Славик - индиго или просто ребенок?

Станислав Бук
Эти заметки о Славике, помещенные на моей странице в начале декабря, я решил, немного сократив, собрать в общий репортаж, на случай, если читатель захочет скачать одним блоком.

•  Эти детки. Индиго? Не верю! -  03.12.2010 01:03

1.
Сегодня жена и дочь, попеременно работающие с шестилетками в одной группе санатория, перебивая и дополняя друг друга, рассказали об удивительном мальчике.
Славику 6 лесть. Шалун, как большинство детей с диагнозом "гиперактивные" (в разговоре просто "гиперы").
Дети с азартом играют в игру, которую они называют "Мэмора".
Суть игры такова:
На столе раскладываются рисунком вниз парные картонки: волк раскрашенный – волк контурный, гусь раскрашенный – гусь контурный и т.д. Пар так много, что расклад занимает весь стол.
Вокруг стола для участия в игре рассаживаются 4-5 детишек, иногда и воспитатель.
Один участник берет карточку, показывает всем, затем берёт вторую и тоже показывает. Если взятые карточки парные, они остаются у игрока, и он может выбирать следующую пару этим же ходом, в противном случае обе карточки возвращаются на те места, где были взяты, а ход передаётся следующему игроку. Постепенно, после второго-третьего и т.д. круга дети вспоминают, где какие карточки открывались и начинают брать пары. Выигрывает тот, у кого будет набрано больше пар.
Когда за стол садится Славик, дети отказываются играть. Славик быстро набирает больше всех карт.
Я пожал плечами:
- Прекрасная зрительная память, бывает!
Женщины стали дружно возражать:
- Зрительная память может пригодиться, если перед твоим ходом открывались карточки. А Славик, даже начиная игру первым, сразу находит три-четыре пары!
- Может быть, часто играя, Славик запомнил какие-нибудь знаки, потёртости на тыльной стороне карточек?
- В том то и дело, что игра очень популярна, карточки истрепались, и мы недавно распечатали новый набор.
- А как сам Славик объясняет свой успех?
- Никак. Только показывает, приговаривая "беру эту, потом надо брать ту" и всё.
- Когда дети отказывается с ним играть, он чуть не плачет - "Я тоже хочу играть. Я ведь не забираю все пары сразу!"
Он – ребёнок и не хочет понять, что так, как он, угадывать пары карточек, не видя их предварительно, не смогут другие.

Хотелось бы посмотреть на игру этого ребенка. Должно же быть объяснение феномена. Мистики не бывает…

2.
Только что я был в этой группе. У нас - психоневрологический санаторий. Конечно, посторонним долго в группе быть не следует, но я, под предлогом настройки телевизора (SONY, пропадает цвет при просмотре DVD) удовлетворил своё любопытство и снял игру на камеру. Карточек 24 пары. Вероятность выбора пары с первого раза - 1\47 или 2,1%, выбора двух пар подряд - 1\47 * 1\45 или 0,05%, трёх - 0,001% и т.д.
За столик стали Славик и девочка Женя. Славик взял первую пару, но на второй ошибся, передав ход девочке. Воспитатель прокомментировала:
- Славик, тебя сглазили.
Но и Женя взяла первую пару, а на второй ошиблась, передав ход Славику. Славик взял 2 пары, потом - 1, потом - 5 пар, девочка за это время взяла ещё 1 пару. К концу игры у Жени было 3 или 4 пары. Славик устроил "фейерверк" на 4 или 5 переходе игры к нему, брал пару за парой, ошибся, когда на столе оставалось 3 или 4 пары, потом добрал все. При этом он "работал" с такой скоростью, как играют в пинг-понг. Я сделал снимок карточек. Не новые, но края не потрепанные, тыльная сторона - как бумага плохого качества серовато-желтоватая. Для 6-летнего ребенка наблюдательность - не что-то особенное, но здесь я просто в замешательстве. Если это память каких-то неоднородностей на светлой монотонно-окрашенной тыльной стороне карт, то всё-равно поражала скорость, с которой Славик выбирал пары.

