Анти-Ермак, Сибирская аппассионата

Владимир Рысинов
"Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия"  (П.А.Столыпин)



"ели они скверну всякую, комаров и мух, кошек, змей, и мертвецов не погребали, но поедали их, и женские выкидыши, и скотов всяких нечистых. Увидев это Александр убоялся, как бы не размножились они и не осквернили землю, и загнал их в северные страны" (Повесть временных лет)


"На восточней стране, за Югорьской землею, над морем живут люди Самоедъ, зовомы Монгозеи, а ядь их мясо оленье да рыба, да межи собою друг друга ядят, а гость к ним откуды придет, и они дети свои закалают на гостей, да тем кормят, а который гость у них умретъ, и они того съедаютъ, а в землю не хоронятъ, а своих тако же. Сия же люди не великы възрастом, плосковидны, носы малы, но резвы велъми и стрелъцы скоры и горазды, а ездятъ на оленях и на собаках. А платие носятъ соболие и оление, а товар их соболи"...
"В той же стране, и верху Оби рекы великыя есть земля, Баид именуемая, леса на ней нет, и люди, как и прочие человеци, живуь в земли, а едят мясо соболие... А соболи же у них черны вельми и великы, шерстъ живого соболи по земли ся волочить".
Новгородское сказание "О человецех незнаемых в восточной стране" ХY век.


Прям и не знаю.... Ужель такое может быть? Возможно - Саамы - Самоядь -  Самоеды?
Но тем не менее, свидетельство из интереснейших - "Хронологический обзор достотопамятных событий в Березовском крае Тобольской губернии (1032 - 1910 г.г.)" Составлен по летописным источникам отцом Иринархом (Шемановским), прожившим в Обдорске (Салехарде) 13  лет до 1900 года.
Негромкий голос летописцев... на мой, по теме, выбор:


- 1032г. В этом году новгородцы... предприняли поход к железным воротам, окончившийся неудачно, так как они были побеждены юграми "и вспять мало их возвратишася, но мнози там погибоша"

- 1079г. Новгородский Князь Глеб Святославович погиб за волоком, по всей вероятности, также во время похода к пределам Северного Урала.

- 1169г. Даньслав Лазутинович с дружиною отправился за волок для сбора дани.

- 1193г. "В то же лето идоша из Новагорода в Югру ратью, с воеводою Ядреем и придоша в Югру и вьзяша город, и придоша к другому граду, и затворишася в граде, и стояша под городом 5 недель..."

- 1323г. "Того же лета заратишася Устюжане с Новгородци, изьимаша Новгородцев кто ходил на Югру, и ограбиша их"

- 1329г. "той же зимы избиша Новгородцев, которые пошли на Югру, Устюжскыи князи"

- 1357г. В Югорской земле погиб вместе со своей дружиной какой-то Самсон Колыванов. Этот Колыванов был, как можно предполагать,  одним из тех отважных людей, которые, набрав толпу подобных себе удальцов, проникали в Северо-Западную Азию, надеясь обогатиться посредством беспощадных грабежей в земле Югорской. Одним из таких предприимчивых людей это удавалось, другим такое отважное предприятие обходилось ценой жизни.

- 1364. "Той же зимы, - говорит летопись, - с Югры Новьгородци приехаша дети боярскии и молодые люди и воеводы Олександр Абакунович и Степан Ляпа, воеваши по Оби реки до моря, а другая половина рати на верх Оби воеваша;

- 1446 г. "Василий Шенькурский и Михайло Яковлевь, воеводы Новьгородские, поидоша ратию заволоцькою... на Югру и поимавше Югорьских людей много, и жен и детей, и располошишася..."

- 1465 г. "велел князь великий  великий Иван Васильевич Василью Скрябе Устюжанину Югорьскую землю воевати, а шли за ним хотячие люди, да с ними же ходил князь Василей Вымский Ермоличь с Вымичи и с Вычегжаны; а пошла рать с  с Устюга... Они же шедщи да Югорскую землю воевали и полону много вывели..."

- 1467 г. "Вятчан сто двадцать человек ходили на вогуличи, да с ними Пермяки Вогуличь воевали, а князя Вогульского Асыку на Вятку привели"

- 1481 г. "Андрей Мишнев и с Устюжаны ходили в Вел. Пермь да побили Вогуличь под Чердынем, а на Каму шедщи, да встретили гостей и Тюменских татар да пограбили"

- 1483 г. "Князь Великий Иван Васильевич послал рать на Асыку на Вогульского князя, да и в Югру, на Обь реку великую; а воеводы были великаго князя, князь Федор Курбский Черной, да Иван Иванович Салтык Травин, а с ними  Устюжане и Вологожане, Вычегжане вымичи, сысоличи, пермяки; и бысть им бой с вогуличи на усть реки Пелыни (приток Тавды впадающей в Тобол). На том убили устюжан седмь человек, а вогулич поде много, а князь вогульский Юмшан убежал, а воеводы великого князя оттоле пошли вниз по Тавде реце мимо Тюмень в Ситбирскую землю, воевали идучи, добра и полону взяли много, а от Сибири шли по Иртышу реке вниз воюючи, жа на Обь реку великую в Югорскую. землю и князей Югорских воевали и в полон вели; а пошла рать с Устюга... а в Югре померло вологжан много, а устюжане все вышли"

- 1499 г. Последовало окончательное покорение всей Югорской земли...

- 1574 г. По дарованной в этом году от 30 мая Якову и Григорию Аникиевым детям Строгановым дозволено было не только на Тахчее и на Тоболе строить крепости, но и на Иртыше и на Оби и на иных реках в пределах Сибирской земли..."

- 1580 г. вогульский мурза Бегбелий Ахтаков... пришел под Чусовские городки, пожег много русских деревень и увел в плен немало людей... но вскоре сам попал в руки русских... Поимка Бегбелия была делом казаков, которые своим буйством и вызвали самый набег вогулов.

- 1581 г. После второй решительной битвы под Чувашской горой (23 октября) дружины Ермака с войсками царя Кучума, окончившейся поражением последнего, "перве всех низовые остяки князьки от Кучумова повеления и раменту отступиша"...
А 30 октября явился к Ермаку первый остяцкий князь Бояр с дружиною, принеся с собой ясак и сьестные припасы для казаков, которые вместе с тем стали дружиться с остяцкими жёнами и девушками.

- 1582 г. последоволо Максиму Яковлеву и Никите Грирьевичу Строганову от царя Иоанна Грозного опальная грамота, помеченная 16 ноября... "Писа к нам из Пермии Василей Перепелицын, что послали вы из острогов своих Волжских атаманов и казаков Ермака с товарыщи воевать Вотяки (остяки?) и Вогуличей и Пелымския и Сибирския места сентября в 1 день, а в тот же день собрався пелымский князь с Сибирскими людьми и Вогуличи приходил войной на наши Пермския места, и к городу Чердыни к острогу приступал, и наших людей побили, и многие убытки нашим людем починили, и то сделалось вашею изменою: вы Вогуличей и Вотяков (остяков?) и Пелымцов от нашего жалования отвели, и их задирали, и войной на них приходили, да тем задором с Сибирским салтаном ссорили нас, а Волжских атаманов к себе призвав, воров наняли к себе в остроги без нашего указу, а те атаманы и казаки прежь того ссорили нас Нагайскою ордою, послов нагайских на Волге на перевозах побивали, и Ардобазарцов грабили и побивали, и нашим людям многие грабежи и убытки чинили; и им было вины свои покрыти тем, что было нашу Пермскую землю оберегать,и они сделали с вами вместе потомуж, как на Волге чинили и воровали, в который день в Перми, к Чердыни приходили Вогуличи сентября в 1 день, а в тот же день от тебя из острогов Ермака с товарищи пошли воевать Вогуличи, а в Перми ничем не пособили, и то все осталося вашим воровством и изменою".

