Концепция решения проблемы российских немцев

Гуго Вормсбехер
Концепция
решения проблемы российских немцев

     Проблема российских немцев заведена в тупик. Последствия этого для России, Казахстана, Киргизии сравнимы со снижением уровня грунтовых питающих вод на пахотном клине этих стран. Поверхностно пока не каждому заметное, оно потребует в ближайшее время компенсационного "полива", стоимость которого трудно себе представить.
     Есть ли выход из сложившейся ситуации? Ещё полгода назад его не было видно. Сегодня он реален. Но чтобы убедиться в этом, нужно сначала выяснить, почему проблема оказалась в тупике, что в действительности нужно российским немцам, почему решение их проблемы - в интересах России, и как эта проблема может быть эффективно и в приемлемые сроки решена.
               
     1. О ситуации

     Есть три документа, составляющие правовую основу для решения проблемы российских немцев:
  Закон РФ от 25 апреля 1991г. «О реабилитации репрессированных народов, согласно которому должна быть восстановлена несправедливо ликвидированная в 1941г. АССР немцев Поволжья;
  Указ Президента России от 21 февраля 1992г. об образовании немецкого национального района в Саратовской области и округа в Волгоградской области как первого этапа в восстановлении автономной республики;
  Протокол о сотрудничестве России и Германии в поэтапном восстановлении государственности российских немцев, подписанный 3 июля 1992 года.
        Для работы над реализацией этих документов созданы:
  Межправительственная российско-германская комиссия по проблемам российских немцев;
  Правительственная (российская) комиссия по проблемам российских немцев;
  Управление Госкомнаца РФ по проблемам российских немцев;
  Оргкомитет по реализации Указа Президента РФ от 21 февраля 1992г.
        Нужно, однако, сказать, что за полтора года (со времени принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов) практически для реализации всех этих документов ничего не сделано.
   Конкретная работа, и весьма активная, идет лишь в двух немецких национальных районах - на Алтае и в Омской области. Однако это лежит за пределами сфер реализации основополагающих документов и осуществляется в основном за счет инвестиций из Германии.
   Сложилась ситуация, когда 2 миллиона российских немцев чувствуют себя обманутыми и, не имея надежды на будущее в России, не желая больше верить в обещания, в законы и указы, всё однозначнее вынуждаются к выезду в Германию.
   Германия, которая всегда весьма корректно вела свою политику содействия России в решении проблемы российских немцев, не может ни принять, ни объяснить невыполнение российской стороной совместно подписанных документов, что переносится на германо-российские отношения вообще. Помощь, которая была оказана и оказывается сегодня России для решения проблемы российских немцев, не приведя к практическим результатам, вызвала обоснованный вопрос у налогоплательщиков о её целесообразности. В парламенте, в правительстве Германии, в общественном мнении всё больше выкристаллизовывается другой вопрос: а стоит ли ещё пытаться сделать что-то для немцев в России? Не проще ли, не дешевле ли принять всех в Германии?
   Определенные сложности в реализации такой идеи неизбежны, однако имея опыт приема 8 миллионов немцев в послевоенной полуразрушенной стране и приема по 500 тысяч немцев из восточно-европейских стран в последние годы, Германия финансово, вероятно, вполне может с этим справиться. К тому же, по подсчетам германских ученых, прием двух миллионов российских немцев даст Германии чистую прибыль в размере 84 миллиардов немецких марок. Антииммигрантские выступления в Германии, вспыхнувшие в последнее время, меньше всего направлены против российских немцев, получивших уже и в Германии признание как трудолюбивые, исполнительные, со стойкой моралью люди.
   Если это произойдет (а вопрос находится в стадии подготовки решения), то Россия понесет не только огромные экономические потери (21 триллион сегодняшних рублей), но существенно уменьшится и её интеллектуальный, культурный, нравственный потенциал. Видимо, не сможет не отразиться этот процесс и на российско-германских отношениях вообще. Нужно учесть и то, что два миллиона российских граждан, после 50 лет несправедливостей и дискриминации в очередной раз обманутые, принужденные покинуть свою Родину, обобранные дочиста мздоимцами на местах и московской мафией уже при выезде, переехав в Германию, могут со временем образовать серьезный потенциал негативного отношения к России, что также способно повлиять на отношения между двумя странами.