3.
В заметках я упоминал о съемке на камеру игры детей. Это видео я поместил в интернет без редактирования и без купюр, то есть - результат непрерывной съёмки.
Мальчик сначала немного растерялся - играть перед камерой. Но ко второй половине игры пришел в себя и выбирал пары карточек почти без ошибок.
Читатель! При просмотре видео прошу обратить внимание на то, что Славик "угадывал" карточки, которые до этого не переворачивались. Вероятность такого "везения", причем от игры к игре, подсчитывать бесполезно - она ничтожна!
Вот это видео:
http://video.mail.ru/mail/stasbudyak/_myvideo/1.html

Видео клип игры "Мэмори" снят в группе дошкольников детского психоневрологического санатория 30 декабря 2010 года.

Заключение.
В группе есть другая игра, в которой рисунки только похожие. Называется "Ледниковый период". В этой игре рисунку современного животного противопоставлен рисунок допотопного: слону - мамонт и т.п. В этой игре выигрывает Женя.
Женя - 6-летняя девочка, единственная, рисковавшая состязаться со Славиком, самолюбивая и настырная; хитрая, может тайком подсмотреть карточку, чего Славик никогда не делает. Но Женя выигрывает "по игре", запоминая ранее открытые карточки. В её игре решающую роль имеет зрительная память.

Мы с воспитательницей внимательно осмотрели картонки того набора, в котором Славик умудрялся находить пары среди картонок, не открывавшихся в текущем сете, и пришли к выводу, что на тыльной стороне этих картонок видимых неоднородностей - потертостей, загрязнений и пр. нет. Очевидно, Славик видит то, чего не можем заметить мы.
Есть существенная деталь: Славик в санатории тянет "вторую ходку". Он - один из немногих детей, кого совершенно не посещают родители, всё внимание которых переключено на 2-месячного ребёнка.



•  Индиго? Загадка остаётся - 07.12.2010 22:43

В рассказе "Индиго? Не верю" материал о необычных способностях шестилетнего Славика, представленный в форме репортажа (или очерка) с показом видеоклипа, казалось бы, доведен до логической точки, и дальше писать на эту тему я не собирался. Но вот мои жена и дочь, воспитатели в этой группе, рассказывают некоторые нюансы, в частности, о новых опытах, и я подумал, что тем из моих читателей, которым представленный материал показался любопытным, небезынтересно прочесть о новых подробностях.

В течение недели в ту игру, в которой Славик угадывал большинство картонок, дети не играли.

Несколько штрихов о Славике. Как и большинство гиперактивных детей, Славик – шалун. Спектр наказаний в санатории невелик: воспитатель может не дать конфету виновнику во время выдачи остальным детям по конфете. Более жестокое наказание – недопуск к игре. Пять минут высидеть на стульчике, когда другие играют, вроде бы мелочь. Но как мучительно долго тянутся эти пять минут!
Большинство детей воспринимают наказание, как должное; дети прекрасно понимают, что такое хорошо и что  такое плохо, и знают, когда провинились. Особенно инфантильно они воспринимают лишение конфеты.
Но не Славик.
- Мне не дали конфету!
- Славик, ты шалил?
- Шалил.
- Поэтому и остался без конфеты.
- Но всем дали. Дайте мне конфету!
- Ты наказан, поэтому не получил конфеты.
- Всем дали, а мне не дали.
- Славик, ты шалил?
- Шалил.
И т.д. Он понимает, что шалил, но не понимает суть наказания; плачет от обиды и клянчит конфету.
Вот опять прошли "родительские дни", к большинству детей приезжали родители. Славик в санатории вторую смену – с начала октября. У него есть мама, папа и бабушка. Но за все время отец его приезжал только однажды – в конце предыдущей смены, чтобы договориться и привезти Славика ещё на смену.
Прошли хорошие снегопады, и  на территории санатория образовалась крутая накатанная  горка. Воспитатели на эту горку детей не водят. А вот приезжающие родители берут из группы ребенка, саночки, и водят кататься с этой горки.
В понедельник Славик хвалится новой воспитательнице:
- Вчера ко мне приезжали.
- Кто к тебе приезжал?
- Мама, папа и бабушка. Я целый день катался на саночках с горки!
Дети пытаются изобличить Славика:
- Он врет!
- Никто к нему не приезжал!
Воспитательница, чувствуя, что здесь что-то не так, переводит разговор:
- Во что будем играть сейчас?
- В колпачки!
Теперь дети единодушны. Игра в колпачки – новая, в неё дети играют с азартом уже неделю и воспитатели этим пользуются:
- Дам игру в колпачки, если будете себя хорошо вести.
Ну, а провинившиеся…