- 1583 г. По возвращении Ивана Кольцо из Москвы...  (как считает Г. Ф. Миллер, этот указ был составлен незадолго до появления в Москве казачьего посольства и потому отражал уже устаревшую обстановку на восточной границе. Через несколько дней в Москву, в Посольский приказ прибыл Иван Кольцо и объявил о том, что он прибыл из захваченной казаками столицы Сибирского ханства. Это очень характерный момент, на который историки не пожелали обращать внимание. Иван Кольцо пришел именно в Посольский приказ, как представитель другого государства.
(Дмитрий Верхотуров "Покорение Сибири, мифы и реальность")
...Ермак, получив царские милости, 5 мая отправил отряд войска под начальством пятидесятника Богдана Брязги вниз по Иртышу собирать ясак с Демьянских волостей и воевать Казымские городки остяков на реке Оби и ее правом притоке Казыме. Взяв Аремзянскую волость на Иртыше, разбив татар на Тургасском городище, на конях доехал до устья реки Демьянка. Здесь Брязга наложил на покоренных татар, вогуличей и остяков ясак...
Ермак пошел на р. Обь и взял остяцкую крепость у р. Назим, отсюда следовал к так называемым Кодским городкам которые тоже взял и прошел на реку Тавда.

- 1584 г. В ночь с 5 на 6 августа последовала кончина Ермака... Оставшиеся в живых русские войны в числе полутораста человек "седоша в струги своя августа в 15 день и погребоша вниз по Обе и с воеводою и по Иртышу и по Собе и чрез камень приидоша в Русь на свои жилища, град же (Сибирь) оставиша пуст"

- 1586 г. ...Царь Федор Иванович отправил в Сибирь нового воеводу Ивана Мансурова с сотней казаков и  пушкой. Прибыв в Сибирь и не найдя здесь ни Ермака, ни дружины его, ему осталось одно... возвратиться обратно в Россию.

Около этого же года, "ясаку положил (государь) на Сибирское царство и на Конду большую, и на Конду не меньшую, и на Пелымское государство, и на Туру реку, и на Иртыш, и на Иргизское государство, и на пегие Колмаки, и на Обь Великую, и на все городки на Обские, на девяносто на четыре города, с году на год имати по пяти тысяч сороков соболей, по десяти тысяч лисиц черных, да по пятьсот тысяч белки большие Сибирские и Илетские".

- 1594 г. был предпринят поход против вогуличей, живших при реке Конда...

- 1595 г. ... предпринят поход в нижние места р. Обь под остяцкий город Вой-Карра...

- 1600 г. Повелением царя Бориса Годунова из Подольска была выслана на Север сотня казаков под начальством  князя Шаховского с целью укрепления в самоедской земле русского влияния и постройки на р. Таз острога. В Березове отряд построил кочи, на которых сплыл по р. Обь в Обскую губу. Здесь буря едва не разбила суда, из которых многие потерпели повреждение. Отряд, выйдя на берег, пошел на Таз сухопутьем, пользуясь оленями, которых доставили самоеды. Недалеко от реки Пур отряд юраков загородил казакам дорогу. Произошла битва, в которой казаки были разбиты наголову. 30 человек было убито, остальные убежали на оленях...

- 1601 г. Из Москвы на реку Таз отправлены воеводами князь Кольцов - Масальский и Савлук - Пушкин. Из Тобольска под начальство воевод отряжено было 100 человек стрельцов, казаков и пленной литвы, еще 70 человек дано было из Березова.

- 1710 г.  "От Великаго Государя Царя и Вел. Князя Петра Алексеевича В. и М. и Б. Росси Самодержца богомольцу нашему, бывшему митрополиту Сибирскому и Тобольскому... и где найдут по юртам остяцким их прелестные мнимые боги шайтаны, тех огнем палить и рубить и капища их разорить...и приволить тех идолопоклонников к истинной, ко христианской вере... А если кто остяки учинят противность сему нашему указу и тем будет казнь смертная..."

- 1826 г. Уничтожена священная самоедская роща на Мезени.

- 1828 г. Уничтожено знаменитое жертвенное место на идольском мысу на остове Вайгач, причем были сожжены сотни идолов, находившихся тут с 1556 года.

- указано собирать ясак с Сибирских инородцев по 10 соболей с женатого и по 5 соболей с холостого.
(Уже советской властью наложен ясак оленями, всем поголовьем.)

---
"Пройдоша" волоками через горы, "седоша" на струги, "гребоша" вёслами... Несомые поверхностью обширных изобильных вод, обводят взглядами незнаемые берега... мечтают, как могущество Российское Сибирью прирастёт... а здесь вот город будет заложён... а тут Ханты - Мансийский округ образуем.  Одарим дикие народцы лампочкой и букварём, культурой, просвещением охватим... заботой государственных мужей. Рассудим, кто кого обидел, порядок наведём.

Попробую и я порядок навести.
Ночёвки у костра с безсонной стражей... студёные туманы и органный комариный стон... и до чего же мошки жгучи... медведь, рыча... аборигены, недопонимая. Землепроходцам было нелегко... как всяким покорителям, вскрывателям чужого.

Но если поглядеть вокруг, эх красотища.
Огромные пространства, чистейшие, обильные и ягодой и глухарём, и лосем, и песцом, волна огромных рек сверкает рыбой... Чист горизонт... Ветра свежи... Бездонны небеса... Космический блеск солнца холодней, но тем желаннее. Тут каждый взгляд в окрест - как будто заново тебя рождает.
Ужели, только лишь природа так свежа? Ужель, аккордом, и не человек, на ней живущий?

---
Торжествует мнение, что в человеке, неокормлённым духовно, неохваченным заботами властей, несдерживаемого силовым приглядом, будут бушевать злобные инстинкты, он непременно станет убивать первого же встречного, насиловать и грабить, есть сырую печень врага. Ибо откуда ему и узнать даже, что такое хорошо и что такое плохо. Ибо свои родители, родичи желают ему только зла и учат только непотребствам. Ибо сам человек не способен  создать себе идеал и настроить своё поведение.


Откуда же тогда, практически у каждого народа и народца, свой культ и божество?

- «... задача действия, иными словами, результат, которого организм стремится достигнуть, есть нечто такое, что должно стать, но чего еще нет. Таким образом, задача действия есть закодированное, так или иначе, в мозгу отображение или модель потребного будущего...»  (Н.А. Бернштейн)

- Гренландец, не в пример любому современному горожанину, по народному обычаю, надумав отобедать, обязан трижды прокричав, позвать на свой обед любого, кто откликнется, кто в это время очутился рядом.
На севере  живущий,  в условиях, где без поддержки ближнего иной раз дня не выживешь, любит ближнего инстинктивно, безусловно... и настырно. Как самого себя.


Каждое дитя растёт в свой срок и в собственную меру. Модель потребного будущего вырабатывается  сама в себе. "Царствие небесное внутри вас есть!"


Единственно, чем северянин "уступил" пришельцам - каким то неуменьем убивать подобного себе, рационально и привычно. Ни пушек, ни ружья. Нимб святости чистосердечной. Глядевшие не видали - Бог не совсем, чтоб очень чётко зрим.