2. О причинах сложившейся ситуации

Чтобы найти выход из тупика, всё более чреватого серьезными осложнениями, нужно, видимо, сначала разобраться, в результате чего проблема оказалась в этом тупике. Сегодня можно назвать несколько причин.
России как суверенному государству проблема российских немцев перешла для решения от СССР, уже во многом заведенная в тупик. Закон «О реабилитации репрессированных народов» был принят российским парламентов стоя, под аплодисменты, и представляет собой горячее выражение сочувствия оскорбленным народам, стремление скорейшим образом и кардинально восстановить справедливость по отношению к ним, однако он не был дополнен необходимым механизмом его реализации и выделением средств. Это говорит о его проработанности лишь в части задач, но не реальных возможностей России. Не исключено, что этот Закон родился во многом и как мощное средство в конфронтации с союзным руководством, которое тогда ещё занималось этой проблемой.
Во всяком случае, когда СССР распался, и Россия осталась наедине с ею же принятым Законом, алгоритм стопорения проблемы российских немцев на союзном уровне был повторен ею практически один к одному.
Указ Президента РФ об образовании национального района и округа в Поволжье воспринимался уже как серьезный шаг назад по сравнению с Законом, и ещё больше как признание Президентом ошибочности своего высказывания в Саратове 8 января 1992г. о немецкой автономии. Весьма медленная попытка создать заведомо неэффективный механизм исполнения Указа в виде полуобщественного оргкомитета и невыделение средств на реализацию Указа также привело лишь к углублению разочарований.
Протокол о сотрудничестве восстановления государственности российских немцев, подписанный Россией и Германией, мог бы восприниматься как серьезный шаг вперед, если бы он не был практически полностью результатом активных дипломатических усилий германской стороны и явно вынужденной и необходимой уступкой российской стороны. Отсутствие до сих пор механизма его реализации и финансового обеспечения также превращает его в очередное свидетельство наличия у России каких-то серьезных противодействующих причин.
Сегодня эти причины представляются достаточно ясными. К ним можно отнести следующие.
Российское руководство, как в свое время и союзное, основные свои усилия вынуждено направлять на удержание власти в своих руках. Решить в этих условиях какие-либо крупные проблемы, тем более в национальной сфере, почти исключено.
В результате процесса децентрализации власти, начавшегося ещё на союзном уровне и набравшего силу теперь на российском уровне, произошло серьезное разгосударствление политики не только в сфере экономики. Вынужденная ориентация регионов на собственные хозяйственные возможности в условиях прекращения госбюджетного финансирования региональных нужд привела к тому, что и в сфере политики, в том числе национальной, центр, не имеющий реальных механизмов осуществления своих собственных решений, игнорируется практически полностью. (Яркий пример - решение Энгельсского районного Совета о нецелесообразности выполнения Указа Президента по созданию немецкого национального района в Саратовской области). То есть регионы приобрели автономность, позволяющую им, в условиях парализованной центральной власти, или полностью отклонять её решения, или действовать, при наличии финансовых средств, самостоятельно, в своих интересах, без особой оглядки на центр.
     Связанная с процессом децентрализации власти суверенизация не только административных регионов, но и национально-территориальных образований, как можно заметить, также вызывает серьезное беспокойство у центральной власти, хотя в общем процессе акценты стоят явно не на этих образованиях. Нетрудно сделать вывод о том, что Республика немцев Поволжья, даже если бы её восстановление было по другим причинам возможно, сегодня руководству России представляется ещё одним потенциальным очагом суверенизационной эпидемии.
