Этюдник

Александр Воронин-Филолог
      

                В  Дубненской детской художественной школе я учился четыре года – с 1966 по 1970.  Все  вступительные  экзамены  сдал на пятёрки и меня сразу приняли. Это был первый набор учеников. Нашим  учителем и директором был Юрий Иванович Сосин. Занимались  на втором этаже Дома культуры  “Мир”  несколько раз в неделю.
                Осень и зиму мы просидели  в помещении, а весной стали выходить рисовать на природу – на пленэр, как говорят художники. Краски и кисточки мы покупали в основном в Москве в художественных салонах, куда заходили после посещения выставок и музеев. Почти каждый месяц  нас возили по музеям и дворянским усадьбам, приучая к прекрасному и воспитывая на лучших образцах искусства. Мы мало что тогда понимали, нам нравились сами поездки, как новые приключения. Но волшебная сила искусства и состоит в том, что даже  сами того не осознавая, мы становились   чище, светлее, возвышеннее, чем наши  друзья, которые бегали без дела по двору, курили, пили и безобразничали. 
                Каждое  лето у нас была  двухнедельная  завершающая год практика. Тот самый пленэр на свежем воздухе. К  первой  практике нам  настоятельно посоветовали  купить этюдники, чтобы не таскать  краски и бумагу в авоське. Эти этюдники  в  Москве  лежали во всех  художественных салонах. От самых простых  ученических  за 15 рублей, до настоящих, для профессиональных художников – на раздвижных  алюминиевых ножках  и с держателем для зонтика (от дождя и солнца). Многие наши ребята тут же купили себе новенькие, покрытые лаком этюдники. А я сколько ни просил родителей, мне так и не дали эти несчастные 15 рублей. Для нашей многодетной семьи это были  тогда большие деньги. Мы  все трое детей ходили в школу и нам давали каждый день по 15 копеек на завтрак и по 30 копеек на обед. В те годы  подзаработать денег было негде, да родители и не умели этого делать. Поэтому жили от зарплаты до зарплаты, а все крупные вещи покупали в кредит. Большая часть денег  у нас уходила на питание, а мои  двоюродные братья частенько вообще  обедали только  тем, что им принесёт мама, работавшая в садике  нянечкой. Вот такой трудной  и тернистой была моя дорога в искусство. Пришлось две недели рисовать на  фанерке, прикрепляя  бумагу кнопками.
                Ко второй практике  мне опять  не дали 15 рублей, считая  это пустой тратой денег – на какой-то ящик, который  потом  никуда в хозяйстве не пригодится. Но пошли на компромисс. Мама, видя как  я переживаю, из-за нашей бедности  и чувствую себя художником второго сорта  среди  ребят, предложила сделать самодельный этюдник. Я  нарисовал чертёж  с этюдника друга, мама отнесла его на стройку плотникам и  через неделю у меня был свой первый этюдник. Размером он получился побольше  салонного, но мне это даже нравилось – больше красок и кисточек умещалось внутри. Теперь на всех пленэрах  я гордо сидел  среди  наших  ребят и девчат, чувствуя себя молодым Шишкиным  или  Левитаном.
                Художником я не стал, поэтому  самодельный этюдник долго  пылился в  подвалах  и после многочисленных переездов с квартиры на квартиру  куда-то исчез. История повторилась  через двадцать лет. Дочка  пошла  по моим стопам  и тоже  стала учиться в художественной школе у того же  Юрия Ивановича Сосина. Опять  понадобился  этюдник. С женой мы к тому времени уже  развелись, так как  она оказалась натурой приземлённой и  считала  мировую культуру  и  искусство  делом пустым и бесполезным, которым занимаются одни дураки и бездельники. А я продолжал для себя  в свободное  время немного рисовать, писать стихи, рассказы, петь и плясать в компаниях. Поэтому  этюдник для дочки  покупал я, не желая,  чтобы она  страдала  так же, как я в молодые годы. Поехали мы с ней в Москву в те  же художественные салоны  и выбрали  такой, какой она хотела.
                Дочка тоже не стала  профессиональным художником. Но в отличие от мамы  выбрала  гуманитарную профессию и окончила институт с золотой медалью. Этюдник я у неё  забрал на хранение и теперь жду, когда подрастёт внучка.  Кроме  меня  научить  внучку  рисовать  больше  некому.