- вот он на территории будущих США.
"Эти люди столь послушны, столь миролюбивы, - писал Колумб королю и королеве Испании, - я мог бы поклясться Вашим Величествам, что нет на свете лучше народа. Каждый из них любит ближнего, как себя самого. Их речь всегда приятна и спокойна, с приветливой улыбкой, и, хотя это верно, что они наги, их нравы пристойны и заслуживают похвалы".
("Без права на жизнь" Ди Браун)

- а вот в Сибири.
"Ваули Пиеттомин (грабитель по терминологии "через-Уральцев", по справедливости же - самоед восставший)... въехал в Обдорск с 40 человеками самых отборных из толпы ему приверженных... В юрте князя Тайшина требовал себе от него и прочих дани и объявил князю смену.
Между тем исправник вблизи той юрты, в неприметных местах расставив казаков и других приглашенных им к тому людей, сделал верные для поимки Пиеттомина и его сообщников распоряжения. Потом посылал два раза просить его к себе в гости и, когда тот к нему не пошел, сам к нему явился с тем же приглашением. Внезапное появление исправника изумило и привело в смущение Пиеттомина и его сообщников. Исправник, воспользовавшись их смущением, ВЗЯЛ ПИЕТТОМИНА ЗА РУКУ И ПОВЁЛ К СЕБЕ. Пиеттомин, видя, что он обманут, хотел было бежать...
поимка главного разбойника и рассеяние его шайки обошлись без смертоубийства, спокойствие в Обдорске восстановлено..." (Из истории ненецкого народа 30—40-х годов XIX в.  (Движение Ваули Пиеттомина) // Красный архив, 1939, № 92)


Таких бы всем врагов.
Хорошо представляю себе "чарующий" момент соприкосновения местных жителей с казаками. Сам помню - на берегах здешней, безлюдной на сотни километров реки, сжившись с её плеском, с шелестом древесного полога, с разговорами птиц, приняв её текучий мир как собственное тело и потаённый шум – душой…  добавив от себя лишь звук дыхания, усвоив за неделю пребывания, что я один... увидев на песчаном плёсе катер, орущих и хохочущих вокруг него людей... я испытал, что есть вторжение. Пропало вмиг очарование, поблекло небо и души настрой.

Представляю себе обитателей особняка в станице Сущёвской, на Ставрополье, увидевших вдруг, между кухней и детскими спальными, на коврах, постеленных для босых ног... чужого... в сапогах... с оружием.


Улыбки, раскрытые ладони, предложения сотрудничества? Ничто не даётся так легко, ничто не ценится так дорого... Задолго перед Ермаком Сибирь уже активно обживалась промышленником, сельским мужиком. Ясак платила сотню лет. Он воевал уже по рекам русским.

---

- Война с миролюбивыми народами подобна рейду волчьему в рассеяние овечье. Сражению грабителя с трудягой.  Вторжению военного в семейный тихий мир... вхождению ножа, в печёночную мякоть.
- Ну, так зачем схватились драться?
- А ты попробуй соболя добыть - его и не увидишь даже. Добытчика найди...
- Но ведь, добытчик рад и сам, взамен пушнины заиметь железные изделия, оружие, стекло, тряпьё, соль, сахар. Так почему бы не с товарами, в обмен?
- Аборигена не считали человеком. Со всех сторон в Сибирь... Китайцами с Востока, Европой с Севера по морю, между льдин, казаками по волокам через Урал, неудержимо. На солнце соболиное. На Эльдорадо даровое. На марево  дрожащее огромных барышей. Вперегонки. Входили, резали:


- Вот подвиги конкистодоров, колонистов.

"Мне кажется, всего там было около шестисот индейцев. Кажется, там было тридцать пять воинов и несколько стариков - всего шестьдесят мужчин... остальных мужчин не было в лагере, они охотились... После того как солдаты открыли огонь, воины собрали скво и детей и окружили их, чтобы защитить. Я увидел пять скво, укрывшихся под нависшим берегом. Когда солдаты подошли к ним, они выбежали, чтобы показать солдатам, что они скво. Они просили пощады, но солдаты застрелили их всех. Я видел одну скво, лежавшую на берегу с перебитой снарядом ногой; один из солдат с саблей наголо подошел к ней; она подняла руку, чтобы защититься, и тут он ударил и разрубил ей руку; она перекатилась на другой бок и подняла другую руку, но он снова ударил и разрубил ее, а затем он бросил скво, не прикончив. Убивали без разбору мужчин, женщин и детей. Тридцать или сорок скво, собравшись, укрылись в яме; они выслали девочку лет шести с белым флагом на палке, но она не сделала и нескольких шагов, как была застрелена. После этого все скво, находившиеся в яме, были убиты, лишь четырем или пяти из них удалось ускользнуть. Скво не сопротивлялись. Все мертвые, которых я видел, были скальпированы... Я видел одну девочку около пяти лет от роду, которая спряталась в песке; два солдата обнаружили ее, вынули свои пистолеты и застрелили ее, а потом вытащили ее из песка за руку. Я видел много младенцев в руках у убитых вместе с ними матерей".  (Ди Браун)

Европа (мы перед ней уничижаемся стыдливо) в неафишируемом естестве... Заметим, падали индейцы на своей земле.


- А вот и русских на Аляске.

"В 1654 году русский купец Федот Алексеев отправился с востока сибирского полуострова Колыма по реке Погича со своей экспедицией, желая найти земли, богатые золотом, пушным зверем и моржами, кость которых очень ценилась...
В 1799 г. РАК (торговая Русско-Американская Компания) впервые основала на о. Ситка постоянное поселение - Михайловскую крепость. Местные племена индейцев-тлинкитов, недовольные появлением русских промысловиков, объединились в мощный союз и в июне 1802 г. захватили и разрушили Михайловскую крепость.
Главный правитель РАК А. А. Баранов начал подготовку ко вторичному завоеванию Ситки, которая заняла два года...
В июне Баранов начал поход к Ситке, сразу выслав вперед "Екатерину" и "Александра Невского", а сам с построенными в Якутате ботами "Ермак" и "Ростислав" пошел вдоль побережья, сопровождая байдарочную флотилию...
В июле в Павловскую гавань прибыл участвовавший в первой русской кругосветной экспедиции 14-пушечный шлюп "Нева" под командованием Ю. Ф. Лисянского. Узнав о походе Баранова, Лисянский также отправился к Ситке, куда прибыл в августе, встретившись у острова с "Екатериной" и "Александром Невским". Прибытие крупного военного судна с многочисленным экипажем и артиллерией значительно усиливало русские силы в Америке.
(Индейцы в Ситке, словно в тире...  для пушек корабельных цель)
Во время своего бегства через горы на восточный берег Ситки, а потом при переселении на остров Чичагова индейцы племени Катлияна претерпели большие лишения и трудности. У лишившихся своих родовых земель тлинкитов стала традицией «церемония плача», в которой оплакиваются потери среди предков." (Википедия "Битва при Ситке")

После побоища индейцы Аляски стали игнорировать русских торговцев, что и послужило причиной их ухода.


- И вот Сибирь.
"Вогульский князь Печенег, живший недалеко от устья Тавды, собрал большое войско и вышел навстречу отряду Ермака. Сражение между ними состоялось на реке Паченке, притоке Тавды, на берегу Поганого озера. Г.Ф. Миллер не приводит татарского названия этого озера, но зато объясняет откуда взялось это характерное название:

... Выстрелами из пищалей они уничтожили первые ряды вогульского войска, наиболее сильных воинов. Конечно, далеко не все они были убиты сразу. Рисунок четко показывает, что казаки добивали раненых копьями и бердышами. Перебив наиболее сильных вогульских воинов, казаки окружили и прижали к озеру остальное вогульское войско. Битва превратилась в побоище. Вогулы были полностью перебиты, пленных казаки брать не стали и последних добивали уже в воде.

В этом сражении погибли все вогульские князья, в том числе сам Печенег. Погибло практически все ополчение, то есть большинство боеспособных мужчин. Убитых было так много, что озеро оказалось, заполнено трупами, которые никто не убирал и не хоронил. От этого озеро получило название Поганого. Миллер сообщает, что еще в конце XVII века в этом озере можно было увидеть много человеческих костей...

