Липовые билеты

Вячеслав Вишенин
ПРОИЗВЕДЕНИЕ "ЛИПОВЫЕ БИЛЕТЫ" - ЛАУРЕАТ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНКУРСА "ДОРОГИ, ДОРОГИ" МФ ВСМ http://proza.ru/2013/06/19/429


                В конце 80-х годов прошлого столетия, на закате развитого социализма и последних лет Советского Союза со мной и моим другом Сергеем произошел такой случай. Мы оба тогда учились в нашем Гурьевском пединституте. Сдали летнюю сессию, и Сергей предложил мне поехать на пару недель к его родственникам в Волгоград, сменить, так сказать, обстановку: оттянуться на даче, искупаться в Волге, позагорать, сходить на Мамаев курган и т.д. В общем, порадоваться всеми прелестями дачной жизни, отдохнуть от родителей и учебы.

                Сказано – сделано. Я отдал Сергею деньги на проезд, благо билеты тогда еще можно было купить на стипендию советского студента, а он с утра должен был съездить на вокзал купить их. В то время ежедневно курсировал поезд № 87 «Кульсары – Волгоград», который от города Гурьева, в котором мы жили, отправлялся около часа ночи и до Волгограда добирался часов за 15-16. На этом поезде, в основном, ездили вахтовики, работающие на нефтяном промысле Тенгиз. Для них, собственно говоря, и было открыто это сообщение. Сергей на следующий день купил билеты, мы покидали нехитрые пожитки в сумки, быстренько собрались и в тот же вечер отправились на вокзал.

                Приехали, как все нормальные люди, часа за два до отправки, вышли на перрон, дышим воздухом. Поболтали немного, прогулялись туда-сюда, составили план отдыха, накидали схему мероприятий. Стоим счастливые в предвкушении поездки. С ума сойти! Две недели мы будем предоставлены сами себе. Солнце, Волга и дача. Счастье! Тут я говорю Сергею, проверь, мол, билеты, не забыл ли. Серега достает билеты и долго их изучает. А в то время, если помните, билеты были такие картонные талончики. Дата отправления пробивалась компостером, а номер поезда, вагон и место писались от руки. Никакие фамилии, названия поезда, время отправления не указывались. Так вот, Серега смотрит на билеты, потом на меня и говорит: «Что-то я не пойму, посмотри сам». Я смотрю и вижу, что там указан совсем другой номер поезда -  № 57. Мы глядим в расписание и видим, что 57-ой поезд - «Ташкент – Москва», который уже ушел днем. Я его раздраженно спрашиваю: «Ты что же, не видел какие билеты покупал?». Он отвечает: «Я, что, виноват? Когда покупал, сказал – 2 билета на сегодня до Волгограда. Откуда я знал, что есть еще дневной поезд?».

                Короче, растерялись мы. Стоим, не знаем, чего делать.  Еще бы! Билеты,считай, пропали, за них нам деньги в кассе не вернут, и на другой поезд никто не посадит. А домой возвращаться стыдно, со всеми попрощались уже, да и потом, как в глаза родным глядеть? Это ж надо, деньги проср…фигачили -  купили билеты не на тот поезд. А время уже к полуночи, вот-вот придет кульсаринский.
 
                Тут Сергей снова смотрит на билеты, потом спрашивает: « У тебя ручка есть?» - «Есть». - «С черной пастой?» - «Вроде, да. А зачем?» - «Будем ташкентский поезд на кульсаринский переделывать». - «Как это?» - «Сейчас увидишь!» Я ему говорю: «Серега, у нас тут указано, что наш, 10-ый вагон, купейный. А вдруг там 10-й вагон окажется плацкартным? К тому же свободных мест может не быть…». Серега отмахнулся, закусил губу, и одним росчерком пера переделал 5-ку на 8-ку. И стали у нас билеты не на 57-ой, а на 87-ой поезд, благо, как я уже говорил, номер поезда писался от руки. Стоим, трясемся от страха. "Боже мой! Что натворили?.." По сути дела, у нас на руках «липовые» билеты. Если обман раскроется, в лучшем случае, нас не посадят на поезд. В худшем – вызовут милицию. Это ж уголовная статья – «подделка документов». А что тут делать? Как нам быть? Ведь мы же молодые парни, студенты. Разве мы могли себе позволить такую роскошь, как повторно купить билеты на тот же самый поезд? У нас же каждая копейка была на счету. К тому же, вероятнее всего, билетов на этот поезд уже не было, потому как он регулярно набивался  вахтовиками до отказа.

                Подъезжает состав. Серега говорит: «Моли Бога, чтобы 10–ый вагон, который указан на билете, оказался купейным. А там будем под дурака косить. Мол, ничего не знаем, нам такие билеты продали». Подходим к 10-му вагону. Вагон какой-то странный. Пол-вагона – купе, а пол-вагона – просто пустые. Мы таких никогда и не видели. Что за вагон, не поймем. Стоим переминаемся с ноги на ногу, а время идет. Выходит проводница: «Вам чего, ребята?» - «У нас билеты в этот вагон». - «В этот?» - «Да, в этот». - «Не может быть».  - «Да, точно в этот». - «Ну-ка, дайте мне ваши билеты».  И начинает рассматривать. Полчаса смотрела, то к глазам поближе поднесет, то подальше отодвинет, то очки наденет, то снимет. А в тамбуре лампочка тусклым светом горит, и из-за этого проводница не может хорошо билеты рассмотреть. Если бы у нее был микроскоп, она бы обязательно еще под ним рассмотрела. Мы стоим, ни живы-ни мертвы, молимся про себя. Холодным потом уже покрылись. Наконец проводница смягчилась: «Проходите в первое купе. Там есть два места».

                Мы вошли, еще не веря в свое счастье. Зашли в купе, залезли на верхние полки и быстро легли спать. Лежим – дрожим. А вдруг проводница все-таки обнаружит обман, вернется, устроит скандал и с позором нас высадит где-нибудь в степи? Билеты-то у нее остались. А вдруг, мало того, милицию вызовет? Тогда нас увезут на милицейском «воронке», и мы будем сидеть и ждать своей участи на каком-нибудь глухом разъезде… Всякий раз, когда кто-то проходил мимо нашего купе, мы в ужасе закрывали глаза, ожидая, что это идут за нами. Но проходило время, а все осталось по-прежнему. Люди в вагоне спали, а поезд, мирно покачиваясь, продолжал уверенно двигаться по направлению к городу на Волге. Вроде бы проводница про нас больше не вспоминала. Всю оставшуюся дорогу мы старались не попадаться ей на глаза. Почти не выходили из купе, рысью бегали в туалет, не стояли в тамбуре, чтобы она про нас не вспомнила, и еще раз не проверила билеты. И когда мы вышли в Волгограде – радости нашей не было предела.
 
                Как потом оказалось, 10–й вагон, в котором мы ехали, был вагоном – буфетом. В нем было всего 4 купе, которые сдавались для своих -  железнодорожников и их семей. Едущим в этом вагоне и никакой вагон–ресторан не нужен был. Вышел из купе – и сразу буфет. Тут тебе и соки-воды, и сладости, и холодные закуски.  Конечно, проводнице было удивительно, как двое молодых ребят (не работников железной дороги), без соответствующих документов, без блата, смогли достать билеты в этот «элитный» вагон. Скорее всего, она и не давала данных о наличии двух свободных мест. А мы с Сергеем на всю жизнь запомнили эту поездку в Волгоград, и долго еще при упоминании о ней заходились в безудержном смехе. Особенно умилял нас тот факт, с какой тщательностью проводница изучала наши «липовые» билеты.