Меня подмывало изменить те 48 карточек, заклеив тыльную сторону. Но я не решался, боялся, что если разрушу нечто непонятое, то восстановить не удастся, волшебство исчезнет. Ведь в других игровых наборах с карточками, Славик их не угадывает. Осмотрел картонки ещё раз. Чистые, непотрепанное, тут и в лупу нечего рассматривать.
Когда я снимал на камеру, то понятно, что Славик волновался. Ведь я – малознакомый, чужой.
Вчера в группу пришла врач-логопед. Это свой человек, дети с нею общаются почти ежедневно.
Воспитательница вспомнила про Славика:
- А знаете, что может наш Славик? Славик, иди сюда!
Славик с удовольствием демонстрирует свои способности. На этот раз он выбирает все пары, ошибившись два раза.
Логопед заинтересовалась. Она берет из коробки карточку за карточкой и показывает Славику, держа рисунком к себе. Терпеливо, все 48 картонок. Славик называет все, ошибившись два раза. Оказалось, он ошибается на одних и тех же парах: "лев" и "верблюд".
Логопед спрашивает:
- Славик, как ты угадываешь? Ты их видишь?
- Да, вижу.
В этом последнем опыте руки Славика никакого участия не принимают.

Через час приходит "посмотреть" на Славика методист санатория.
Сыграть со Славиком взялась Катя.
Она выиграла две пары.
Вы уже догадались – какие? Вот именно – "бабочка" и "верблюд"; видимо, "бабочку" Катя успела подсмотреть, а "лев" достался Славику в конце игры. Надо отдать должное Кате: Славик предоставил её 3 шанса, и она взяла две пары.
Но феномен Славика остаётся.
Как это он "видит"? Картонки довольно толстые, не просвечивают.

Разумеется, объяснения о "подсказках из космоса" – дань нашему времени; в другое время подмешали бы ангелов и чертей. По рисункам из других подобных игр Славик не угадывает их. Воспитатель рассказывает, что при показе новых картонок Славик хитрит: видит рисунки на коробке от игры и называет одну из них. Он уже вошел в роль артиста и "работает на публику".

•  Индиго. Шестой уровень - 08.12.2010 21:47

Появилась одна рабочая версия.

 Сегодня я подозвал Славика.
- Славик, видишь, у меня болит рука. Поможешь?
Я сделал первый оборот отвёрткой, а дальше болт выкручивает Славик. Снять корпус с телевизора SONY - таких болтов три. После регулировки их же закручивать. Время для беседы.
- У тебя компьютер есть?
- Есть.
- Папа даёт?
- И мама.
- В какие игры играешь?
Славик рассказывает, но я плохо понимаю. Речь неразборчива, тут логопеду ещё потрудиться…
Славик рассказывает о каких-то бабушках, которые бегают всё быстрее.
Наконец, я уяснил. Это - пазлы, пять уровней. Впервые слышу, что складывать пазлы можно в игре с пятью уровнями.
Попытался найти в интернете... впрочем, тут уже такое моё отставание даже от шестилеток, которое мне наверстать не суждено.

Нашел советы. Какими должны быть пазлы для детей. Без заусениц… в четкой рамке… правил много.

Я прикинул: если передо мною разложить 48 картонок рисунками кверху, то вряд ли я смогу находить нужную, затратив меньше одной секунды на поиск. На клипе хорошо видно в режиме реального времени, что Славик в некоторые моменты находит несколько картинок подряд, затрачивая на поиск каждой меньше секунды. Но ведь картонки лежат рисунками вниз!


Эти бумажки, которые для меня «на одно лицо», кажутся совершенно одинаковыми, для Славика просто «пазлы» в игре ШЕСТОГО уровня, ещё более высокого, чем был пятый на компьютере!

Плюс нестандартное мышление за пределами советов, какими должны быть пазлы для детей: шестой уровень – без рамок!

Сегодня Славик опять шалил и опять плакал, выпрашивая конфету. Обычный шестилетний ребенок двадцать первого века.
Но я всё еще вижу перед собою невинные умненькие глаза, вихрастую головку этого ребенка, только что показавшего мне ещё раз то, чего я так и не смог объяснить. Ибо моё предположение - не объяснение.