Таким образом, Ермак-хан прошел всю Тавду до верховий. Он взял и уничтожил Лабутинский городок и захватил в плен князя Лабуту, а в верховьях Тавды столкнулся с войском пелымского князя Патлика. В жестоком бою вогулы Патлика погибли почти все вместе с князем." (Дмитрий Верхотуров)

Насколько нехорош Вогул и кто поднимет взгляд безсовестных очей, чтобы осудить его? Ведь он отстаивал свой дом.
Война же с ним была несправедливой (агрессия)... неравной ("Богатыри", взращённые на чернозёмах,  связались с  полярной "детворой"). И разве "Не убий" они не слышали... в отличии?

---
Несли благодеяния своей цивилизации?


Вот первые "дары" её:

- "1581г. А 30 октября явился к Ермаку первый остяцкий князь Бояр с дружиною, принеся с собой ясак и съестные припасы для казаков, которые вместе с тем стали дружиться с остяцкими жёнами и девушками...
1828 г. Доктор Фр. Белявский, посетивший Берёзовский край для исследования сифилиса, доносил, что нет почти ни одного инородца, который бы не был заражен им. (Шемановский)

- "В 1743 году российские торговцы и охотники за пушниной установили очень тесный контакт с алеутами. Европейские болезни, которые занесли алеутам новые поселенцы, были смертельны для туземцев нового континента. Оспа, корь, туберкулез, венерические болезни, пневмония - стали тем оружием, которое почти истребило алеутов". (Википедия)


Ещё одно оружие цивилизации - и водка, и табак подействовали на северные народы точно так, как на дитя - убийственно. До этого совсем не пили. Отныне пить, пожалуй, что  необходимо стало...


- Подарок номер три - мировоззрение, допускающее и оправдывающее убийство человека:
"Обычно индейцы и не убивали пленных; они принимали их в племя. Можно себе представить, какие ужас, отчаяние и гнев внушали коренным американцам жестокость и варварство двигавшихся неудержимой волной на Запад колонистов. Употребление здесь слова "варварство" вполне уместно, хотя именно индейцы были в глазах американцев "варварами" и "дикарями". Вся политика геноцида в отношении индейцев основывалась на расистской идеологии, согласно которой американские индейцы объявлялись "самым глупым народом", неспособным приобщиться к "настоящей цивилизации... ". Но вдумайтесь в суть некоторых описываемых в книге событий. В одной из первых глав рассказывается о печально знаменитой "тропе слез" - тысячекилометровом зимнем походе 13 тыс. индейцев чироков из родных мест в Джорджии к местам изгнания в Оклахому. После этого марша на дорогах Арканзаса, Теннесси, Миссисипи и Джорджии остались 4 тыс. могил. Кто были эти обездоленные и истязаемые? Представители одного из самых высокоразвитых индейских племен, грамотные, говорившие на нескольких языках, в том числе английском, красивые и достойные люди! Кто гнал их в пустыни Оклахомы на верную гибель? Грубые, в большинстве своем не умевшие читать и писать, жаждавшие чужих земель и собственности представители "передовой цивилизации". (Ди Браун)


- И предложение религии, о которую споткнулись мудрейшие народы -  (для эллинов безумие, соблазн для иудеев)... которую и сами то блюли не по людски. Как шапку взрослую младенцу нахлобучили. Первоначально душу вынув. Ребёнка с колыбели придушив.

---
Самоеды, остяки, вогулы, татары, кыргызы, селькупы, телеуты, ойраты, шорцы, тунгусы, хакасы, эвенки, якуты, чукчи... всех перевесили, превозмогли казаки.
"Дикарь" оборонялся рефлексивно. Сражался до последней головы, не примиряясь временем. Восстания продолжались:


- 1607 г. Собравшиеся в числе 2000 человек вогулы, остяки и самоеды хотели напасть на Березов, но эта опасность своевременно была предупреждена. Воевода князь Петр Ахамашукович Черкасский по власти, данной в то время воеводам, 30 человек, главных виновников, повесил.

- 1609 г. Вогулы, остяки и татары... мечтали разрушить Тюмень... Вероятно в числе казненных была и княгиня остяцкая Анна Алачева.
 
- 1831 - 1840 г.г. Восстания ненецкой бедноты под предводительством Ваули Пиеттомина (требование снизить ясак и цены на товары).

- 1616 г. Вследствие насилия сургутских казаков 30 человек остяков в разное время перебили 30 казаков и сами бесследно скрылись.

- 1931 Казымское восстание.
Бывшим председателем Полноватского туземного совета И.Ерныховым в устье р.Вош-юган созван сход остяков и ненцев Казымской тундры. Собралось более 40 человек. И.Ерныхов, взяв первое слово на сходе, заявил, что "с тех пор, как на Казыме построили культбазу, туземцам стало жить невозможно, ... русские стали туземцев притеснять: отбирать оленей, насильно заставлять заготовлять и сдавать пушнину и рыбу, возить лес, чего раньше не было"; "нас, богатых и почетных людей, ... лишили избирательных прав и стали не допускать на собрания"; "детей стали отбирать в школу для того, чтобы лишить возможности отцов промышлять пушнину и зарабатывать себе хлеб". В заключение он призвал собравшихся "добиваться, чтобы убрать культбазу и выжить всех русских из тундры".
(Головнев А.В. Говорящие Культуры. ВОЙНЫ И ВОЖДИ - www.sati.archaeology.nsc.ru/library/golovnev/glava02.htm)

- 1934 г. Казымское восстание.
Антисоветское выступление 80 семей остяков и самоедов. На сходе у святилища Тор-Хон-юх-пай принято решение "ловить русских и связывать", а затем предложить пленников советским властям в обмен на четырех ранее арестованных кулаков. Следовало также запретить русским ловить рыбу в святом оз.Нум-то и закрыть все лавки (алкоголь), за исключением одной в д.Амня. Весь казымский мир сошелся на том, что русских, разъезжающих по тундре, надо ловить и вязать. А если их приедет слишком много, то "воевать с ними до смерти". Восставшими был избран новый вождь "всего остяцкого и самоедского народа" Е.Вандымов.

- 1932 г. Таймырское восстание.
Руководство повстанцев направило письмо правительству СССР: "МОСКВА. ВЦИК. Копия в Дудинку, ОКРИСПОЛКОМ. Признавая Советскую власть, как власть трудящегося народа, совершенно не стремясь к ее свержению, мы, туземцы Таймырского национального округа, с первых дней организации таковой начали испытывать тяжесть налогов и небывалый нажим местных властей, поглощающим произволом великодержавного шовинизма. Реконструкция нашего хозяйства на социалистические рельсы начала производиться темпами центральных частей Союза, без всякого учета специфических условий Севера. Наложение налогов, платежей, твердых заданий по пушнине, превышающих действительную возможность, неправильное определение классового расслоения, разъезды вооруженных русских, разного рода перегибы национальной политики местных властей среди туземного населения привели к полному негодованию, охватившему в данный момент районы Авамский, Хатангский, Ессейский, часть Якутии общей численностью более 5 тысяч душ. Несмотря на наши намерения изменить существующие ненормальности мирным путем, на рассвете 20 апреля с. г. отряд под руководством Кондратюка, Кудряшова открыл ружейный огонь по нашим жилищам. После дружного отпора с нашей стороны, Таймырский окрисполком формирует новые отряды для учинения над нами расправы. Чтобы избежать дальнейших, обоюдных жертв, вторично заявляем о своих намерениях урегулировать все вопросы мирным путем, чем остановить уже военизированное группирование туземного населения. От имени восставших просим ВЦИК срочно приостановить произвол местных властей, урегулировать вопросы путем переговоров, так как мы от справедливых повинностей перед государством не отказываемся. По поручению от народа: от долган - Петров, от тунгусов - Анциферов, от самоедов - Бодалей. 24 апреля 1932 г."