     Вполне достаточны также для невосстановления немецкой автономии экономические сложности страны и размеры инвестиций, необходимых для реализации принятых хороших законов и указов. Потери страны от выезда стольких квалифицированных работников, конечно, велики (впрочем, двузначное число с 12 нулями всё равно мало кто воспринимает), но эти потери окончательно скажутся при другом руководстве, а средства на их предотвращение требуются ведь от сегодняшнего. Сэкономленность потерь не будет видна сегодня, а средства выделить - это будет ощутимо сразу. Отсутствие таких наличных средств, а также людей, чье положение позволяло бы сегодня не только мыслить, но и действовать в стратегических интересах России, вынужденная конъюнктурность государственной политики - ещё одна реальная причина прозябания проблемы российских немцев у парадного подъезда Кремля.
     Ко всему этому нужно добавить ещё два важных момента.
     В России практически нет сегодня органа, который имел бы необходимые полномочия и возможности для разработки и осуществления национальной политики в рамках государства. Локализация этой задачи в ряде кабинетов разрозненно, и часто в пику друг другу, действующих должностных лиц сводит на нет осуществление даже малых намерений. Поэтому можно сказать, что в России сегодня нет и вообще национальной политики. Отсюда народы, автономии, как и административные регионы, вынуждены сами брать на себя решение своих проблем. И так как национальные проблемы одного народа неизбежно и часто связаны с национальными проблемами других народов, то резкие несогласованные движения одного в связке также неизбежно вызывают ответные реакции других, что при отсутствии демократических навыков решения спорных вопросов очень скоро заставляет дымиться кровь.
     Нет в России сегодня и реалистической концепции решения проблемы российских немцев. Разработанная раньше исходила из тогдашних условий, которых сегодня уже нет.
Мы видим, таким образом, что причин, почему проблема российских немцев до сих пор не решена, более чем достаточно. Хотя мы не коснулись ещё одной - положения на Волге. А она тоже существенна - ведь именно там всеми принятыми документами предусматривается восстановление государственности российских немцев.
На Волге с самого начала, ещё в 1989 году, стало нарастать движение против восстановления Республики. Причины подробно освещались в печати - ограничимся их перечислением.
     Областные руководства не хотят отдавать назад то, что было присоединено к областям при разгроме и разделе АССР немцев Поволжья - тут соображения и экономические, и престижные.
     Часть местных руководителей (на территории бывшей АССР) обеспокоены возможной своей неконкурентоспособностью на своих постах в случае восстановления Республики.
     Видимо, это были основные причины "несогласия населения", ибо в то время население само по себе против союзных решений, как и местное начальство против союзного руководства, без поддержки сверху не выступали.
     Однако нужно признать, что "несогласие населения" в виде личных и групповых интересов части областного и местного совпартаппарата ложилось на вполне благоприятную почву. Дело в том, что война по Республике не прошлась; дома, из которых немцы Поволжья были выселены в 1941 году, до сих пор целы (кроме использованных последующими хозяевами на дрова), и в них живут сегодня люди, которые часто тоже не по своей воле оказались в чужих домах; они живут в них уже третьим поколением. И сказать им, что немцы придут к выгонят вас из своих домов, что здесь устроят новый Карабах - это вызывало требуемый эффект: "население" сразу было "против". Сосредоточенность на потенциальных проблемах, неоправданная экстраполяция кавказских и прибалтийских событий на регион бывшей и будущей Немецкой республики, исключительно четко обеспеченное недопущение информации о положительных результатах восстановления Республики для местного населения и региона в целом, - всё это ещё при союзном руководстве загнало во многом проблему российских немцев в тупик, из которого Россия её до сих пор вывести не смогла.
     Сегодня на Волге этого накала страстей нет. Резкое снижение уровня жизни, оставшиеся и усугубившиеся прежние жилищные и социальные проблемы, надвигающаяся острая нехватка рабочих мест из-за освобождения рабочих рук в результате конверсии на скопленных в регионе оборонных предприятиях заставляют многих изменить свое отношение к тому, что вчера отвергалось безоглядно. Однако отрезвление пришло слишком поздно. Сегодня главный вопрос уже не в том, хотят ли Республику местные жители; сегодня главный вопрос в том, а поедут ли туда вообще теперь немцы, даже если эту Республику дадут?

