Тридцать первый трамвай

Александр Рапопорт
В шестидесятые годы я, коренной ленинградец, учился в Кораблестроительном институте.   В ту пору  Корабелка имела свою основную базу на Лоцманской улице, рядом с Адмиралтейским заводом, позже, уже с нашим участием, построили здание напротив. Один факультет пристроился по соседству с татарской мечетью, редкой красоты, у Кировского моста. Кстати, все названия улиц, проспектов и достопримечательностей, оставим такими, какими они были в те годы.

Мы жили на Петроградской, до Лоцманской можно было добраться несколькими видами транспорта, я любил трамвай, к пол девятого пассажиров ехало мало, всегда есть место притулиться,  минут 35-40 свободного времени,  можно почитать,посмотреть в окошко, при крайней необходимости – полистать учебники или конспекты.

В зависимости от времени года и погоды выбиралось место, летом у раскрытого окна, а  зимой искали электрическую печку под сиденьем, тепло, уют, комфорт, хотя на улице за минус двадцать.

Наша остановка была у Белозерских бань, а трамвай 31-го  маршрута громыхая приползал с кольца в Новой деревне, по дороге собирая попутчиков, многие ездили годами, я, например, почти 8 лет, мы знали друг друга в лицо, шапочное знакомство. Даже места были постоянные, за редким исключением, у каждого пассажира свое законное место, вроде абонемента.

На первом за вагоновожатым месте сидела Эдита Пьеха. Громадный как корабль двухвагонный трамвай подбирал её на углу Чкаловского и Ленина, а выходила Эдита  либо на Пушкинской площади (б. Биржевая),  видимо,  дела в университете, либо на театральной, наверное, в косерваторию. После Фестиваля молодёжи и студентов она уже была знаменитой, но «пиар», «продюсер» не играли определяющую роль, так мы ездили некоторое время в одном трамвае.  Красивая, интересная, очень необычная Пьеха добавляла остроты чувствам  и поездки проходили на одном дыхании.

Тогда ещё не было экскурсионных трамваев, но если бы, вдруг, объявили конкурс, маршрутов 31-ый номер был бы один из главных претендентов на победу. Я постараюсь это доказать, садитесь удобнее, поехали.

Первая остановка – угол Кронверкской и Максима Горького. Мой район, я на Кронверкской в школе учился, рядом знаменитости жили, маршалы, политики, артисты, их дети с нами учились на равных. Ещё один «крутой» дом на самом углу, как раз на остановке трамвая, там научная элита – несколько ректоров, деканы, профессора.

Следующая, крошечная, только за угол повернуть – Сытный рынок. Тоже знакомо,но уже много чего найти можно. Сам рынок, справа, создавал атмосферу жизни, торговли, бесконечного движения, когда-то там был цирк «Шапито», мотоциклисты гонялись по стенкам со страшным рёвом, прообразы современных байкеров. Рядом Институт точной механики и оптики, много молодежи, шум, гам, переплетение разнородных направлений, не последнюю роль играл и «Гастроном», который называли алкогольным.

Слева – парк имени Ленина. Он начинался от метро «Горьковская», от «Стерегущего» и сопровождал всю улицу Максима Горького до конца. Очень красивый, очень зеленый парк, вековые деревья, дорожки, детские площадки, одно из чудных мест Петроградской стороны, когда никуда не хочется, просто посидеть на скамейке удовольствие, естественно, место романтических свиданий.

В парке  много культурных центров. Театр имени Ленинского Комсомола, не самый знаменитый из ленинградских, но были и взлёты, для меня он был памятен тем, что там меня принимали в пионеры. Впритык – Планетарий, один из первых  в СССР, в пору полета Гагарина пользовался необыкновенной популярностью. Далее кинотеатр «Великан», один из самых больших в городе, в нём фильмы шли первым экраном, фестивали, зарубежное кино, школа жизни. Какие люстры, многотонные, под ними сидеть страшно, оркестр перед сеансом, необыкновенное мороженное со вкусом  детства,  какое кино,  американские,  французские, итальянские фильмы, да и наше кино было в расцвете.

Переезжаем вперёд, «Зверинская», а значит Зоопарк. Какой ребёнок не любит Зоопарк, а если рядом с домом, можно без родителей, сотни посещений, в одиночку, с приятелями, с возлюбленной, с детьми. Но нам некогда, «Двери закрываются !».

На проспекте Добролюбова на остановке никого не было, никто не выходил, и 31-ый трамвай через мост  Строителей попал на Пушкинскую площадь. Одна из визитных карточек Ленинграда, Ростральные колонны, в честь морских побед, бывшая биржа, музеи, Университет, классическое место для свиданий на ступеньках, панорама города, виды набережных, на Петропавловскую крепость, спуск к Неве,любой турист умирает, начало Васильевского острова.

Пассажиры не успевают перевести дух, как Дворцовый мост, Эрмитаж, Адмиралтейство, Александрийская колонна. Комплекс мирового уровня, равный которому пока нет и вряд ли - будет. Нет смысла в описании любого из перечисленного, просто обратите внимание на высокую степень концентрации исторических памятников в одном месте,  алмаз Северной Пальмиры.

Мимо Дворцовой площади, вокруг Адмиралтейства, следующая остановка – Невский проспект, здание бывшего Генерального штаба. Я два раза в день проезжал это место и каждый раз думал:

- Как это так получилось, один маршрут трамвая, а красот столько, что в других городах просто не найти?

Но Ленинград это Ленинград, он никогда не кончается, мы прибыли к Исаакиевскому Собору, одному из наиболее значительных художественных музеев. У меня личный интерес – на Исаакиевской площади живут лучшие друзья, а рядом с Собором, их школа, знаменитая 239-ая, математическая. На площади красивое здание Исполкома, перед ним конный памятник Николаю I.

Двинули дальше, здание Сената, трамвай поворачивает на улицу Профсоюзов, а справа на площади во всю красу Медный всадник, памятник Петру I, полно экскурсионных автобусов, туристская Мекка. На Неве причал катеров на подводных крыльях, адрес один – Петродворец, жемчужина обрамления Ленинграда.

Вы думаете всё ?! Ошибаетесь, ещё две остановки, Театральная площадь, Мариинский театр, его труппа одна из лучших в мире, Консерватория, памятники М.И.Глинке и Н.А.Римскому-Корсакову, Никольский собор, недалеко Большая хоральная синагога, бывшая Карусельная площадь одно из заметных мест для любого города, даже для Ленинграда.

Мне осталось до Лоцманской минут 5-7, по дороге Институт физкультуры, кондитерская фабрика, река Пряжка, квартира А.Блока, канал Грибоедова. У 31-го трамвая ещё далекий путь, за фабричную заставу в Кировском районе к заводу имени Жданова, около часа ходу. Там он немножко отдохнёт, а потом обратно в Новую деревню, через красоты Ленинграда.

Но не подумайте, что 31-ый трамвай необыкновенный, у него есть конкуренты.

 Александр Рапопорт