- 1934 - 1943 г.г. "Мандалада" - "собор ненецкого народа
С весны 1934 г. отчасти под воздействием слухов о "войне" на Казыме, а в основном из-за все более бесцеремонных действий советской власти в отношении коренного населения, на Ямале разворачивается антисоветское движение - "мандалада". В одних случаях "собравшиеся" прибегали к пассивным средствам борьбы - блокаде советских факторий или саботажу на них. При других обстоятельствах шли в ход более "активные" методы.
(М.Таскаев, И.Жеребцов. Мятежная "Мандалада" - www.mskomi.ru/text/text019.htm)


Смешны в сражениях куропатки?
Вот, чисто для примера, параллель в России до-Уральской - "Никогда за всю историю этих их восстаний, крестьянам не удавалось мобилизовать хоть приблизительно столько же сил, сколько мог выставить против них центр. Против них выставлялась и артиллерия, и бронепоезда, и броневики, и удушающие газы. Но в целом, они все же устояли, хотя, по-видимому, с колоссальными жертвами." (Шафаревич И.Р.)
Возможно, командармам городским мешали эти люди? Сопротивляющихся не прощают.

---
Цыц, не капризничай пацан пред мужиком оголодавшим... Такой кусок земли. Хорошего ведь много не бывает. 
Огромна польза от приобретённых территорий - границы отодвинулись, количество народов покорённых, поющих благодарственные псалмы возросло, продлились пышность и витиеватость титулов... 
Мотивов истинных стеснялися, высоким стилем скрыть старалися.  Всё в европейские дела проникнуть пятачком пыталися... спесивые суконных рыл пускали только с соболями?  "А соболи же у них черны... великы..." Своих успехов и проверенных путей не видели, к саням чужим с позором прицеплялися. Брезгливыми граблями "благородных" вразумлялися, не наступать на них не научилися.
"Отмщение их в недре их" - так многие империи пространствами сгубилися и барыши имперския совсем другим досталиса.


Как ни суди - со всех сторон облом, но победитель всё же есть, умён... он тучей мрачной плыл с Китая, из-за Урала, из Европ... одновременно, татью надвигаясь... название ему - купец. Тут вам не мимолётное влечение. Глубокая любовь. Метафизическое устремление к далёким сочным миражам из марева пустынь.

"По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт... Иафету же достались северные страны и западные..." (Повесть временных лет)

И ужас следовал за Иафетом...

Имущество неевреев все равно что пустыня свободная” или, как толкует равви Иосиф Кулун, “свободное озеро”, где каждый еврей может свободно ловить рыбу...
Но концессия на эту ловлю дается кагалом. Он форменно продает имущество христианина еврею, и тогда, с заключением купчей крепости кагалом - еврей получает “хазака” (власть) над имуществом данного христианина, в силу чего ему предоставляется исключительное право без препятствия или конкуренции со стороны других евреев стараться овладеть этим имуществом, как сказано в купчей, “какими бы то ни было средствами”...

"Другими словами, право хазаки - право казака-разбойника на им ограбленную движимость или недвижимость, право казака-"евреина" из русских сказок. Но не только из сказок. До сих пор русские казаки называют свой двор - еврейским словом "баз", так как именно от этого слова произошли как базилевс, так и базилика, над которой начальствует базилевс (загляните в Византию и в древний Йемен)...
В третьих, это особенно хорошо видно из пунктов 2 и 3 хазаки: достаточно силою притянуть к себе чужую вещь, чтобы получить на нее право. Достаточно три года удержать притянутое, чтоб никто его не смог уже по своему праву отобрать. Особенно наглядна сия беззаконная законность в лучае покорения земель: пришло, например, две дюжины вооруженных саблями безжалостных казаков на не знавшую оружия чудь белоглазую и продержало ее в страхе три года - все, чудь уже не принадлежит себе. И никакая народно-освободительная борьба невозможна по праву-хазаке, в праве будет террор". (Синюков Б.П. "Алджама и еще кое-что Из Еврейской Энциклопедии)

Хазак - "Преодолеть кого-то, пересилить... держаться крепко за что-то... захватывать что-то. Быть храбрым и сильным, так как предстоит брать Обетованную землю у язычников...  Не позволить ничему на свете выбить тебя из предназначения Божьего, из войны Божьей, от взятия обетованной земли войной..." (Еврейская электронная энциклопедия)


Процесс, стратегия. Организованная страсть с оружием в руках. Насилие в духовном обрамлении.
И что в ответ?
Высокая мечтательность…  Божественный полёт...  спокойное отчаяние... высокий, маленький, в святейшем отречении, народ...  их множество, растаявших.

"Летел и таял,
не соберу - летел и таял...
Больше не тает.
Завтра я ещё не умру,
но кто его знает...
Завтра... О-о-о-о.
Летел горел,
был высоко - летел горел".
(Лёня Фёдоров "Таял")

Язычество и любознательность дитяти, и детская доверчивость перед диктатом бытия. В котором Бог - сплоченное  враждебное влияние....

Не купимся победой над собой... ведь как печальным эхом откликалось:

- Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве, там будут старые деревья, там будут яблоки в траве. И покосившаяся хата, с крыльцом, рассыпавшимся в прах. И мать убитого солдата с позорной пенсией в руках. И два горшка на частоколе, и пядь невспаханной земли, как символ брошенного поля, давно лежащего в пыли. И пусть поёт в тоске от боли непротрезвевший гармонист о непонятной "русской доле" под тихий плач и ветра свист. Пусть рядом робко станут дети, что в деревнях ещё растут. Наследство их на белом свете - всё тот же чёрный, рабский труд. Присядут бабы на скамейку, и всё в них будет как всегда - и сапоги и телогрейки, и взгляд потухший... в никуда.
Поставьте памятник деревне, чтоб показать, хотя бы раз, то, как покорно, как безгневно, деревня ждёт свой смертный час. Ломали кости, рвали жилы, но  ни протестов, ни борьбы. Одно лишь "Господи помилуй" и вера в праведность судьбы. (Н. Мельников)

- Сражения академиков за русскую историю:

"Смерть Михаила Ломоносова тоже была внезапной и загадочной, и ходили слухи о его преднамеренном отравлении...
... "творцы русской истории" - Миллер и Шлецер - добрались до архива Ломоносова. После чего эти архивы, естественно, исчезли...
Так и получилось, что имеющийся сегодня в нашем распоряжении "труд Ломоносова по истории" странным и удивительным образом согласуется с миллеровской точкой зрения... Изданная Миллером по "Ломоносовским черновикам" история России, можно сказать, написана под копирку, и практически ничем не отличается от миллеровского варианта Российской истории. Это же касается и другого русского историка - Татищева, опять таки изданного Миллером лишь после смерти Татищева!
Карамзин же, почти дословно переписал Миллера..."   http://cont.ws/post/160622
 
Россия и народ - дитя, в ревнивом и враждебном окружении - извне, внутри.
Если ты не дашь себя продать, сожгут и обвинят, другим для поучения. Могильный червь, любя, не шутит. Ты промолчишь, как и любая мать, что в детях продолжение видит... сгорая, тая... но летя.

---
Всё шёл и шёл больной медведь за малыми народами, когтями раздирая грудь себе, крича - "Убей, убей меня!"
И отвечал народ растерянно, - Думаю, что надо с ним кончать! Пусть Великий Нум* простит нас, но мы не виноваты, думаю, что Я Мядотако сам решил свою судьбу! У нас есть дети, и мы тоже хотим жить!
Нина Ядне "Убейте меня"  http://www.proza.ru/2009/09/24/207.


