула в Пермском крае, а вовсе не в Польше, Словакии, Чехии, и уж тем более древней Греции под псевдонимом «Ехидна», которая якобы родила скифов, что неожиданно на сайте «Славянская мифология» стали прославянами. Не о каких мертвецах Дж. Флечер не упоминает, предельно точно обозначая функции Бабы-Яги «кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем». Кумир  — означает идол изволение, место поклонения. Вот теперь можно поговорить и об артефактах. Которых, несмотря на искоренение в эпоху панславянизма и сегодня предостаточно. Это Каменные Бабы, изваяния широко распространенные по всей Евразии, от Ярославля до Алтая (подробнее о них см: на моей странице «Каменные Бабы. Неизвестное об известном». Ссылка:http://www.proza.ru/2011/01/30/500).

Исходя из записок Дж. Флетчера, можно утверждать, что когда-то каменные изваяния были своеобразными святыми местами, куда или мимо которых люди шли с вопросом о своем дальнейшем пути, будь он в пространстве или во времени. Что и подтверждают народные сказы о Бабе -Яге.

В "Очерках Березового края" Н. Абрамова (СПб, 1857) есть подробное описание "яги", которая представляет собой одежду "наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется из темных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка — такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге"

Аналогичное толкование в тобольском происхождении дает и словарь В.И. Даля:

Яга — жен., сиб., оренб. яргак, ергак (Акад. Слв. ошибочно ерчак), род охабня шерстью наружу, из жеребячьих шкур или из неблюя, а дорогие яги из гагарьих шеек (Columbus septentrionalis); шуба, тулуп, халатного покрою, в тоб. с откидным воротом…

Т.е.  Яга (так трактует научный мир) всего лишь яргач — дорожная шуба мехом наверх и никакого, кроме созвучия отношение к старушке не имеет. Трактует, совершенно не желая видеть очевидного: «Ягушка — такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в ДОРОГЕ». И снова доро_га!

Медленно, но верно, ориентиры «жития» старушки, каким-то странным образом отдаляются от Европы и перемещаются в Оренбургские степи, она обрастает тюркизмами, и теряет свой славянский облик. Все без исключения, о ком или о чем речь бы не шла, сказы о Бабе-Яге содержат две ключевых фразы. Первая "русским духом пахнет", на мой взгляд, ею мы обязаны гению А.С.Пушкина «Здесь русский дух, тут Русью пахнет…», но возможно и нет, тогда нужно пересматривать всю концепцию, где на самом деле пахнет исконной Русью? И вторая фраза: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, к лесу задом».

Напрашивается вопрос: откуда пришел Иван, если он говорит так, а не иначе? Если судить по  А. Барковой, то ЛЕС, вообще «центр иного мира». Но мы не станем делить Евразию на мертвых и живых, Баба-Яга никакого отношения к загробному миру не имеет, ее избушка на курьих ножках стоит на пути из Степи в Лес, соединяя воедино Берендеев треугольник тюрко-славяно-угорской культуры. Культуры, которая к Западным Славянам не имеет никакого отношения. Более того, чтобы найти своего обидчика, Ивану приходиться пройти через дремучие леса, возможно, Брянские, но точно идя за Солнцем, а не навстречу ему. «Куда клубок покатиться, туда и ступай, Иванушка», в некоторых сказах, более точно — колобок.

Каменные Бабы и есть Баба-Яга, Костяная нога, что камень кость Земли Матери, полагаю, нет ни у кого сомнения? Когда-то изваяния Каменных баб видимо были окружены хоромами, капищами, в них велся торг «сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком», т.е. одеждой, коврами, музыкальными инструментами, оружием. Там можно было отдохнуть, попариться в баньке, отведать пиши и рассказать, кто ты, откуда и куда направляешься. Новости о новых землях, о ценах этого года в торговых местах были незаменимо ценными. От всего этого сегодня остались Каменные Бабы от Ярославля земли Залеской, до Алтая, деревянные строения просто сгнили. Остались и демонизированные христианством сказы о Бабе-Яге, которая всегда подскажет Иванушке дорогу, как в пространстве, так и во времени.