3. 0 необходимости коррекции политики в меняющейся
    ситуации

    Прослеживая шаг за шагом, как наиболее решаемая национальная проблема - проблема российских немцев, неуклонно заходила в тупик, невозможно не задаться вопросом: неужели нельзя было это предотвратить? Не допустить, чтобы вместо примера цивилизованного решения национальной проблемы, которое должно было стать началом решения и других национальных проблем, российско-немецкая проблема была ограничена функцией выявления противодействующих моментов?
     Убеждаюсь снова и снова: отрицательный результат был объективно неизбежен. Хотя бы по двум причинам.
     Первая: задача восстановления Республики решением "сверху", ещё реальная при ее постановке в 1988 году (ибо это соответствовало всему предшествовавшему опыту и практике Советской власти), в середине 1989 года уже была нереальной, ибо развитие событий в стране уже лишило "верхи" необходимой для этого власти.
     Вторая: такого типа масштабные задачи могли в новых условиях решаться только в широком контексте внутренней и внешней макрополитики; первая, однако, в это время была уже почти парализована; последняя - имела слишком далекие от этой проблемы приоритеты.
     Жизнь ещё раз показала: благородных порывов, даже всех народных депутатов вместе, недостаточно для свершения исторических событий; эти события должны быть еще и исторически всесторонне детерминированы.
     Значит ли это, что на проблеме российских немцев следует поставить сегодня крест? Совсем не значит. Ибо сегодня ситуация во многом изменилась. Она позволяет решить эту проблему. Для этого, однако, требуется сначала посмотреть, насколько корректны ранее сформулированные цели и пути их достижения.
     Начиная с 1965 года - года первой делегации российских (тогда советских) немцев, прибывшей в Москву, и по 1988 год, все делегации, а затем и первая общественная организация советских немцев "Возрождение", ставили один вопрос: о восстановлении АССР немцев Поволжья. Это воспринимается как совершенно правильное требование даже из сегодняшнего времени: республика была, ее ликвидировали несправедливо, значит, она должна быть восстановлена. Это было бы реабилитацией невинно пострадавшего народа, восстановило бы его в правах, сделало бы его равноправным с другими народами страны, обеспечило бы его национальное возрождение. И так как республика была ликвидирована указом, то указом следует ее и восстановить.
     Всё было логично и реалистично. Что из этого вышло, и почему, мы уже видели.
     Остается ли всё это логичным и реалистичным сегодня? Полагаю, время обогнало эти требования.
     Если подойти к проблеме российских немцев несколько шире, то главная цель их всегда была и остается - сохранение российских немцев как народа. Это означает, что должны быть обеспечены условия для национальной жизни, для возрождения национальной культуры и языка. А эти задачи могут решаться разными путями. И главный путь здесь - обеспечить людям, полвека назад распыленным депортацией по территории огромной страны, возможность опять собраться вместе. Ибо нельзя сохранить язык и культуру, не имея возможности открыть школу с преподаванием на родном языке, собраться в доме культуры или театре, не имея газет, радио- и телепередач, не имея вузов или даже условий для простого человеческого общения.
     При этом нужно учитывать, что российские немцы никогда не жили все в одном месте: их поселения были на Волге (примерно четверть всех российских немцев), на Украине, в Крыму, на Кавказе, в Сибири и Казахстане, в Средней Азии. И далеко не все немцы хотят сегодня собраться в одном месте. То есть проблема российских немцев и в региональном плане, и по своим задачам, и по интересам различных групп российских немцев - комплексная. И требует комплексного подхода для ее решения.
Республика на Волге была в свое время главной целью, и до сих пор провозглашалась и единственной целью - чтобы не допустить подмены главной цели предложением второстепенных решений. И выдвигалась эта цель в таком качестве потому, что требовать другого российские немцы не имели никакого права: требовать то, что было у них отнято - да, это понятно; требовать что-либо иное - с какой стати?