Зачем он брёл по волокам, на стругах плыл по рекам, по прозрачным, где мёд таёжных трав разбавлен талою водой, и где народ - на солнышко глядящий?
Старатели барыг, вседостающая рука жадюг. Какое шило гнало их?  Вопрос, пожалуй, самый главный.


Заглянем к Л.Н.Гумилёву, он их определил - "Пассионарии (люди энергоизбыточного типа) — в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды".
Он выявил графические росчерки неведомых сил, намечающих на поверхности планеты пути, ожоги, шрамы пассионарных потрясений человечества. Возможно, что это следы полных солнечных затмений, спаренным притяжением солнца и луны, взламывающих целенаправленной полосой земную кору... возможно ход, невидимо блуждающих под ней, завихрений кипящей магмы... возможно, лишь поёживания ноосферы, покровов мысленных всечеловеческих блужданий по над  стабилизатором глобального ядра... возможно пульс агонизирующего в страсти бытия... возможно, что разряд короны солнечной по нервным окончаниям...
Но, в случае любом, они ли видоизменяли?


- "И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы...
(Откровение Иоанна Богослова)

- "Разверглись с треском небеса и с визгом вырвались оттуда"...
(Игорь Тальков)

- "Исполнилось пророчество: трихины
В тела и в дух вселяются людей.
И каждый мнит, что нет, его правей"...
(М.Волошин)

"Стихийные изменения процессов на солнце, так или иначе, влекут известное изменение материальных процессов в органах высшей нервной деятельности, и эти последние нарушают линию поведения всего человечества, ту линию, которую мы называем историческим процессом. Поэтому возникает вопрос: уж не в кабале ли мы у солнца, не в рабстве ли у его электрических сил? Если хотите - да, но кабала наша относительна, и мы сами можем управлять цепями, одетыми на наши запястья, и работами, предназначенными нам к исполнению. Солнце не принуждает нас делать то-то и то-то, оно заставляет нас делать что-нибудь. Но человечество идет по линии наименьшего сопротивления и погружает себя в океаны собственной крови". Чижевский А.Л.


Как отличить?
Бесстрашие убить - программное зерно. - "Я убиваю, значит, центр мира - я"... сказала эго-точка на орбите. Войска людей особых, героических. Вот он, неутомимый волонтер...  Француз, Испанец, Англичанин, Татарин, Русский и Германец, и Ассириец, и Еврей... всемирной интернациональной чередой, активных, мужественных, предприимчивых людей... с оружием в руце своей.


"Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне..."
(Пушкин "Бесы")

Пассионарием ли возвеличен бес?  Скорей он эгоист. Иная сторона медали. Его тошнит энергией на благо лишь себе.
- Тогда зачем он есть? Напрасного в природе не бывает.
- Больной, подобно, ходит в стонах за врачом, проказа молит чистое о скальпеле и бред торопит оздоравливающий сон.
Не он - его седлает зло. Зло понести в себе - его предназначение.
Овеществляя сумасшествие, изъян своей души, доводит злое качество до торжества... не в силах удержать напор в крови... Взрывается, взрывая и его.
Так сумасшедший бьется  головой.  Так страсть палит хозяина.  Загар облазит мёртвыми клочками. Так бес вселяется в свиней, а те несутся в пропасть сами.
Зло самоизживается, исходом убивающих вперёд других, в душе своей - себя.

---
...себя, в своей душе.
Не человек - как зло, а зло - как человека качество.
Конечно, не народ напал, не нация, не раса. Еврею и казачеству глубокое почтение, тем более, когда они картошку в огороде убирают, или руду буровят в руднике, пусть даже каблуком пристукнут перед троном, в храме... на пользу людям шевелят мозгами, когда они сражаются с агрессией извне... истративши энергию на дело. Нельзя больного обвинять в болезни. Нельзя ребёнка упрекнуть происхождением. Грех лишь зондирование окружения, неравномерность роста - не вина, а подростковый нигилизм - младенческое подражание Богу. Ведь человечество живое, лишь живя. Делами судит каждый, сам себя.
За кровожадностью - припрятавшись, подзуживая, подстрекая - химера чуждая, но в продолжении - внечеловечность уже наша.
Так мнение, что человек рожден, чтобы другими управлять, доить, использовать... совсем, совсем не для того, чтоб просто, ясно, чисто жить, преображает человека в нелюдь.
Не верите?
Вот вам пример: Грудная клетка вскрывалась без наркоза, одним движение ножа, и изымалось сердце... Тиски закручивались на пять часов, до отказа, так, что мягкие, ткани бедра после декомпрессии имели вид пластинки, толщиной полтора - два сантииметра... Тяжёлый ожог наносился кипящей водой, без анестезии... Мучение "братьев наших меньших" для пользы старших "братовьёв". И вот резон - практическое обучение студентов.
Ещё не верите? Убийство всей семьи царя...  Какой резон? Чтоб избежать агрессии, стремящихся освободить его.
Резон безчеловечность оправдал!
Зачем активно совращают школьников? Абортативный материал в цене сегодня. Зачем детишек изымают из семей? Гей-парам в Англии втроём прикольнее. Плодиться перестал раззолочённый миллиард. Чужое семя замедляет умирание.
Где спрос - там деньги, оборот и капитал.
Так вирус кровь перевоспитывает в яд, так порча наползает мглой... так порнография  растляет... червяк живущего грызёт.


Оттенок мировой души, одна из версий бытия... но укрепляется.
Этап взросления - жестокость подростковая, но если не пороть ремнём, явление разрастается, зловеще обретая форму.
И слишком часто окормление духовное оказывалось кабалой... и государства аппарат становится господством вора.
И Кесари - один в один, кусаются тысячелетней чередой... Любовь к сверканию, к лобызаниям, к титулам... не выполнение народной воли, довление личных заблуждений над народом... а церемониальные лишения жизни, оправданные и законно, и духовно... на Божии дары накладывание загребущих лап. Ну, до чего же, некрасиво!
Закабалители финансами... мирская и семейная юстиции... полиция, расправы приставов, тюрьма, нагайка как "оплот царизма"...  Всё это дружным кругом схвачено, из винтиков земных сгруппировавшись в механизм "небесной" власти больного над здоровым.  Барачная организация ворья, диктат преступного "Закона" их, "малина" - квинтэссенция хазаки. Приманка и соблазн для каждого вступить в кровососущую ватагу.
Напыщенное качество в пузатых существах. И вот он, сформирован зверь, восставший среди равных...
Земная обезьяна Бога.

А вот и зверю приговор - "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи". (Ин 8.44)
Сказал Христос о боге, всех обещавшем одному.
Дрожжи народ... сошед дракон с небес на княжение.  Оружием в его антихристовых лапах, на душегубство лёгкие, горящие зрачками глаз, "пассионарии".

Сегодня, умереть, не страх... задача дня - пусть даже став коровами, исправно принося телят, и не интересуясь тем, куда они исправно исчезают, не сделаться посмешищем - в чужом хозяйстве "русским стадом".

