В нашей родне цыган пока не было. Не повезло породниться. Хотя в молодости мы все были чёрноволосыми и иногда нас взрослые в шутку называли цыганятами. В 1960-е годы в СССР все народы дружили и по национальному признаку кроме евреев никого не притесняли. А дети вообще не понимали, кто из нас белорус, татарин, литовец или хохол. Таджики, казахи, узбеки и молдаване в Калининской области тогда не жили, мы их видели только на картинках и в кино.
Цыгане резко выделялись из общей массы населения и их нельзя было не заметить по многим причинам. Они были очень шумные, по одному не ходили, только толпой, одевались ярко и непривычно, а главное – они не ходили на работу и в школу, как все мы. Переезжали всем табором с места на место, торговали, воровали, гадали на картах.
Когда я был совсем маленьким, через нашу деревню Горку несколько раз проезжал цыганский табор. Мы прятались в доме и в окно смотрели на цыган, на их лошадей, на повозки с поклажей. Бабушка в дом их не пускала, тоже боялась, чтобы не утащили чего-нибудь. Про цыган рассказывали много страшных историй, поэтому дети их боялись. Если вечером мы долго не засыпали, шумели и баловались, то бабушка пугала нас цыганами – мол, они ходят под окнами с мешками и всех непослушных детей уносят с собой в табор.
Мама моя тоже боялась живых цыган, но очень любила смотреть на них по телевизору – как они пели, плясали, как любили друг друга – с надрывом, с криками, с поножовщиной. В то время был в моде молодой Николай Сличенко, трио “Ромен”, почти в каждом концерте были цыганские танцы. В фильмах про купцов цыгане всегда шумною толпой крутились вокруг богатеев, подносили им рюмку водки и пели: “- Пей до дна! Пей до дна!” Входили в моду фильмы с цыганами: “Жестокий романс”, “Мой ласковый нежный зверь”, “Цыган”, “Табор уходит в небо”.
Папа не любил цыган, шансон, Высоцкого, Есенина, Маяковского. Он был чисто городской в отличие от всех остальных. Любил старинные романсы и песни про лётчиков. А цыган считал всех жуликами и конокрадами, такой им создали имидж в советском кино. Папа в войну и после неё работал киномехаником и насмотрелся на этих цыган на экране.
Когда я подрос и стал самостоятельно путешествовать, то цыган встречал везде, особенно в Москве и других больших городах – на вокзалах, в поездах, на улицах. В 1972 году на вокзале в Вильнюсе цыганка выманила у меня пять с лишним рублей за гадание, в то время это были большие деньги – хватило бы на две бутылки водки. Но было не жалко, потому что она угадала имя моей литовской невесты и заверила, что невеста меня очень любит и ждёт.
В те же годы к нам в Конаковский техникум приезжал на творческую встречу Яшка-цыган, один из четырёх неуловимых мстителей. Он родом был из Конакова, его табор жил зимой где-то на окраине города, а летом они гастролировали по стране. Часа два он рассказывал нам, как снимался в кино и всякие истории про артистов. Звезду он из себя не корчил, общался с нами запросто и всем понравился. Автограф у него брать я постеснялся.
Как-то летом я поехал с другом Дугласом в деревню к дедушке с бабушкой в гости. В Сонково мы делали пересадку и ждали часа три рабочий поезд. За вокзалом в парке шумел цыганский табор, а по асфальтированному перрону бегали голоногие цыганята и клянчили у всех деньги. От скуки дружок бросал на асфальт то десять, то двадцать копеек и заставлял плясать маленьких цыган. Почти час они с радостными криками плясали, пока у него не кончилась мелочь. А я почему застеснялся и отошёл в сторону. Что-то было унизительное в этом – заставлять детей плясать за деньги. Тогда в СССР строили ещё социализм и о звериных повадках капитализма я читал только в книгах и газетах. А сейчас за деньги тебе спляшет кто угодно: стриптизёрша, проститутка, а бомж и за бутылку водки.
Потом я часто встречал цыган на разных рынках. Покупал у них в Москве для маленькой дочки жвачки в цветных упаковках. Как раз был бум на бубль-гум и дочка менялась жвачками с подругами. Почти как я в своём детстве менялся марками, спичечными этикетками, оловянными солдатиками и старинными деньгами. Меняются времена и меняются игрушки для обмена.
В 2007 году в России по официальным данным постоянно проживают 200 тысяч цыган. Из них в Москве и Московской области – около 50 тысяч.
Родом цыгане из Индии, в древности пришли в наши края, да так нигде толком и не прижились. Кочевой народ, любят лошадей, кузнечным делом занимались для заработка. В словаре Даля у них уже совсем подмочена репутация. Вот их характеристика: обманщики, плуты, барышники, перекупщики.
В народном фольклоре у цыган тоже своя особая ниша:
- У цыгана не купи лошади, у попа не бери дочери.
- На то цыган мать свою бьёт, чтоб жена слушалась.