     Сегодня ясно, что республика на Волге, а точнее, государственность российских немцев - это лишь одно из условий, необходимых для достижения главной цели. Так как далеко не все немцы поедут в Республику, то потребуются и другие национально-территориальные образования: округа, районы, сельские Советы. Потребуется и создание объединений российских немцев типа землячеств - для тех, кто не поедет в национально-территориальные образования, но хотел бы иметь возможность устроить детей в детсад с немецким языком, или в школу с преподаванием родного языка.
     Таким образом, сохранение российских немцев как народа может быть достигнуто сочетанием национально-территориальных образований для одних с национально-культурной автономией для других. Такова жизнь. А создавать национально-территориальные образования следует, видимо, там, где действительно может быть обеспечена нормальная национальная жизнь российских немцев, там, куда они действительно захотят сами поехать. Будет это территория бывшей АССР НП - хорошо. Но сегодня эта территория, после всех событий там, уже мало кого привлекает.
     Видимо, необходимо иначе посмотреть и на вопрос о реабилитации. Конечно, восстановление исторической справедливости путем возвращения бывшей территории - для многих вопрос принципиальный. Но если тебе возвращают территорию, заселенную другими людьми, которые не хотят твоего приезда; если эта территория в значительной своей части уже непригодна для проживания на ней; если она уже мало кого привлекает - то оправдает ли она связываемые с ней надежды? Не будет ли такая реабилитация по сути означать конец для народа?
     Полагаю, подлинная реабилитация - это обеспечение будущего для народа. А будущее не всегда гарантируется возвратом к прошлому. Главное, что нам требуется для будущего, это: ряд территорий для совместного проживания; экономическая и культурно-образовательная инфраструктура; национальное самоуправление; национально-культурная автономия в местах некомпактного проживания.
     Должны мы пересмотреть и метод решения проблемы. Решение ее декретом сверху - это ушло в прошлое. Полагаю, единственный реальный метод здесь сегодня - это решение национальной проблемы российских немцев в сочетании с решением какой-либо крупной экономической проблемы России или её регионов. Одна из таких давних и актуальных проблем - подъем сельского хозяйства в Европейской части России, решение продовольственной проблемы Центра, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
     Проблема имеет ещё один экономический аспект. Российские немцы, как и другое русскоязычное население, вынуждены сегодня выезжать из регионов обострения межнациональных конфликтов. Стремление к моноэтничности, усиливающееся в бывших союзных республиках, будет увеличивать этот поток. Особенно много немцев можно ожидать в этом случае из Казахстана. Тем более, что в этой многонациональной республике маловероятно создание для них национально-территориальных образований, без чего они не смогут противостоять ассимиляции и вынуждены будут оттуда уехать. Поедут ли они в Германию или Россию - это будет зависеть от того, что их ждет в России. Если для них будут созданы компактные поселения, гарантированы возрождение культуры, языка - можно с уверенностью сказать, что большинство останется в России. Для Казахстана это будет, конечно, серьезная потеря, ведь еще в 1965 г. А.И.Микоян ответил первой делегации немцев, что восстановить республику на Волге невозможно, потому что 500 тысяч немцев уедет из Целинного края (центральные и северные области Казахстана, основные поставщики хлеба), а без них там сельское хозяйство вести невозможно.
     Переезд этих немцев в Россию мог бы позволить поднять сельское хозяйство Европейской части России, избавить Россию от необходимости импорта зерна, в т.ч. и из Казахстана.
Переезд немцев в другие страны СНГ маловероятен, т.к. везде, кроме России, для них встает проблема изучения третьего языка (наряду с немецким и русским), везде они будут "представители некоренной национальности" со всеми возможными последствиями этого.