---
Скажу в глаза - Как я люблю тебя Россия, но с ужасом и болью замечаю - бес в тебе...
А ты, вобрав в святую беззащитность глаз моё негодование, по матерински, мудро улыбаешься...
в сыновность веришь и догадки ждёшь моей - Не бес, но испытания.
Ах мамочка моя...
Опять растёт пренебрежение. Вскипает новая бесстрастная волна...  Глаза стеклянные, анфас лопатой. Корпоративные мутанты и прагматики, "трудяги" виртуальные.  Чиновник гражданином насыщается. Крепчает силовик, перед людьми защитник жадности, её глашатай. Такими ли нам жить?
Неужто снова кровью истекать? Воспрять... и снова сыпаться из вагонеток в Воркутинские отвалы, телами мёрзлыми по камушкам стучать? Познав  ехидну - истину, "О, боже мой" вскричать, чтоб, наконец, отринув жизнь, свободным стать.
Жалеть себя - хронически хворать... Пощёлкивают сладостно суставы - "Эххх застоялись, твою мать!"
"Русь! встречай роковые годины:
Разверзаются снова пучины
Неизжитых тобою страстей"
(Волошин)

"Революция сатанична"... "Появился молодой человек в френче, гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный, одержимый волей к власти и проталкивающийся в первые ряды жизни, в большинстве случаев наглый и беззастенчивый. Его можно повсюду узнать, он повсюду господствует. Это он стремительно мчится на автомобиле, сокрушая все и вся на пути своем, он заседает на ответственных советских местах, он расстреливает и он наживается на революции... Он заявляет себя хозяином жизни, строителем будущей России... Это - новый русский буржуа, господин жизни, но это не социальный класс. Это прежде всего новый антропологический тип.
В России, в русском народе что-то до неузнаваемости изменилось, изменилось выражение русского лица. Таких лиц прежде не было в России. Новый молодой человек - не русский, а интернациональный по своему типу...

Этот новый антропологический тип может свергнуть коммунизм, он может обернуться русским фашизмом. Но от этого еще не будет большой радости. Все дело не в поверхности жизни, именуемой коммунизмом и советской властью, а во внутренних процессах, совершающихся в России. Страшно именно то, что в коммунистической революции Россия делается впервые буржуазной, мещанской страной, какой она никогда не была. Ловкие, беззастенчивые и энергичные дельцы мира сего выдвинулись и заявили свои права быть господами жизни..."
(Н.А. Бердяев "Размышления о русской революции".)


Глядите, как свежо. Не "появился" - был... всегда, везде. Чахотка, головная боль, симптом.
Не близнецы ли, мы и он?
Зараза и антитела. Он приступ. Он народа хворь! А мы - народа жар, горячечное воспаление.
Мы в сумме не совсем здоровы. И вирус рад знакомой сатане.
Вошёл...
И вот нам результат - Сибирь, придаток сырьевой.  Подрывы водородных бомб  и утопление ядерных реакторов, отрава в ёмкостях на дне морей полярных... и в глубине месторождений атомные взрывы...  И ядерные свалки на истоках рек...
Бурилки газовые в нерестилищах вкуснейших рыб... на пастбищах оленьих частоколы труб. Добро бы в пользу, но... в богатых кладовых народ беднеет.
Одно, одно лишь удаётся постоянно - выкачивание недр в торговое жерло.

- Как всё это по  «нехозяйски»!
- Не мудрено - захватчик и не может быть хозяином.
- Творящий,  мнит себя героем!
- Не мудрено - ведь "Люди там едят себя... своих детишек "заколают"...  Из чрева купчего поклёп змеиным жалом.
В Сибири литстранички  "Дети Ермака", возможно на Аляске "Дети" есть Баранова, в Бразилии детишки Писсаро и в США - "Колумбовы" ребятки? 
Последователи покоряющих, громящих, присвояющих? Кумира сотворение? Бездумное сверкание словами?  Болезнью здоровеет даун? Пестуется безстрашие убивать? Опять? 
И Бог с ним, с чужаком. Явление странное, но в нас... недоумение...  прострация...


- недоумение, прострация?  Не жизнь такая - мы такие.

"Нельзя внешне относиться к революции, видеть в ней лишь эмпирический факт, никак не связанный с моей духовной жизнью, с моей судьбой. При таком внешнем отношении только и может человека душить бессильная злоба.
Революция совершилась не только вне меня и надо мной как факт, несоизмеримый с моим смыслом жизни, т.е. абсолютно бессмысленный. она совершилась также со мной как внутреннее событие в моей жизни. Большевизм в России явился и победил, потому что я таков, каков есть, потому что во мне не было настоящей духовной силы, не было силы веры, двигающей горами.
Большевизм есть мой грех, моя вина. Это есть ниспосланное мне испытание. Страдания, которые мне причинил большевизм есть искупление моей вины, моего греха, нашей общей вины и нашего общего греха". (Бердяев)


Мы с миром этим связаны. Не только искупить его - себя исправить.
Вчерашний день укоренён в сегодняшнем. Сегодняшним же днём, вчерашний поправляется... пусть заклинанием, пусть закрыванием глаз на стыд прошедшего. Не впасть в пелёнки детские опять. Кто старое помянет - глаз, а кто забудет - оба...
Решим же окончательно вопрос.

Пассионарии!
Надрыв, усилие, бросок. В отчаянной жаре прохлада вод, морозные мурашки с гор... течение, возникшее среди болот. Художник, композитор, педагог, организатор и строитель, родитель и хозяин.
Да, да, да - когда зудит энергия духовная.

Когда его энергия с убийством сопрягается, она - злость, ярость, бешенство... в зачатке - слабость, нервный срыв. Не лечит - убивает. Обрушивание океанскими волнами на неприступность каменных громадин. Кровавые воронки и провалы алых вод под заревом багряного заката... и полосканье знамени... знамён. Художник, но в отчянии.


Дурак повторных сотрясений ищет, у нас любой политик - перелом, пока лихач - маяк, напрасно мы покоя ждём. Не будем же верхушки гневных, мутных, пенных волн считать для жизни основанием, как делали всегда.
Шкалу оценок развернём.

Народа суть терпением проявляется. Она в успокоении... зеркальная поверхность вод, в которой небо безмятежно отражается. Прозрачно в глади, но фундаментально. Отец,  солёный пот его, и добрая усталая ладонь, примером нам. Энергия в делах. Творение тряску заменяет. Глубинные подвижки человека там, там голос сердца вразумляет.
Вглядись. Пассионарий истинный, он вне столиц, он надрывает спины и сердца, он строит мир, детей растит, отдав в заклание себя, замуровав себя в фундамент, упав на амбразуру непомерного труда, покрыв собою скудность пропитания,  пыхтит и кормит всех.  Ломая не других - себя!  Одну лишь ночь представьте в промороженном окопе... представьте смену у конвейера... Теперь всё то же, в продолжении, на года, на всю оставшуюся жизнь... распятием во времени...  по воле собственной, себя. Не ожидая воздаяния... не на миру, в молчании сгорая... не завершаясь всё же никогда.
И это вовсе не беда. Вот кто трудяге оправданием...
Бог труженик, крестьянин Бог, хозяин Бог - пассионарий!
Подобный лишь подобных привлекает - "Кто хочет первым стать - тот будь слугою всем"... "Приидите ко мне, обременённые, усталые"...  И, чтоб совсем понятно было, он ноги мыл своим ученикам.
Он создал мир, он населил его, засеял... и в этом Богу невозможно подражать,  возможно только - так же делать, что есть - делами Богом стать.
Никто не испытал потенциала мирной жизни. Прорваться бы в миры её. Не делать, что ни попадя, энергией пылая, энергией пылать,  творя добро.
Так почему всегда война?


- Уж очень редко совесть просыпается сама.
Москву, как мы Искер, татары брали, французы и глумливая шляхта. Нувориши страну скупают... Народ, ужель не видишь ты теперь себя, аборигеном мирным, скромным пред заграничным - алчным, жёстким "Ермаком"? Как справедливость, воздаяние.