4. О реальном

Ситуация в России изменилась не только в направлении усложнения решения проблемы российских немцев. За последние полгода она изменилась и в другом направлении, открыв совершенно новые возможности для выхода из давнего тупика.
     Приобретя достаточно большую самостоятельность и одновременно будучи вынужденными самостоятельно искать пути решения своих экономических и социальных проблем, многие области пришли почти одновременно к выводу: попытаться сделать это, совместив решение своих экономических проблем с решением в той или иной мере национальной проблемы российских немцев, так недальновидно отвергнутых на Волге. Расчет прост: немцы известны как хорошие работники; множество сел в областях из-за оттока населения в города обезлюдело, земли заброшены; приезд немцев позволит возродить эти земли, сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность; инвестиции под немцев со стороны России и, весьма вероятно, Германии позволят во многом преобразить область, и уж во всяком случае накормить население. А детские садики и школы с немецким языком позволят и русским детям с малых лет знать иностранный, язык, что откроет им и другие возможности. Что же касается "межнациональных конфликтов", то российские немцы, известно, никогда ни с кем таковых не имели.
     То есть в этих областях постарались увидеть главное в привлечении немцев - то положительное, что оно даст.
     На сегодня 17 областей РФ, в основном Европейской части, обратились к Межгосударственному Союзу российских немцев с предложением принять немцев. Условия, выдвигаемые Союзом в качестве обязательных для принятия этих предложений к рассмотрению, - компактность поселения и передача земли в бессрочное безвозмездное пользование с правом наследования - практически всеми приняты. В общей сложности приглашается полтора миллиона человек. Если российские немцы скажут "да", можно бы начать создание главного условия для обеспечения будущего народу - компактного проживания. Нужны две вещи: гарантии будущего этих компактных поселений и финансирование. И то, и другое - от руководства России.
     Финансирование должно начаться Россией, потому что российские немцы - это российские граждане, и они должны убедиться в том, что их Родина хочет, чтобы они остались с ней. Финансирование должно начаться Россией и для того, чтобы Германия могла убедиться, что Россия стремится  что-то сделать для своих немецких граждан - только тогда она может подключиться к финансированию; иначе налогоплательщики не позволят.
     Встает вопрос: где сегодня России взять деньги на такой проект? Ведь тысячи дыр надо залатать! Хотя бы накормить людей!
     Именно для этого и могут быть, и должны быть найдены деньги. Потому что подъем сельского хозяйства, продовольственная проблема - самые актуальные проблемы и на сегодня, и на завтра. И потому, что национальная проблема российских немцев - наиболее рентабельная на сегодня экономическая проблема России. Будет она решена - будут решены проблемы многих. Не будет - потери известны.
     Естественно, не потянет сегодня российский бюджет, чтобы «сразу начать строительство в 17 областях». Но так вопрос никто и не ставит. Вопрос стоит совсем иначе: провести конкурс поступивших предложений, выбрать лучшие и начать в одной или 2-3 областях. Дальше будет видно.
    Можно решить и вопрос с финансированием. Не обязательно же всё в живых деньгах, и так как проблема связана с рядом экономических и социальных проблем страны, то и финансирование можно осуществлять по ряду статей. Например, по развитию сельского хозяйства вообще; по развитию фермерских хозяйств; по программе "Миграция". Можно предоставлять средства путем освобождения от налогов, от пошлин, выделением, допустим, лицензий на экспорт сырья или полуфабрикатов, выделением льготных кредитов. Можно привлечь частный капитал России и Германии тем же освобождением от налогов средств, участвующих в решении проблемы, и т.д.
     Такой подход России позволит и Германии иметь аргументы для своих налогоплательщиков в вопросе финансирования программы по российским немцам, взять на себя, возможно, создание инфраструктуры перерабатывающей промышленности, решение вопросов в сфере культуры, образования, подготовки кадров, помощи специалистами.
     Одной из главных задач должно быть создание инфраструктуры экономики в районах поселения российских немцев с тем, чтобы как можно быстрее они могли решать свои вопросы самостоятельно, уже без инвестиций со стороны России и Германии.
     «Беспокойство» иногда вызывает вопрос: а не захотят ли немцы, собравшись на какой-либо территории вместе, затем тоже отделиться?
     На это можно ответить, что те, кто хочет быть вне России, имеет и сегодня уже возможность выехать в Германию. Компактно проживать в России хотят те, кто не желает, выехав в Германию, утратить всё российское в себе и ассимилироваться, также как и не хочет ассимилироваться в Казахстане, Киргизии или России, утратив всё немецкое в себе. Поэтому отделения не будет.
     Не должно быть опасений и по поводу дискриминации местного населения. Российские немцы, 70 процентов браков у которых - смешанные, как правило, с русскими, и для 60 процентов которых родной язык - русский, никак не могут дискриминировать в чем-то тех, с кем живут в одном доме, с кем имеют общих детей, с кем собираются вместе жить и работать долгие годы. Тем не менее, гарантии соблюдения прав местного населения, впрочем, как и прибывающего, должны бы быть оговорены специальным соглашением или договором. Ибо целью должно быть - обеспечение с самого начала взаимного доверия, уважения, соблюдения интересов друг друга.

     5. С чего начать?

     Видимо, начать надо с выражения принципиальной поддержки руководством России областей, выступающих с инициативой по созданию компактных поселений российских немцев. Затем создать механизм реализации этого проекта. В него должны бы входить:
     - Российско-Германская Межправительственная комиссия; состав российской ее части надо пересмотреть, особенно в части представительства российских немцев, обеспечив представительство в ней тех немцев, которые действительно связывают свое будущее с Россией и настроены на конструктивную работу;
     - Исполнительный орган Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев; в него должны быть включены представители России, российских немцев и Германии;
     - Департамент по проблемам российских немцев, который необходимо создать из представителей российских немцев, настроенных на практические дела;
     - Представительства Департамента на местах, в них должны входить представители российских немцев, представители областей, возможно, специалисты из Германии для решения практических задач;
     - Российско-немецкий банк (холдинговая компания);
     - Фонд "Российские немцы".

     Для разработки региональных программ формируются научные коллективы из представителей России, российских немцев, специалистов из данного региона и специалистов из Германии.
     После разработки региональных программ, согласования их с местным населением, создается сводная программа. Она подписывается представителями России, российских немцев, регионов и Германии. В ней определяются выделяемые территории, этапы их заселения и экономического развития, источники финансирования и долевое участие сторон в ее выполнении.
     Можно, наверное, допустить, что программа, учитывающая насущные интересы всех сторон, позволит не только вывести проблему российских немцев из сегодняшнего тупика, но и успешно решить её, в том числе в стратегических интересах России.
   
  Председатель Межгосударственного Союза
                российских немцев                Г.Вормсбехер

15 ноября 1992 г.