Сибирь - как полигон...
Мистерия над этим изобильным краем...
Огромные пространства, чистейшие, обильные... Ветра свежи... Бездонны небеса... Космический блеск солнца тут желаннее. Ему навстречу раскрывается душа и в сердце ликование разгорается.
Летели, таяли, сгорали...
Остяк спускался по Оби, тесня живущий там народ - пришли казаки к остяку, круговращением. Но и Ермак разгон для  продолжения... Ермак - преддверие Наполеона.  Кучум с Кутузовым, в стратегии, одних корней.

"Г.Ф. Миллер замечает, что зимой 1583/84 года в столице (захваченный Искер) начался такой лютый голод, что стрельцы и казаки стали умирать, а остальное войско дошло до трупоедства и переболело цингой". (Дмитрий Верхотуров.)


Сгорали, таяли...
Молчание в прозрачности озёрной глубины... сверхвремени настой на эстафете листопадов... в нём небеса отражены.  Под облаками стон, печальным криком лебедей, летит за горизонты Колымы.  И долгим, долгим эхом расширяется, как воплощение тоски, ГУЛАГ страны.
Сибирский реквием пространства наполняет... тоскою трубною аукаются лагерные плацы... и волчьим соло плачут на луну кресты упавшие упавшим... колючки, вышки - аккомпаниатором, зажмурившим в восторге очи... неисчислимость жертв аплодисментами, овацией. Мы сами исполняем похоронный марш! Себе! По партитурам странным, страшным.
Звучит людская скорбь над вечной мерзлотой.
Горели, таяли... 
Духовный спирт и этот первозданный мир сливались.  Природы без детишек не бывает, она их вновь воссоздаёт и воскрешает. Теперь мы, здесь рождённые, воспринимаем это кладбище как дом... волной сибиряков, взамен вогулов предыдущих, восстаём. Волной взрослеющих, умнеющих... и вновь горящих. Мы будем восстанавливать и исправлять. Духовно отвечая вызову духовному. Из лома кирпичей прочнейший дом восстанет.
Мистерия неспешно продолжается.


- Эх-хе-хе-хе! Лимония на марше.
Чей это ропот слышен - Понаехали! В апартаментах - "белые", в подсобках - местные. Разрыв в зарплатах - безпредел. Канары - тем, "Запрещено купаться" - этим.
И так по всей, по всей стране. Пересажать - воспитывать нас незачем... деревня споена, страны ландшафт не оправдался мужиком. Рабочего не вспоминают больше, работа виртуальная возобладала... Запрещено уже плодиться бедным - детишек в рабство отбирают ювеналы. Кощунник русскоговорящий - обвинителем. И монументы всероссийским разорителям.
Исходит Гад истомой половой. Он не стучит - он бёдрами сучит и ломит в дом. Опять по нотам будем исполнять его желания?
Опасность, между тем, не в композиторе. Христос - Путь, истина и жизнь - был предан земляком, оборван целовками исполнителя.
Отринем наваждение барбитур духовных. Ведь, не Эдем без змея - рай. И без хазаки жизнь не на чужом пиру похмелье, но мёд, родной, целебный... самый тот, что вечно по усам стекает... а в рот никак, пока ещё, не попадёт. 
Когда же дорастём до собственных произведений? Своей душою разгоримся, в умах укрепимся своим "царём", своим лицом обзаведёмся, своими сказками надышимся? Своим путём опять пойдём? Когда самостоятельности вкус поймём?
Но главное, при этом, в зеркало глядеть... И зло своё преображать в безбесную слезу озёр... заранее, наперёд.
Расти уже не только телом. Вернуться в тёплый мир семьи, прильнуть к земле, заняться делом.


- Понять... духовный  жар надчеловечен.
Контакт несовместимого, чудовищный потенциал... беда, авария, губительное замыкание... он ослепительную вспышку порождает... рёв бурь и грома громыхания... он демонов в атаку устремляет.
Горение духовное солому жизни уничтожит. Приложивший его огонь к себе, в отшельники уйдёт, молчальником замкнёт уста, заморит постником себя, молитвенником встанет на колени, юродивым отринется, веригами прикончит тело... и сына в жертву принесёт...  Максималистом жизнь других угробит... "Героем" изобьёт невинные народы...
Иль мир использует... невидимо... с "высот духовных".
Не трезвое, чужое это всё...
Безумно плотское стремление в небеса - бычок производетелем не сможет... дитя главою не потянет... нелеп, дурак ещё, на троне... и если колос не созрел, не в прибыли крестьянин.

О Боге помни, но живи с терпением. Взрослей не торопясь, учись не пропуская. Корабль одолевает море постепенно. Дух - человек за горизонтом.


- "В анархии всё творчество России:
Европа шла культурою огня,
А мы в себе несем культуру взрыва.
Огню нужны -  машины, города,
И фабрики, и доменные печи,
А взрыву, чтоб не распылить себя, -
Стальной нарез и маточник орудий.
Отсюда -  тяж советских обручей
И тугоплавкость колб самодержавья.
Бакунину потребен Николай,
Как Петр -  стрельцу, как Аввакуму -  Никон.
Поэтому так непомерна Русь
И в своевольи, и в самодержавьи.
И нет истории темней, страшней,
Безумней, чем история России."
(М.Волошин)
?
Разнос в клочки - идилия??? И что ты выберешь Россия? Жить бездуховно, но с умом, или рубаху рвать и шапку сапогом топтать, "духовно"? Великих потрясений чаять?
...
Или увидишь всё же дух не истеричным полыханием - сиянием сердечным, ровным?

---
Зима. Спецрейс. АН-2.
Сквозь мотоциклетный треск двигателя едва прорывается голос пилота - "Из посёлка Мужи просят забрать четырёх пассажиров до Салехарда. Несколько дней не было лётной погоды".
Киваю, соглашаясь - времени с запасом, самолёт пустой, посёлок по пути.


Спешат сквозь снежную круговерть, одолевая ветер, люди в широких  малицах.
Ханты, оптимистичный северный народ, один из многих.
Селятся, как и вся Россия, по речным берегам. При слиянии рек, на мысу, образованном  сближением русел, обязательно посёлок.  По над высокими песчанными обрывами, в окружении обширнейших зеркальных разливов, среди тундровых или таёжных великолепий, рядок, другой домиков, остроконечных чумов, столбиков дыма из труб. Некоторые из таких посёлков по Оби, Иртышу разрослись в города - Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск.
Мужчины ханты (раньше - остяки) не высоки - не крупнее русских женщин, худощавы, голоса походят на голос русского подростка с чуть слышной хрипотцой. Речь частенько содержит нарочито серьёзный, шутливый подвох - приглашение рассмеяться.


Взбираются по лесенке четверо. Провожающие, с рук в руки, подают им малыша, не более полметра ростиком,  одетого  как все, лишь чуть поярче, полюбовнее. Из опушки капюшона сияют яблоками щёчки, блестят два глаза - бусинки и клювом воробьиным - носик... и непоседливость.
Пилот, идя к двери, чтобы закрыть её, ворчит - "Ну вот, просили взять четырёх  пассажиров, а оказалось пять".
Один из провожающих, уважительно заглядывая из скрипучего мороза в дюралевый полумрак фюзеляжа, уточняет - "Не пять, а четыре и одна четверть".
Все рассмеялись.
Остаток пути над бескрайней снежной поймой Оби, в снежных застругах, в редких следах от снегоходов, над ивовыми островами и елово-лиственничными материковыми берегами... над всей огромностью земного шара в горизонтах, "одна четверть",  не слезая с родительских колен, глядит в иллюминатор.


Крохотный продолжатель небольшого народа, над землёй предков... над Россией.
Летящий к завтрашним пожарам? 



Иллюстрация - Картина Салехардского художника Владимира Полушкина "Чужак".